Урок с использованием инновационных средств обучения «Формы слова. Окончание»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок с использованием инновационных средств обучения «Формы слова. Окончание»Урок с использованием инновационных средств обучения «Формы слова. Окончание»Урок с использованием инновационных средств обучения «Формы слова. Окончание»Урок с использованием инновационных средств обучения «Формы слова. Окончание»Тема урока: Формы слова. Окончание. Предмет: русский язык Класс: 3 Учитель: Понакшина Валентина Ивановна Тип урока: урок приобретения новых знаний Цели по содержанию: обучающие:
  • формировать представление об окончании как изменяемой части
слова и его роли в предложении;
  • ввести в познавательную деятельность и активный словарь
учащихся терминов: окончание, формы одного и того же слова;
  • совершенствовать знаний об однокоренных словах.
развивающие:
  • развивать умение сопоставлять и различать разные формы одного и
того же слова и однокоренные слова.
  • развивать память, мышление, наблюдательность;
  • развивать навыки самостоятельной работы.



воспитательные:
  • воспитывать любовь к предмету;
  • создать условия для воспитания культуры общения;

  • формировать потребности писать грамотно;

  • мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты учебного занятия: Предметные:
  • научатся находить в слове окончание - изменяемую часть слова;
  • будут сформированы навыки грамотного и каллиграфического письма.
Метапредметные: регулятивные:
  • научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности;
  • будут учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы учащихся.
коммуникативные:
  • научатся сотрудничать, слушать мнение других, работать в парах и группе;
  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
  • конструировать небольшие устные речевые высказывания;
  • доказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для объяснения.
познавательные:
  • научатся ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя;
  • научатся распознавать формы одного слова;
  • будут уметь перерабатывать полученную информацию.
Личностные:
  • научатся доводить начатую работу до конца; оценивать свою и работу других.
  • проявлять интерес к предмету;
  • осознать потребность в изучении темы;
  • самостоятельно объяснять и определять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения, обсуждения.
Используемая технология: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая, игровая, информационные технологии.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

  • тесты;

  • карточки с заданиями;

  • учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3 кл. М: Просвещение, 2013;

Инновационное оборудование:

  • интерактивная доска, проектор;

  • компьютерная презентация;

  • система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS .

Формы работы:

  • фронтальная (Ф)

  • Групповая (Г)

  • Индивидуальная (И)

Используемые учебники и учебные пособия: В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс. М: Просвещение, 2013. УМК «Школа России».

І. этап. Вырабатывание (5 мин) Нагрузка относительно невелика 1.Этап мотивации к учебной деятельности (Цель: проверить готовность учащихся к уроку; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке.)

Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».

Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке. Записывают число. 2.Этап актуализации опорных знаний (Цель: активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.). Словарная работа. Кроссворд на интерактивной доске, картинки словарных слов будут появляться на экране, вы будете записывать их, чётко проговаривая, на доске.

(Пенал, петух, песок, пшеница, помидор, пассажир).

Молодцы, справились с заданием! Какие части речи записали? (Имена существительные). Устно придумайте однокоренные имена прилагательные к данным словам. (Петух - петушиный, песок - песочный, Пшеница - пшеничный, помидор - помидорный, пассажир - пассажирский).

Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в родственных словах пишутся одинаково).

У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст (Приложение 1), какое слово повторяется. Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов: роса, без росы, росу, росой? (Одинаковое). Это однокоренные слова? (Нет). Почему? (Имеют одно лексическое значение). Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока. Что мы должны сегодня узнать на уроке? ІІ. этап. (20 мин) Максимальная работоспособность Нагрузка максимальное снижение на 15 мин

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Упражнение 142 с. 79. Прочитаем текст и посмотрим, какая часть слова изменяется. Читаем вслух по одному предложению. Да, правильно изменяется окончание. Мы можем назвать её изменяемая?

Окончание - изменяемая часть слова. Повторяем. Выделяется окончание квадратиком.

Выпишите это слово так, как оно звучит в предложениях. Давайте отметим изменяемую часть в слове осина, посмотрите, пожалуйста. Как она называется? Обратите внимание, значение слова не изменяется, изменяется форма слова.

Осина, осины, к осине, про осину - разные формы одного и того же слова. Они различаются окончаниями. Посмотрите, как правильно выделять окончание в словах. Назовите, какие окончания встретились в этих словах? Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверья, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра. Что вы можете сказать про окончание? Давайте сделаем вывод, для чего служит окончание. Окончание служит для связи слов в предложении.

На доске: хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса).
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему? Что мы знаем про связь слов в словосочетании? (Что все слова в словосочетании связаны по смыслу). Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80).

Подберите однокоренные слова к слову лиса. Как пишутся корни у родственных слов? Какой частью слова различаются разные формы одного и того же слова? 4.Физкультминутка (на 15 мин) (Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление). Упражнения 1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 - одновременные круговые движения руками назад; 4 - и.п. 2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 - поворот налево; 2 - и.п.; 3-4 - то же направо. 3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 - медленно присесть; 4 - вернуться в и.п. Если услышите слово с окончанием а, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание - похлопайте перед собой. Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады. 5. Этап первичного закрепления (Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий). Разноуровневые задания с дифференцированным подходом (Приложение 2). Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.

Кр.Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.

Жёлт2. Дайте ответы на вопросы и запишите их, используя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах. Кого вызвали к больному? (Врач) Кому дал книгу Вася? (Товарищ) Чем наполнена корзина? (Овощи)

Зел.

3.Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
Новую, построили, городе, школа, в. Светлые, уютные, и, школа, кабинеты. Площадка, находится, школой, спортивный, за. Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока) (Цель - эмоционально-смысловая разрядка).

ІІІ. этап. Конечный порыв (10 мин) Небольшое повышение работоспособности 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку работ).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Прочитайте текст (Приложение 3).

Рыбаки наловили много рыбы. Крупную рыбу сдали на рыбный завод. А бабушка испекла пирог с рыбой. Он называется рыбник.

1 группа. Выпишите разные формы одного и того же имени существительного.

2 группа. Выпишите однокоренные слова.

Проверка.

Какую часть слова называют окончанием? Для чего служит окончание?

Как пишутся корни в однокоренных словах? 8. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке (Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата). Тест (Приложение 4) проводится с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS. Где можно применить новое знание? Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы? Над чем ещё надо поработать? У кого не было затруднений по новой теме? Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов? Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи. У формы слова изменяется только окончание. Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны

«!» - Урок полезен, всё понятно.
«!» - Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
«-» - Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!

Домашнее задание (Приложение 5).

Выполните то задание, которое вам по силам.

1.Упражнение 146. с. 81.

2. Раскрой скобки и поставь слова в нужную форму.

Скоро наступит (зимы)… . Замелькают в воздухе первые (снежинка)… . Теплым одеялом укроет снег (земля)… . (Снежная)… метели заметут (лесная)… тропы. А детям радость. Будут лепить (снеговик)…



Используемая литература: 1. «Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. Ч. 1» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: «Просвещение», 2013.

2. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. /В помощь школьному учителю / О.И.Дмитриева - М.: ВАКО, 2013.




Приложение 1.

Прочитайте текст.

1.Роса - утра краса. 2.Без росы и трава не растёт. 3.Земля пьёт воду, а трава росу. 4.Утром лес росой умывается.

Приложение 2.

Кр.Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.

1. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.

Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.

Жёлт.2. Дайте ответы на вопросы и запишите их, используя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах.

Кого вызвали к больному? (Врач)

Кому дал книгу Вася? (Товарищ)

Чем наполнена корзина? (Овощи)

Зел.

3.Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.

Новую, построили, городе, школа, в.

Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.

Площадка, находится, школой, спортивный, за.

Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.

Приложение 3.

Прочитайте текст.

Рыбаки наловили много рыбы. Крупную рыбу сдали на рыбный завод. А бабушка испекла пирог с рыбой. Он называется рыбник.

1 группа. Выпишите разные формы одного и того же имени существительного.

2 группа. Выпишите однокоренные слова.

Приложение 4.

Тест

1)Какая часть слова называется окончанием?

а) общая часть родственных слов

б) изменяемая часть слова

в) самая маленькая часть слова.

2) Для чего служит окончание?

а) для связи слов в предложении

б) для связи частей слова

в) для связи частей текста

3) Как найти окончание в слове?

а) надо сравнить родственные слова и выделить общую часть

б) надо изменить слово и найти ту часть, которая изменяется

в) надо выделить букву, которая стоит в конце слова

4) Каким знаком надо обозначать окончание

а)

б)

в)

5) В каком слове выделенные буквы являются окончанием?

а) рябина

б) кудрявая

в) дерево

Приложение 5.

Выполните то задание, которое вам по силам.

1.Упражнение 146. с. 81.

2. Раскрой скобки и поставь слова в нужную форму.

Скоро наступит (зимы)… . Замелькают в воздухе первые (снежинка)… . Теплым одеялом укроет снег (земля)… . (Снежная)… метели заметут (лесная)… тропы. А детям радость. Будут лепить (снеговик)…



© 2010-2022