Обучение грамоте. Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.

Цели:

- формируем умение различать гласные и согласные звуки;

- формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

- формируем умение писать предложения;

- формируем умение анализировать текст.

Оборудование: презентация по сказкам Г.Х.Андерсена

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


1. Формулирование темы урока. - Рассмотрите с. 128 «Букваря». Сформулируйте тему урока. - Чем будем заниматься на уроке? Предположите, какие задания будем выполнять.

Составление плана урока.

План

  1. Знакомство с заглавными буквами.

  2. Знакомство с написанием букв Ж и Х.

  3. Чтение слогов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Письмо слов и предложений.

  6. Повторение правил о написании слов с большой буквы.



2. Работа в «Букваре». Сравнение графики букв Х и Ж. - Сравните заглавные буквы Х и Ж - сначала печатные, затем пись­менные. - Зная печатные буквы Х и Ж, легко ли узнать по начертанию пись­менные буквы? - На что похожи заглавные буквы Х и Ж Чтение слов и предложений 1-й столбик: - Почему эти слова написаны с заглавной буквы - Подчеркните заглавную букву в именах. 1-4-я строчки: - Прочитайте имя знаменитого датского сказочника. (Ханс Кри­стиан Андерсен.) - Что писали Х. Андерсен и Ж. Сименон? Прочитайте предложе­ния. - Прочитайте про Даниила Хармса. Что сказано про этого поэта? - Что вы читали Д. Хармса самостоятельно? (Загадки, песенки, скороговорки.) - Только ли для детей писал Даниил Хармс? - Что значит зарубежные? (Живут в других странах, а не в Рос­сии; за границей, за рубежом.)

- Как вы понимаете выражение детективные романы? (Большие произведения о раскрытии запутанных преступлений.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в прописи. Написание строчных букв х и ж. - Как вы думаете, чем отличаются заглавные буквы Х и Ж от строчных х и ж? (Размером.) Написание заглавных букв Х и Ж. Написание слов с заглавными буквами на свободном месте после букв: Жанна, Жора.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». Чтение текста «Сказки Андерсена» (с. 128). 1) Работа с текстом до чтения. - Известны ли вам сказки Андерсена? - Какие? Кто вам их читал? - Прочитайте заглавие текста. Знаете ли вы, кто рассказывает эти сказки? (Оле-Лукойе.) - К вам в гости пришёл знаменитый рассказчик Оле-Лукойе. Презентация «Сказки Андерсена». - Что бы вам хотелось узнать ещё о сказочнике и его сказках? 2) Работа с текстом во время чтения. а) Сначала ученики читают про себя, затем вслух по одному пред­ложению.

Сказки Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен родился и жил в Дании. (А Дания - это в России? Нет, страна на севере Европы.) Он много путеше­ствовал, побывал в разных странах. Сказки Андерсена известны взрослым и детям всего мира. (Как могли сказки Андерсена узнать люди других стран? Их переводили на другие языки.) И вы, навер­ное, слышали от мамы или бабушки многие из них: «Огниво», «Снежная королева», «Свинопас», «Дикие лебеди». (Какие из этих сказок вам известны?) - Сказки Андерсена интересные, умные, добрые и немного грустные. б) Выявление первичного восприятия. - Согласны ли вы с этим? в) Обобщающая беседа. - Что нового узнали об Андерсене? - Названия каких сказок могли бы продолжить 4-е предложение? - Что нравится вам в этих сказках? 3) Работа с текстом после чтения.

Разгадывание кроссворда. Вопросы:

1.Как звали одного из главных героев сказки «Снежная королева»? (Кай)

2. Кто полюбил принцессу и добивался её внимания с помощью волшебного горшочка? (Свинопас)

3. Как звали утёнка, которого не приняли на птичьем дворе из-за его внешности? (Гадкий)

4. Отважная девочка, добравшаяся до страны вечного холода за своим другом. (Герда)

5. Что так мешало спать настоящей принцессе? (Горошина)

6. Кто отдал свой голос за возможность ходить на двух ногах? (Русалочка)

7. Какие птицы приняли в свою стаю Гадкого утёнка? (Лебеди)

8. Какой предмет помог солдату заполучить в жёны принцессу? (Огниво) - Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?

Физкультминутка. 2. Работа в прописи. 1) Упражнение в написании слов с жи - ши. - Прочитайте слова в столбике. - Какую букву надо вставить в этих словах? Почему? - Впишите эту букву в слова. - Какое правило сформулировано в ра­мочке? - Вставьте пропущенные буквы, напишите свои слова. - Прочитайте слова на следующей строчке. Рассмотрите образец. - Как образовать слова второй пары? (Нож - ножи, уж - ...) 2) Наблюдение над словами с парными согласными звуками в се­редине. - Схемы каких букв-«человечков» видите? О чём они спешат на­помнить? - Как вы думаете, какое задание вам предлагают выполнить? (Звуки [ж]-[ш] образуют пару по глухости-звонкости. Будьте внимательны, когда эти звуки слышатся перед глухими со­гласными в середине слова.) Образец рассуждения: - В слове крышка в середине слышу [ш]. Проверочное слово крыши, пото­му что после проверяемого согласного стоит гласный, слышу [ш] и пишу букву Ш. Запишу проверочное слово: крыши. Подчеркну букву Ш. Аналогичная работа проводится с остальными словами. Коллективная проверка. 3) Списывание предложения с печатного образца. - Прочитайте предложение. Подчеркните карандашом «опасные места» в словах. Объясните написание слов с большой буквы. - Что выделено кавычками? (Учитель показывает их написание на доске.) - Спишите предложение. Разделите все слова на слоги. Проверьте написание слов.

3. Работа в «Букваре». Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку» (с. 129). 1) Работа со стихотворением до чтения. - Сказки живут и в книгах-великанах, и в книжках-малышках, книжках-игрушках и книжках-театрах. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Вот, например... - Прочитайте фамилию автора и название стихотворения. (Юнна Мориц, «Песенка про сказку».) - Если автор Юнна Мориц, какая это будет песенка? (Эта песенка должна быть весёлой, так как все её стихи обычно весёлые и инте­ресные.) 2) Работа со стихотворением во время чтения. а) Самостоятельное чтение стихотворения про себя. б) Выявление первичного восприятия. - Напевая песенку про сказку, что вам удалось увидеть, вообра­зить? в) Чтение вслух по строфам и рассуждения по ходу чтения.

Песенка про сказку. Сказка по лесу идёт - (Разве умеют сказки ходить?) Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая! Из ворот! (Какие сказочные герои могли бы прийти из леса, воды, двора?) Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка - умница и прелесть, (Можете заменить слово «прелесть» другим словом? Замечательная. Автор о сказке говорит, как о человеке, хорошем друге.) С нами рядышком живёт, (Интересно, а зачем сказке надо жить рядышком с нами?) Чтобы, Чтобы, Чтобы снова Добрый злого Победил!


Чтобы добрый Чтобы злого Стать хорошим Убедил! Ух, за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой! Обожаемые сказки - Слаще ягоды любой! (Не просто любимые сказки - какое слово употребляет автор? Как вы думаете, какое слово точнее передаёт отношение многих читателей к сказкам? Авторское - обожаемые.) В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка - умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт.


- Что главное в сказках? А так ли это? (Справедливость и добро всегда побеждают.) - Какая строчка повторяется? - Почему снова автор повторяет эту строчку? (Авторское отноше­ние к сказке.) - Как понимаете последнюю строчку? г) Обобщающая беседа. - Определите главную мысль стихотворения. - К какому разговору приглашает автор? (Зачем нужны сказки?) 3) Работа со стихотворением после чтения. - К песенке художник сделал иллюстрации и поместил их на ку­биках. - Какие куплеты песенки подойдут к иллюстрациям? - А какие сказки могут быть в этом сказочном хороводе? Назовите.
- Большой хоровод получился? - Давайте устроим «сказочный» концерт для гнома Оле-Лукойе. Выразительное чтение стихотворения.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией)


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ТООУ


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.






ΙV. Домашнее задание (по желанию)



1) Выучить «Песенку про сказку» на­изусть. (по желанию) 2) Нарисовать предмет из сказки Андерсена.


V. Итог


- Вспомните, что нового мы сегодня узнали? - Что повторили из того, что знали? - Какое за­дание показалось наиболее интересным? - А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД


Обучение грамоте. Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.

8

© 2010-2022