- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности мир - прекрасное творенье
Программа внеурочной деятельности мир - прекрасное творенье
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карапузова М.М. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир прекрасное творенье»
на основе программ Министерства образования РФ «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство»
Авторы программы:
Карапузова Марина Михайловна, зам директора по ВР
Направление: духовно- нравственное
Возраст: 6,5-8 лет
Срок реализации программы:1год
Введенеие
Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя ее высшими чувствами и образами. Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно-нравственное воспитание ребенка. Для человека русской культуры определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, поэтому назначение программы заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность обретения спасительного нравственно востребованного духовного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим детей на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.
Пояснительная записка Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем:
- освоения детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и правил доброй, совестливой жизни;
- развития мотивационной сферы через формирование стремления подражать высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок;
- развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор;
- содействия развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
- содействия развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;
- оказания помощи в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;
- формирования навыков усидчивости и аккуратности в работе.
- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;
- формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной ;
- первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой занятий;
- формирование у детей представлений о целесообразном (и куль-туросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;
- содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности обучающегося посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья. Целостное духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста осуществляется в процессе воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи: - дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека; - познакомить детей с правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром; - содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные задачи: - воспитывать чувство благоговения к святыням, примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок; - формировать духовно-нравственные качества (добродетели); - воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного поведения; - воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи: - формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»; - содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Учебный план
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
1 год
1
Духовно- нравственный уклад детской жизни
33
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Всего часов
В том числе
теория
практика
Раздел 1
Духовно- нравственный уклад детской жизни
33
20
13
1
Введение. Бог - Творец мира, в котором мы живем.
1
-
2
«Там, где дружат - живут не тужат» (по сказке «Репка»). Работы в подарок именинникам.
1
1
3
«Свои плоды приносит осень». Работы в подарок именинникам.
1
1
4
Храм Божий.
1
-
5
Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.
1
-
6
«Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»). Игра «Выбери себе друга».
1
1
7
О ссоре, прощении и примирении. Аппликация «Тарелка с яблоками» (в подарок именинникам).
1
1
8
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).
1
-
9
О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»).
1
-
10
«Поможем ежику». Лучшие работы в подарок именинникам.
-
1
11
«Была бы охота, заладится любая работа» (по рассказу «Ворона и кувшин»).
1
-
12
«Правда дороже денег» (по сказке «Пастух и волки»).
1
-
13
Праздник «Введения во храм Пресвятой Богородицы».
1
-
14
«Кто такой ты? Какой ты?». Напутственные стихи именинникам.
0,5
0,5
15
Скоро праздник Рождества Христова Подготовка к празднику Рождества Христова.
1
1
16
Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».
1
17
«Глупый киснет, а умный мыслит» (по сказке «Маша и медведь»).
0,5
0,5
18
«Зимние забавы». Подарки именинникам.
2
19
Прошеное воскресенье. «О ссоре и прошении».
1
-
20
«Доброе братство сильнее богатства (по сказке «Старик и сыновья).
1
-
21
«Только трудом держится дом» (по сказке «Заюшкина избушка»). Работы в подарок именинникам.
1
1
22
Беседа об отношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки». Работы в подарок именинникам.
1
-
23
Подготовка к празднованию Пасхи.
Участие в общем празднике Пасхи
0,5
1,5
24
Чтение любимых книг ко дню Славянской письменности и культуры.
0,5
0,5
25
Итоговый урок .
-
1
Содержание дополнительной образовательной программы. Данная программа включает в себя один раздел. Организация образования и воспитания детей происходит в образовательном учреждении и в семье. Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа происходит не только при изучении этих традиций на занятиях, а в процессе всех видов детской деятельности, уклада детской жизни. Курс «Мир - прекрасное творенье» для детей младшего школьного возраста - не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, благочестивое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций; труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели - духовно-нравственного развития личности ребенка младшего школьного возраста. Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым крутом христианских «самых главных праздников» (О.М.Потаповская), воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, близкими, детьми, взрослыми. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственными христианскими заповедями - значит исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребенка в будущем.
Освоение традиций детьми младшего школьного возраста происходит через воссоздание характерного для русского народа уклада детской жизни, определяющего и содержание общения, и особенности организации деятельности детей на занятиях и в свободное время. Курс занятий с детьми предполагает использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения. В процессе освоения программы создаются условия для духовно-нравственного развития личности ребенка путем формирования нравственных представлений (эталонов) о духовно-нравственных нормах в отношениях и поведении человека. Выполнение задач программы обеспечивает позитивную социализацию младших школьников.
Первый год обучения
1. Введение. Бог - Творец мира, в котором мы живем. Теория: Знакомство с предметом. Бог. Мир и его творение. Человек в православной картине мира.
2 «Там, где дружат - живут не тужат» (по сказке «Репка»). Работы в подарок именинникам.
Теория: Беседа о дружбе, помощи, взаимовыручке. Чтение сказки «Репка»
Практика: Работы в подарок именинникам.
3 «Свои плоды приносит осень». Работы в подарок именинникам.
Теория:
Практика:
-
Храм Божий.
5. Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.
Теория: Жития святых (биографии самых известных святых.) преподобный Сергий Радонежский.
6 «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»). Игра «Выбери себе друга».
Теория: «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»). Беседа о дружбе, взаимовыручке. Чтение сказки «Кот и петух»
Практика: Игра «Выбери себе друга». Чтение сказки «Кот и петух».
7. О ссоре, прощении и примирении. Аппликация «Тарелка с яблоками» (в подарок именинникам).
Теория: беседа о ссоре, прощении и примирении.
Практика: Аппликация «Тарелка с яблоками» (в подарок именинникам).
8. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).
Теория: Беседа о лжи. Последствия обманов. Чтение сказки «Колобок»
9. О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»).
Теория: Что такое послушание? Воспитательная и поучительная функция сказок. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
10. «Поможем ежику». Лучшие работы в подарок именинникам.
Практика: изготовление подарков именинникам.
11. «Была бы охота, заладится любая работа» (по рассказу «Ворона и кувшин»).
Теория: беседа о трудолюбии. Чтение рассказа «Ворона и кувшин».
12. «Правда дороже денег» (по сказке «Пастух и волки»).
Теория: «Правда дороже денег», чтение по сказки «Пастух и волки».
13. Праздник «Введения во храм Пресвятой Богородицы».
Теория: православные праздники. «Введения во храм Пресвятой Богородицы».
14. «Кто такой ты? Какой ты?». Напутственные стихи именинникам.
Теория: Беседа о товарищах.
Практика: разучивание стихов.
15. Скоро праздник Рождества Христова. Подготовка к празднику Рождества Христова.
Теория: православные праздники. Рождество Христово.
Практика: разучивание игр, стихов, изготовление поделок.
16. Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».
Практика: Разучивание стихов, инсценировка сценок.
17. Урок показ «Глупый киснет, а умный мыслит» (по сказке «Маша и медведь»).
Практика: чтение и инсценировка сказки «Маша и медведь»
18. «Зимние забавы». Подарки именинникам.
Практика: Игры на свежем воздухе. Изготовление подарков именинникам.
19. Прошеное воскресенье. «О ссоре и прошении».
Теория: беседа о ссорах. Умеем ли мы прощать.
20. «Доброе братство сильнее богатства (по сказке «Старик и сыновья).
Теория :трудолюбие. Чтение сказки «старик и сыновья».
21 «Только трудом держится дом» (по сказке «Заюшкина избушка»). Работы в подарок именинникам.
Теория: беседа о трудолюбии.
Практика: изготовление подарков именинникам.
22. Беседа об отношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки».
Теория: беда о взаимоотношениях с ближними.
Практика: изготовление подарков именинникам.
23 . Подготовка к празднованию Пасхи. Участие в общем празднике Пасхи
Теория: Праздник Пасха. Празднование.
Практика: разучивание стихов. Театрализованное представление.
24. Чтение любимых книг ко дню Славянской письменности и культуры
Теория: славянская письменность.
Практика: чтение книг.
25. Итоговый урок.
Практика: театрализованное представление.
Дидактический материал:
- просмотр видеофильмов,
- слушание аудиокассет с записями сказок.
- кабинет для занятий;
- зал для проведения репетиций, массовых мероприятий ;
- аудио-теле-видеоаппаратура;
- игровой инвентарь;
- фотоаппарат, видеокамера;
- концертные костюмы (сценические);
- транспорт.
- показ;
- мастерская;
- выставка;
- праздник;
- конкурс;
- фестиваль.
К концу первого года обучения дети должны: Знать: устройство и принципы работы голосового аппарата; о фольклоре как источнике народной мудрости; детский игровой фольклор; жанры потешного фольклора. Понятия - ансамбль, аккомпанемент. Принципы устройства и звучания шумовых инструментов. Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно исполнять малообъемные песни, слушать произведения, определять их жанр и характер.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы:
- беседа и дискуссия;
- изучение музыкального материала;
- повторение пройденного материала;
- экскурсия;
- демонстрация;
- игра;
- опрос;
- тестирование.
- специальная литература по направлениям деятельности;
- аудио и видеоматериалы;
- сценарные разработки праздников, игровых программ;
- возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагогов и обучающихся в курсах, семинарах, конкурсах, фестивалях.