Разработка урока русского языка во 2 классе Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе

Разработала: Букина Оксана Викторовна, учитель начальных классов ЦО №491 г. Москвы.

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Цели: - усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;

- овладение способами проверки безударных гласных в корне слова.

Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

1.В сфере личностных УУД:

-формирование ценностно-смысловой ориентации;

-развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.

2.В сфере регулятивных УУД:

- постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в

процессе урока;

-умение планировать свою работу;

-учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятель-

ность.

3.В сфере познавательных УУД:

-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-

следственных связей;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

4.В сфере коммуникативных УУД:

-умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе

информации;

-формирование умения слаженно работать в группе, в паре;

-формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.

Оборудование:

учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, тетради, доска с интерактивной

приставкой, проектор, MacBook (у детей и учителя), конверты с заданиями для групп,

орфографические словари.

Ход урока

1.Организация класса на работу.

-Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

Много нового узнать, чтобы грамотно писать.

-Ребята, сегодня наш урок пройдет в виде соревнования. Вы разделились на группы.

Группа получает поощрительное очко за каждый правильный ответ. В конце урока мы подведем итог и определим победителей.

-Желаю всем успехов!

2. Актуализация знаний.

-Ответьте на вопросы!

-Как называется главная часть слова?

-Что необходимо сделать, когда уравнение решено?

-Продолжите фразы: а) буквы русского языка делятся на согласные и …;

б)слова, противоположные по значению называются … .

Ответы детей фиксируются на доске (учитель сам выбирает как это сделать, исходя из оснащенности кабинета ).

На доске появляются слова: корень

проверка

гласные

антонимы.

3 .Определение темы и цели урока.

-Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?

-Да, мы будем исследовать безударные гласные в корне слова.

-А какое слово, из представленных на доске, лишнее? (антонимы).

-Но если оно появилось на уроке, значит с такие слова нам сегодня пригодятся.

-А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока? ( научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова).

-Молодцы!

4. Минутка чистописания.

-На улице зима, декабрь, а снег так и не покрыл землю, словно одеялом.

-А может это и хорошо? Ведь не скользко, да и у дворников работы не так много!

Дети не соглашаются с учителем, доказывая необходимость снежного покрова для живой природы.

-Тогда давайте напишем узоры в тетради. Дедушка Мороз увидит как красиво вы умеете писать и наметет много-много снега .

Учитель предлагает детям по образцу повторить элементы букв, но я прошу ребят предложить свой «узор» (у них много заготовлено материала дома). Дети всегда с большой охотой предлагают элементы чистописания, причем очень интересные .

5. Формирование новых навыков.

а) Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.

На доске - слайд:

УДАРНАЯ -

СИЛЬНАЯ -

ЧЕТКАЯ -

-Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.

Ученики называют:

БЕЗУДАРНАЯ

СЛАБАЯ

НЕЧЕТКАЯ

-Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.

-Что значит понятие «безударная гласная»? ( нечеткая).

Дальше дети рассуждают по выше составленной схеме:

Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить в сильную, из безударной сделать ударную.

-А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)

-А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать иакое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой.

-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)

-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)

б). Работа над предложением.

На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.

-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

На доске появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

Анализируя предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове «ребята» нельзя проверить «е».

-Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциацию к этому слову.

Детям была предложена ассоциация в виде рисунка, на котором изображены дети, играющие в игру. Для этого они выстроились на поляне в виде буквы Е. Учащиеся запоминают это, а когда надо будет написать это слово, вспомнят иллюстрацию с построением. Этот прием детям очень нравится. Они сами придумывают такие «запоминалки», а потом выбирают лучшую.

в). Физминутка.

Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся.

Затем учитель настрвивает их на дальнейшую работу:

-Раз, два - выше голова,

Три, четыре - плечи шире,

Пять, шесть - красиво сесть,

Семь, восемь - лень отбросим!

6. Словарная работа.

На этом этапе урока используется интерактивная приставка mimio к магнитной доске.

На доске высвечивается текст с пропущенными орфограммами. Текст напечатан в программе Перволого. Ученики по очереди выходят к доске и вписывают (используя инструментарий «рисовалки») нужную букву, поясняя свой выбор.

Определяются слова, которые нельзя проверить. Их записывают в тетрадь: береза, паук, паутина, лягушка, ветер, морозы.

- Есть ли среди этих слов два слова, которые можно объединить в пару? Почему? (паук - паутина, родственные слова).

_ А какие слова называются родственные?

Поздняя ос.нь.

Тихо в л.су. Не слышно птиц. Б.реза стала з.л.той. П.ук не пл.тет п.утину. не квакают л.гушки. Воет вет.р. Скоро наступят м.розы.



7.Закрепление новых знаний.

а).Работа в группах.

- Молодцы, потрудились на славу, отдохнули немного. А теперь я хочу проверить, сможете ли вы решить сами проблему написания безударной гласной в корне слова

Учитель раздает детям по конверту (один - на группу). В нем четыре задания ( по одному- на ученика).

Пример задания: … - м.рской ёж

Ученик подбирает проверочное слово и вставляет букву в проверяемом, ставит ударение и выделяет корень.

Когда ученик справился с заданием, он (по часовой стрелке) передает товарищу( из своей группы) на проверку свое задание. Капитан команды после всех проверок собирает задания, складывает их в конверт и передает учителю. Педагог определяет очередность выполнения работы, но напоминает, что учитывается правильность выполнения и результат проверки учениками. Поэтому оглашение результатов произойдет позже.

б). Работа с учебником.

Дети выполняют упр. 167 (распределение слов в две группы: проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова).

Эту работу учащиеся выполняют на компьютере в программе NeoOffice .

Их задача: 1) создать нужную таблицу,

2) дать названия столбцам,

3) напечатать слова в нужные столбики,

4) выделить безударную гласную и корень слова с помощью инструментов

выделения.

Для удобства проверки - на доске высвечивается памятка:

КОРЕНЬ

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ

Эта памятка подсказывает ребятам нужный цвет для выделения.

-Давайте проверим работу. Дети осуществляют проверку парами.

Затем работу сохраняют на рабочем столе.

Учитель отмечает тех, кто выполнил все быстро и правильно.

Есть дети, которые справляются с заданием быстрее других. Им можно предложить в программе Перволого изобразить ассоциацию на словарные слова, которые изучили в начале урока.

8. Итог урока. Релаксация.

-Вы хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем мы на уроке были озадачены!?

-У вас на парте, у каждого, есть «Опросник». Заполните его.

Опросник.

-Поставь отметки на оценочной шкале.

Оцени, насколько тебе понравился урок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько трудны для тебя были задачи урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оцени своё усердие в решение этих задач

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько сплоченно работала твоя группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Домашнее задание.



© 2010-2022