- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения. Татарская народная сказка Три сестры
Урок литературного чтения. Татарская народная сказка Три сестры
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Легошина О.Б. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, развитие их читательских и литературных умений и навыков.
Задачи:
развитие смыслового прогнозирования;
формирование навыков поискового чтения;
тренировка внимания и памяти в процессе работы с текстом;
совершенствование видов анализа;
обогащение нравственного и литературоведческого опыта.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»(2 часть) для учащихся 2 класса, автор - составитель Ефросинина Л. А.; раздаточный дидактический материал (см. Приложение №3), карточки с названиями литературных жанров.
Ход урока
I. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА РАБОТУ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Чтение стихотворения А. Плещеева
2. - Чьё чтение особенно понравилось? Почему?
3. Чтение «на бис».
III. ЧТЕЦКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1. Половина класса выполняет задания по карточкам раздаточного
дидактического материала в парах, тройках. Другая половина - участвует в интерактивной игре «Идём в гости». Учитель проверяет выполненную работу.
2. На доске записаны анаграммы:
-
амам
атребц
укшабаб
теоц
тресас
акдушед
ынс
окчда
евсткнеа
ядяд
апап
ётят
(мама, отец, сын, братец, сестра, дочка, папа, бабушка, дедушка,
невестка, тётя)
- Расшифруйте слова.
- Какие из слов встретились в вашей карточке?
- Какое слово объединяет их? (семья)
- Как вы думаете, почему именно эти слова встретились в текстах? (Мы работаем над темой «Стихи, рассказы, сказки о семье.)
- Отгадайте, о каких литературных жанрах идёт речь.
- Этот жанр мы узнаём по ритму, рифме и строфе. (Стихотворение)
- Кто читал стихи?
- Как называется жанр, в котором повествуется о реальных событиях?
(Рассказ)
- Кто прочитал рассказ?
- В каком жанре содержится вопрос, задачка для ума? (В загадке)
- У кого в карточке встретились загадки?
- Произведения каких жанров ещё были в карточках? ( Дети называют, учитель вывешивает карточки с названиями на доску)
- Карточки с названием какого жанра нет? (Сказка)
- Сегодня на уроке мы читаем сказку.
IV. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Найдите название сказки в шифрограмме. (На карточке)
Прогнозирование содержания сказки по названию.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации в учебнике.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
Сказку читает учитель.
VI. БЕСЕДА ПО ПРОВЕРКЕ ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами.
- За кого переживали? Почему?
- Когда было тревожно?
- Вы грустили, когда слушали?
- Отчего было радостно?
- Кто хочет перечитать сказку?
VII. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Какие цели поставим перед собой?
Используя разные приёмы и виды чтения, будем учиться:
-
читать без ошибок, выразительно;
-
развивать внимание, память, ум, чувства;
-
быть…
- Какими будем учиться быть?
- Можем мы сейчас ответить на этот вопрос?
VIII. ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ТЕКСТА.
1.Чтение зачина по стрелкам (записан на доске):
-
шевеля губами за указкой;
-
самостоятельно шёпотом.
- Найдите эти строчки в тексте в учебнике.
- Прочитайте вполголоса.
- Вставьте пропущенные слова (на карточках у каждого ученика). День и ночь она ________, чтобы накормить и одеть, трёх своих дочерей.
_____ и _____ она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.
День и ночь она работала, чтобы ______ и ______ трёх своих дочерей.
День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть ______ своих дочерей.
- Прочитаем хором, выделив голосом слова, которые вставили. - Как понимаете слова «день и ночь она работала»? - Для чего женщина это делала? - Что мы прочитали? (зачин) - Как догадались?
2.Чтение «лесенкой» в парах (по карточкам) - Прочитайте «лесенку» друг другу, вполголоса. - Найдите эти слова в тексте. Прочитайте про себя. - Как понимаете слово «быстрые»? - Выберете подходящие к нему по смыслу слова:
Проворные Умелые Рушные Спортивные Ловкие Резвые Трудолюбивые Рукодельные Скорые на руку Хозяйственные
- Что значит «похожи на светлую луну»? - Чья была заслуга в том, что дочери выросли умелыми и красивыми?
3. Чтение по цифрам. 1) С доски за указкой. 2) На карточках в парах. 3 10 2 4 5 9 1 6 8 7 одной, дома, за, вышли, они, из, одна, замуж, ушли, и
- Найдите эти слова в сказке. Перечитайте про себя.
4.Чтение «волна» - Перечитайте вполголоса.
Прошло несколько лет. руха мать, и посылает она Тяжко заболела ста- рыжую белочку. к своим дочерям чтоб ко мне поспешили. - Скажи им, дружок,
- Что произошло несколько лет спустя? - Кого послала к своим дочерям старуха мать?
5.«Буксирное» чтение (с ускорением) - Какую весть принесла белочка? - Как восприняла её старшая дочь? - Как прочитаем слова дочки? - Что сделала белочка? - Попробуйте рассердиться. а) в парах; б) фронтально. - Как белочка наказала старшую дочь? - Прочитайте, как это произошло.
6.Чтение «Найди ошибку» - Что сказала вторая дочь, услышав о болезни матери? - Как отреагировала белочка? - В кого превратила белочка среднюю дочь?
7.Игра «Кто быстрее»? - Покатайтесь по тексту до третьей точки и поставьте знак V - Перечитайте эти предложения. - Была ли занята младшая дочь когда к ней постучалась белочка? - Что она делала? - Как поступила третья дочка? - Какие слова главные в этом предложении?
8.Хоровое чтение. - Что сказала белочка младшей дочери? - Прочитаем хором. - Какой тон чтения выберем? 1) в парах 2) индивидуально.
9.Чтение цепочкой в парах. - Дочитайте сказку до конца цепочкой в парах. - Что прочитали? (концовку) - В кого превратилась третья дочка? - Есть ли в этой сказке чудеса? - Какая это сказка?
10. - Посмотрите на схему построения сказки. Что не так? (нет кульминации) - Перечитайте сказку «про себя», подумайте, где кульминация.
IX. ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
- Выполните №3, 5 на с . 47 в тетради по «Литературному чтению» - За что были наказаны старшие дочери? - Почему люди любили младшую дочь? - Чему учит нас эта сказка? - Найдите окончания пословиц (в парах) Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Ближе матери нет друга. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы. Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Мать кормит детей, как земля людей. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. - Какая пословица подходит к данной сказке?
X. ИТОГ УРОКА - Что можно сделать с этой сказкой? - Кому бы вы хотели рассказать эту сказку? - Для чего? - Какими нас учит быть это произведение?
Приложение
(выдаётся каждому ученику)
1.Найдите название сказки в шифрограмме. ОРПКАВЫЗЩДЛОТЬОГРНЕРТРИБДЖЗШЩОЛИТМСЕСТРЫДЗ
2.Вставьте пропущенные слова. День и ночь она _________, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. ______ и ______ она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. День и ночь она работала, чтобы ________ и _____трёх своих дочерей. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть _____ своих дочерей.
3.Прочитайте «лесенку».
И
вы-
рос-
ли три
дочери
быстрые
как ласточки,
лицом похожие
на светлую луну.
4.Прочитайте по цифрам.
3 10 2 4 5 9 1 6 8 7
одной, дома, за, вышли, они, из, одна, замуж, ушли, и
5.Чтение «волна».
Прошло несколько лет.
руха мать, и посылает
рыжую белочку. Тяжко заболела ста-
чтоб ко мне поспешили. она к своим дочерям
- Скажи им, дружок,