Урок литературного чтения. Татарская народная сказка Три сестры

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, развитие их читательских и литературных умений и навыков.

Задачи:

развитие смыслового прогнозирования;

формирование навыков поискового чтения;

тренировка внимания и памяти в процессе работы с текстом;

совершенствование видов анализа;

обогащение нравственного и литературоведческого опыта.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»(2 часть) для учащихся 2 класса, автор - составитель Ефросинина Л. А.; раздаточный дидактический материал (см. Приложение №3), карточки с названиями литературных жанров.

Ход урока

I. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА РАБОТУ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Чтение стихотворения А. Плещеева

2. - Чьё чтение особенно понравилось? Почему?

3. Чтение «на бис».

III. ЧТЕЦКАЯ ПЯТИМИНУТКА

1. Половина класса выполняет задания по карточкам раздаточного

дидактического материала в парах, тройках. Другая половина - участвует в интерактивной игре «Идём в гости». Учитель проверяет выполненную работу.

2. На доске записаны анаграммы:

амам

атребц

укшабаб

теоц

тресас

акдушед

ынс

окчда

евсткнеа

ядяд

апап

ётят

(мама, отец, сын, братец, сестра, дочка, папа, бабушка, дедушка,

невестка, тётя)

- Расшифруйте слова.

- Какие из слов встретились в вашей карточке?

- Какое слово объединяет их? (семья)

- Как вы думаете, почему именно эти слова встретились в текстах? (Мы работаем над темой «Стихи, рассказы, сказки о семье.)

- Отгадайте, о каких литературных жанрах идёт речь.

- Этот жанр мы узнаём по ритму, рифме и строфе. (Стихотворение)

- Кто читал стихи?

- Как называется жанр, в котором повествуется о реальных событиях?

(Рассказ)

- Кто прочитал рассказ?

- В каком жанре содержится вопрос, задачка для ума? (В загадке)

- У кого в карточке встретились загадки?

- Произведения каких жанров ещё были в карточках? ( Дети называют, учитель вывешивает карточки с названиями на доску)

- Карточки с названием какого жанра нет? (Сказка)

- Сегодня на уроке мы читаем сказку.

IV. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Найдите название сказки в шифрограмме. (На карточке)

Прогнозирование содержания сказки по названию.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации в учебнике.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

Сказку читает учитель.

VI. БЕСЕДА ПО ПРОВЕРКЕ ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

- Поделитесь своими мыслями и чувствами.

- За кого переживали? Почему?

- Когда было тревожно?

- Вы грустили, когда слушали?

- Отчего было радостно?

- Кто хочет перечитать сказку?

VII. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ УРОКА.

- Какие цели поставим перед собой?

Используя разные приёмы и виды чтения, будем учиться:

  • читать без ошибок, выразительно;

  • развивать внимание, память, ум, чувства;

  • быть…

- Какими будем учиться быть?

- Можем мы сейчас ответить на этот вопрос?

VIII. ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ТЕКСТА.

1.Чтение зачина по стрелкам (записан на доске):

  • шевеля губами за указкой;

  • самостоятельно шёпотом.

- Найдите эти строчки в тексте в учебнике.

- Прочитайте вполголоса.

- Вставьте пропущенные слова (на карточках у каждого ученика). День и ночь она ________, чтобы накормить и одеть, трёх своих дочерей.
_____ и _____ она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.
День и ночь она работала, чтобы ______ и ______ трёх своих дочерей.
День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть ______ своих дочерей.





- Прочитаем хором, выделив голосом слова, которые вставили. - Как понимаете слова «день и ночь она работала»? - Для чего женщина это делала? - Что мы прочитали? (зачин) - Как догадались?
2.Чтение «лесенкой» в парах (по карточкам) - Прочитайте «лесенку» друг другу, вполголоса. - Найдите эти слова в тексте. Прочитайте про себя. - Как понимаете слово «быстрые»? - Выберете подходящие к нему по смыслу слова:
Проворные Умелые Рушные Спортивные Ловкие Резвые Трудолюбивые Рукодельные Скорые на руку Хозяйственные
- Что значит «похожи на светлую луну»? - Чья была заслуга в том, что дочери выросли умелыми и красивыми?
3. Чтение по цифрам. 1) С доски за указкой. 2) На карточках в парах. 3 10 2 4 5 9 1 6 8 7 одной, дома, за, вышли, они, из, одна, замуж, ушли, и
- Найдите эти слова в сказке. Перечитайте про себя.

4.Чтение «волна» - Перечитайте вполголоса.
Прошло несколько лет. руха мать, и посылает она Тяжко заболела ста- рыжую белочку. к своим дочерям чтоб ко мне поспешили. - Скажи им, дружок,
- Что произошло несколько лет спустя? - Кого послала к своим дочерям старуха мать?
5.«Буксирное» чтение (с ускорением) - Какую весть принесла белочка? - Как восприняла её старшая дочь? - Как прочитаем слова дочки? - Что сделала белочка? - Попробуйте рассердиться. а) в парах; б) фронтально. - Как белочка наказала старшую дочь? - Прочитайте, как это произошло.
6.Чтение «Найди ошибку» - Что сказала вторая дочь, услышав о болезни матери? - Как отреагировала белочка? - В кого превратила белочка среднюю дочь?
7.Игра «Кто быстрее»? - Покатайтесь по тексту до третьей точки и поставьте знак V - Перечитайте эти предложения. - Была ли занята младшая дочь когда к ней постучалась белочка? - Что она делала? - Как поступила третья дочка? - Какие слова главные в этом предложении?
8.Хоровое чтение. - Что сказала белочка младшей дочери? - Прочитаем хором. - Какой тон чтения выберем? 1) в парах 2) индивидуально.
9.Чтение цепочкой в парах. - Дочитайте сказку до конца цепочкой в парах. - Что прочитали? (концовку) - В кого превратилась третья дочка? - Есть ли в этой сказке чудеса? - Какая это сказка?
10. - Посмотрите на схему построения сказки. Что не так? (нет кульминации) - Перечитайте сказку «про себя», подумайте, где кульминация.
IX. ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
- Выполните №3, 5 на с . 47 в тетради по «Литературному чтению» - За что были наказаны старшие дочери? - Почему люди любили младшую дочь? - Чему учит нас эта сказка? - Найдите окончания пословиц (в парах) Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Ближе матери нет друга. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы. Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Мать кормит детей, как земля людей. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. - Какая пословица подходит к данной сказке?
X. ИТОГ УРОКА - Что можно сделать с этой сказкой? - Кому бы вы хотели рассказать эту сказку? - Для чего? - Какими нас учит быть это произведение?


















Приложение

(выдаётся каждому ученику)

1.Найдите название сказки в шифрограмме. ОРПКАВЫЗЩДЛОТЬОГРНЕРТРИБДЖЗШЩОЛИТМСЕСТРЫДЗ

2.Вставьте пропущенные слова. День и ночь она _________, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. ______ и ______ она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. День и ночь она работала, чтобы ________ и _____трёх своих дочерей. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть _____ своих дочерей.

3.Прочитайте «лесенку».

И

вы-

рос-

ли три

дочери

быстрые

как ласточки,

лицом похожие

на светлую луну.

4.Прочитайте по цифрам.

3 10 2 4 5 9 1 6 8 7

одной, дома, за, вышли, они, из, одна, замуж, ушли, и

5.Чтение «волна».

Прошло несколько лет.

руха мать, и посылает

рыжую белочку. Тяжко заболела ста-

чтоб ко мне поспешили. она к своим дочерям

- Скажи им, дружок,





© 2010-2022