- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка «История родного города»
Программа кружка «История родного города»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискун Н.А. |
Дата | 31.01.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия»
Протокол МС № 1 от «___»____________20__г.
| «Утверждено» Руководитель МОУ «Гимназия»
|
ПРОГРАММА
кружка
«История родного города»
Пискун Н. А.
учителя начальных классов,
первой квалификационной категории
2-1 класс
2012 - 2013 учебный год
Программа кружка по краеведению для младших школьников «История родного города»
Пояснительная записка Программа кружка «История родного города» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного города способствует воспитанию патриотического духа, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города. Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Вольска и Вольского района. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения города Вольска Саратовской области, культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: экскурсии по городу,изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История родного города», необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.
Учебно-тематический план - 34 ч.
№
Название темы
Дата
Практические
занятия
Теоретические
занятия
план
факт
1
Что хотим узнать о нашем городе? Флаг и герб города Вольска.
1
2
Наш край на карте Родины.
1
3
Экскурсия на набережную города: «Река Волга».
1
4
День памяти героя Советского Союза Виктора Талалихина. Беседа «Герои-выпускники нашей школы».
1
5
Экскурсия в школьный музей «История и традиции нашей школы».
1
6
Посещение драмтеатра. Беседа «Достопримечательности нашего города».
1
7
Экскурсия в городской парк: «Места отдыха в Вольске».
1
8
Устный журнал «История города». Страница 1 «Село Малыковка».
1
9
Устный журнал «История города». Страница 2 «Образование уездного города».
1
10
Устный журнал «История города». Страница 3 «Занятия населения города».
1
11
Устный журнал «История города». Страница 4 «Предприятия современного города».
1
12
Экскурсия в музей (отдел истории).
1
13
Беседа «О чём расскажут улицы города?»
1
14
Экскурсия по улице Революционной. Исторические здания.
1
15
Подготовка к индивидуальным проектам «Улица, на которой я живу». Поиск исторической информации.
1
16
Презентация проектов «Улица, на которой я живу».
1
17
Учебные заведения города.
1
18
Известные люди города.
1
19
Природа родного города. Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы).
1
20
Природа родного города. Растения и животные Красной книги Саратовской области.
1
21
Чем наш город помогает стране? Беседа о заводах и фабриках Вольска.
1
22
Экскурсия на хлебозавод.
1
23
Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 1 «Троицкий собор».
1
24
Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 2 «Памятник автомобилистам ВОв».
1
25
Устный журнал «Памятники и памятные места». Страница 3 «Памятник морякам на набережной».
1
26
Памятники и памятные места. Экскурсия к мемориальному комплексу «Вечный огонь».
1
27
Вольские художники. Экскурсия в картинную галерею.
1
28
Наш город богат талантами. Беседа «Знаменитости родом из Вольска».
1
29
Главная профессия города. Ветераны труда.
1
30
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
1
31 -32
Культурные традиции города. История праздников и народных гуляний.
1
1
33
Игра Поле -Чудес «Город Вольск».
1
34
Виды города Вольска. Экскурсия на горы.
1
Прогнозируемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- делать сообщения на тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы;
- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Список используемой литературы:
1). П.Г. Кутырёв, А.Г.Чулков «Город Вольск» Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985г.
2). П.Г. Кутырёв «Вольск» Москва «Советская Россия», 1980г.
3). Т.А. Шилина «Становление и развитие женского гимназического образования в Вольском уезде Саратовской губернии (конец 19-начало20века)» Вольск 2004г.
4). Интернет ресурсы.