Рабочая программа по ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 519 от 01.09. 2015г.

Заместитель директора по УВР

Болотская В.В.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Класс 1 -г

Количество часов в неделю - 1 час, количество часов за год - 33 часа

Уровень ____базовый

Учитель Бершадская Н.В.




Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы».


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №1 от 26.08.2015г.

Руководитель МО Чигирева Г. К.

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-а класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 30 г. Симферополя на основе : 1) Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение,2011. 2) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.Просвещение,2011. 3) Рабочие программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Авторы: Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.( 5-е издание) М.: Просвещение ,2015. Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности..

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ценностные ориентиры содержания курса. Приоритетная цель художественного образования в школе -духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости.

Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Место курса в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 - 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Методические особенности тем Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств - изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Планируемые результаты изучения курса Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.















Содержание тем учебного курса

Ты изображаешь, украшаешь и строишь Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения Мир полон украшений. Цветы. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Искусство и ты Как и чем работают художники Три основных цвета -красный, синий, желтый. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы.(обобщение темы). Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: мужской образ. Изображение характера человека : женский образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Как говорит искусство Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий. Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.

Искусство вокруг нас Искусство в твоем доме Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Художник и зрелище Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы). Художник и музей Музей в жизни города. Картина - особый мир. Картина - пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Деревня - деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли Родной угол. Древние соборы. Древний город и его жители. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород.Псков.Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ - художник Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Ты изображаешь,украшаешь и строишь

33 ч.

Ты учишься изображать:

8 часов

1

Изображения всюду вокруг нас.

1

2

Мастер Изображения учит видеть

1

3

Изображать можно пятном

1

4

Изображать можно в объёме

1

5

Изображать можно линией

1

6

Разноцветные краски

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1

8

Художники и зрители

1

Ты украшаешь

9 часов

9/1

Мир полон украшений

1

10/2

Цветы

1

11/3

Красоту можно уметь замечать

1

12/4

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

13/5

Красивые рыбы.Монотипия.

1

14/6

Украшение птиц. Объёмная аппликация.

1

15/7

Узоры, которые создали люди.

1

16/8

Как украшает себя человек.

1

17/9

Мастер Украшения помогает сделать праздник ( обобщение темы)

1

Ты строишь

11 часов

18/1

Постройки в нашей жизни

1

19/2

Постройки в нашей жизни

1

20/3

Дома бывают разными

1

21/4

Домики, которые построила природа

1

22/5

Какие можно придумать дома.

1

23/6

Дом снаружи и внутри

1

24/7

Строим город

1

25/8

Всё имеет своё строение

1

26/9

Строим вещи

1

27/10

Город, в котором мы живём .

1

28/11

Город, в котором мы живём (обобщение по теме)

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

5 часов

29/1

Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе.

1

30/2

Праздник весны. Праздник птиц.

1

31/3

Разноцветные жуки.

1

32/4

Сказочная страна.

1

33/5

Временами года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ: Программа: Неменский Б.М., Неменская Л.А., ГоряеваН.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство(Рабочие программы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2011. С.3-128). Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь,и строишь. 1 класс. М. Просвещение, 2011. Технические средства обучения. 1. Компьютер. 7. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. 2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 3. Стол учительский с тумбой. 4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1 класс


Дата

Тема

Планируемые результаты

Оборудо

вание

По плану

По факту

Предметные

Метапредметные

Личностные


ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ.


1.



Изображения всюду вокруг нас.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобраз. искусство».

Чему мы будем учиться на уроках Кабинет искусства - художественная мастерская. Находить в окруж. действительности изображения, сделан. художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2.



Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма». Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3.



Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. Использовать пятно как основу изобразительн. образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительн. впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

4.



Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы Находить выразител, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

5.



Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

6.



Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с предмет. ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.) Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен

7.



Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление)

8.



Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художествен. творчества и опыт восприятия искус-ва. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционал. оценивать выставку творческих работ одноклассников. Эмоцион. оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ.


9.



Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Находить примеры декоратив. украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетич. оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.


Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

10



Цветы - украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Находить примеры декоратив. украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетич. оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.


11



Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

12



13



Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), создан. человеком. Разнообразие орнаментов и их применение. Прир. и изобразительные мотивы в орнаменте.

14 Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

15



Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -уметь организовать место занятий.

16



Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Нов. году.Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

17



ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ.


18



Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанн. человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму - удобную и красивую. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современ. дизайна с целью развития наблюдат-ти и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность, -уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоят. практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

19



20



Дома бывают разными Многообразие архитектур. построек и их назначение. Соотношение внешн. вида здания и его назначения. Составные части дома Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

21



Домики, которые построила природа. Природн. постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

22



Какие можно придумать дома. Анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома.

23



Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

24



Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

25



Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

26



Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

27



Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектур. впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективн. панно-коллажей с изображен. городских улиц. Овладевать навыками коллективной творческ. деятельности. Участвовать в обсуждении итогов совместной практич. деятельности.

28



ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ


29



Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов худож. деятельности: участвуют в процессе создания практическ. работы и в анализе произвед. искусства; у каждого своя функция. Различать три вида художественной деятельности Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятел. творческую деятельность,

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

30



«Праздник весны». Праздник птиц Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы.
Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художествен. приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

31



Разноцветные жуки. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Уметь повторить и затем варьировать систему действий с художест. материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с худож. материалами, изобретая, моделируя в художест. деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художеств. познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

32



«Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

33



Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и впечатления от произведений в худож. музее или на выставке. Выражать в изобразительн. работах свои впечатления



© 2010-2022