Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Что такое школьная дружба? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»





Методическая разработка

внеклассного мероприятия для 1 класса

«Что такое школьная дружба?»







Автор: Степанова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории









г. Нижнекамск - 2015

Перечень материалов:

1.Пояснительная записка.

2.Содержательная часть: методические рекомендации по организации и проведению мероприятия.

3.Дополнительные материалы и приложения:

а) сценарий мероприятия.

б) фотоматериалы.

4.Перечень используемой литературы.

5.Папка с презентацией к мероприятию.

Пояснительная записка Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице и в общественных местах. Он бывает в роли подчиненного и руководителя, старшего и младшего. Разные бывают дети. Одни грубы, невежливы и нимало не смущаются этим. Другие хотели бы быть культурными, да не знают иногда, как надо поступить. Никому не секрет, что 1 класс - это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной работы уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений. На сегодняшний день проблема дружбы между детьми очень актуальна. Она приобретает межличностный характер и в этом его острота. В связи с этим возникла необходимость подготовки и проведения данного мероприятия.

Цели мероприятия:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;

  • воспитание чувства любви и уважения к своим друзьям;

  • сплочение коллектива учащихся;

  • определить ценность дружбы;

  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;

  • на примере прочитанных стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

Задачи:
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

  • развивать связную речь учащихся;

  • учить высказывать свое мнение о проблеме, учить рассуждать, доказывать;

  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Методические указания: В результате проведенного мероприятия дети должны научиться понимать что они живут на свете не одни, а среди людей, что соблюдение определенных норм и правил поведения делает отношения между людьми необременительными, а приятными. Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения. Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности. На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.

Оборудование: ПК, экран, проектор; раздаточный материал: карточки с набором слов для работы в паре, доска с необходимыми записями, памятки, законы, цветок дружбы (на каждого ученика). Классный час построен в технологии критического мышления. И состоит из 3-х этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Ход мероприятия:

I. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

-Верите ли вы, что с другом все беды не страшны?

-...., что друг не поможет в трудную ситуацию?

-...., что с подружкой веселее провести время?

-...., что не имей сто рублей , а имей сто друзей?

-...., что друга можно обмануть?

-...., что настоящих друзей бывает много?

-...., что с братом можно дружить?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

-Ребята, послушайте басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь - вас всякий легко погубит». - Что хотел сказать этими словами отец? -Как вы считаете, можно ли слова, которые отец сказал сыновьям отнести к нашему коллективу? -Догадайтесь, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о дружбе, о нашем классном коллективе, о том, что нужно для того, чтобы мы были как одна крепкая семья, чтобы никогда в нашем классе не было ссор, чтобы вы умели дорожить дружбой со своими одноклассниками и другими ребятами.

- Тема классного часа «О дружбе».

- Вы согласны поговорить о дружбе?

II. Ход мероприятия.

1) Игра «Ты мой друг!»

- Ребята, у меня в руках цветок, который называется «Цветок дружбы». Кто из вас может передать этот цветок кому-нибудь из ребят нашего класса и сказать «Ты мой лучший друг (подруга)!» (проводится игра, дети должны передавать цветок, с выражением произносить слова). - Это очень здорово, что у вас есть друзья!

2) Выявление смысла слова «друг».

- А, кого можно назвать другом?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Дружба - это....

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое дружба.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о дружбе.

Заслушиваются вопросы детей.

- Продолжите - друг - это тот, кто … (- Понимает меня; - с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; - верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

- Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

- Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

- Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

3) Выявление качеств дружбы.

- Ребята, а как выбрать себе друзей?

- Давайте поможем лисе правильно выбрать себе друзей!

Один ученик переодевается в лису и ведет диалог с остальными учащимися. Учитель говорит: «Ребята, к нам в гости пришла лиса из леса. У нее никогда не было друзей среди людей, только среди лесных зверей. Поэтому она просит нашей помощи, нашего совета, с кем можно дружить, а с кем нельзя. Поможем ей выбрать друзей?»

Лиса: «Я люблю лес и хочу подружиться с теми, кто лес бережет, кто не ломает деревьев, не бросает мусор в лесу, не оставляет без присмотра костры, не бьет стеклянные бутылки и не сжигает пластик. Можно с такими дружить?» Реплики детей. Лиса: « Я подружусь с самым сильным мальчиком в классе, чтобы он всегда за меня заступался, даже если я не права или сама обижаю других» Следуют рассуждения детей. Лиса: «Я поняла, надо дружить с тем, кто самый крутой в классе, у кого самый классный велик, у кого самый лучший мобильник, самый современный компьютер. С таким всегда интересно, есть во что поиграть» Следуют рассуждения детей. Лиса: «Поняла, поняла. Надо вы реветь у родителей и у бабушки с дедушкой лучший мобильник, самый навороченный комп и велик, чтобы ни у кого не просить, а чтобы все сами у меня просили. Все будут мне завидовать и сами ко мне приходить, чтобы поиграть, и у меня будет много друзей» Следуют рассуждения детей. Учитель: « Дети, почему лиса все время ошибается, что она ищет в дружбе? (выгоду, проявляет эгоизм). - А, давайте, расскажем ей, какие бывают настоящие друзья! (рассказы детей) Лиса: «Спасибо вам, ребята. Никогда не буду искать выгоды в дружбе и буду всем помогать, не буду дружить с плохими, злыми, гордыми, завистливыми, тщеславными людьми и сама такой не буду».

- А теперь давайте послушаем стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья».

(рассказывают 2 ученика)

Б.Заходер «Мы - друзья»

С виду мы

Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!

Дело в том,
Что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе...
Отстаем!

Дружба дружбою,
Однако,
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра,
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

-Ребята, какое это стихотворение?

-Что можно сказать о дружбе этих мальчиков?

-Я думаю, у каждого человека есть друг, а если нет, то каждый мечтает, чтобы он у него появился. Самый верный, самый надёжный, самый настоящий друг.

Физминутка

Встаньте дети, встаньте вдруг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

-Ребята, посмотрите на экран. Вам нужно выбрать из слов, записанных здесь те качества, которые характерны для настоящей дружбы.

*Выручать. * Сплетничать.

*Поддерживать. * Завидовать.

* Говорить правду. * Обзывать.

*Доверять. * Командовать.

* Делиться. * Жадничать.

* Уважать. * Ябедничать.

*Помогать.

* Уметь радоваться чужим успехам.

4) Пословицы о дружбе.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).

- Давайте поиграем. Игра называется «Закончи пословицу». Внимание на слайд.

5) Игра «Кто с кем дружит?».

- Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

- О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

- Ребята, посмотрите на экран, здесь записаны имена сказочных героев. Ну-ка, вспомним, кто с кем дружит?

1)Забавные бурундуки: Чип и….(Дейл)

2)Добрая Белоснежка и ….(7 гномов)

3)Забавный Винни-Пух и ….(Пятачок)

4)Добрый Малыш и….(Карлсон)

5)Доверчивый Буратино и …..(Мальвина)

6)Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

6) Законы дружбы.

- С чего начинается дружба?

- Могут ли руки помочь подружиться?

- Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

- Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? (мягкие, теплые)

Физминутка (дети выполняют в парах). Немного отдохнём. Ты дрозд и я дрозд (показывают) У тебя нос и у меня нос. У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие, У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие. Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются). -Давайте попробуем составить законы дружбы вместе. Выберите законы для памятки. (Дети работают самостоятельно в парах) В нашем классе можно: 1)Говорить добрые и вежливые слова; 2)Приветствовать друг друга каждый день; 3)Дружно принимать участие во всех делах школы и класса; 4)Следить за своим здоровьем; 5)Дружить, смеяться и шутить. В нашем классе нельзя: 1)Ссориться, ругаться и драться; 2)Говорить плохие слова; 3)Обзывать своих одноклассников; 4)Грубить учителям и одноклассникам; 5) Брать чужие вещи без разрешения, даже у друга. -Кто за принятие этих законов прошу поднять руку. -Эти законы дружбы я попрошу вас выучить дома наизусть и соблюдать их каждый день (памятки раздаются ученикам). -Замечательные законы дружбы! Если вы будете их выполнять, то у вас будет много настоящих друзей. 7) Игра «Прости меня!» -Но не всё так хорошо в нашем классе. Иногда случаются такие ситуации, что ребята обижают друг друга. Найдётся ли в классе смельчак, который сейчас смог бы взять «Цветок дружбы» и передать его человеку, которого он когда-то обидел, и произнести слова: «Прости меня за то, что….». -Это очень хорошо, что есть ребята в нашем классе, которые осознают свои плохие поступки. Но мне очень хочется, чтобы таких ситуаций, когда кто-то кого-то обидит, больше не было. III. Рефлексия. -Ребята, у каждого из вас на парте лежит цветок дружбы. Я прошу сейчас ребят, которые считают, что нам просто необходимо жить дружно, приклеить этот цветок на полянку. -Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. -Мне очень приятно, что вы все считаете, что нам нужно жить дружно. IV. Итог классного часа. - Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. - Скажите, ребята, что такое дружба? Приём «Синквейн» Дружба Весёлая, добрая Помогает, радует, выручает Без дружбы жить нельзя Согласие - С какими словами познакомились на уроке? - Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда: - Ребята, давайте жить дружно! V. Исполнение песни кота Леопольда «Про дружбу».















Фотоматериалы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Что такое школьная дружба? (1 класс)Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Что такое школьная дружба? (1 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Что такое школьная дружба? (1 класс)Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Что такое школьная дружба? (1 класс)







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведение классных часов на тему дружбы, вызывает большой интерес у учащихся. Ведь наш класс - это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Тема взаимоотношений заставляет задуматься о себе и о тех, кто рядом с тобой. Ребята с удовольствием играют, размышляют и с уважение рассказывают истории о себе и своих друзьях. В результате такого мероприятия формируется добрые отношения между детьми в классе, воспитывается взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу. В процессе проведения тематического классного часа нарабатываются навыки общения, права добровольного участия, создаётся благоприятный морально-психологический климат в группе. Подготовка к такому занятию развивает ответственность у ребят за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущему. Классные руководители должны проводить мероприятия на темы дружбы, пропагандируя доброту, милосердие, уважение. Это содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.



Список литературы:

  1. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Персидская И.В. Классные часы в 1-4 классах: Внеклассная работа в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия: мозаика детского отдыха. - М.: ВАКО, 2010.
  4. Журналы Начальная школа.
  5. Альберони Ф. Дружба и любовь / Ф. Альберони ; пер. с итал. Т. З. Клебановой;-Прогресс, 2010.

  6. Ельницкий К. В. Отношения между ученицами // Лицейское и гимназ. образование. - 2010.

  7. Рахманова С. Скажи, кто твой друг? // Студенческий меридиан. - 2012.

  8. Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. - 2010.

  9. Интернет - ресурсы.


© 2010-2022