Моделирование урока с использованием системно-деятельностного подхода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование урока с использованием системно - деятельностного подхода


Современное образовательное пространство предусматривает создание учителем условий для самореализации каждого субъекта этого пространства, начиная с самого учителя, от которого требуется постоянная мобильность и творчество. Практический опыт передовых учителей и педагогических коллективов, обновление содержания школьного образования, обновляемая учебно-материальная база делают педагогическое творчество нормой жизни и деятельности каждого учителя. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно - иллюстративного способа обучения к системно - деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии:

  • игровые (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра),
  • коммуникативные (ведущий метод - общение; обучение в содружестве, кооперации, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия),
  • исследовательские (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения исследовательских задач).
Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом, таким образом, ведущим и эффективным в образовательном пространстве является системно - деятельностный подход с учетом индивидуальных потребностей учащихся на основе уровневой дифференциации, критического и исследовательского мышления. Моделирование уроков в различных технологиях - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. Моделирование урока является современным подходом моделирования современной педагогической деятельности. В условиях школы процесс развития личности идет, прежде всего, на уроке, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью урока и отдельных его частей. Правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности школьников. Эффективность и продуктивность каждого урока зависит, в первую очередь, от того, насколько учитель правильно, четко, логично и грамотно продумал его структурные элементы, отобрал нужный оптимальный материал, разработал и определил наиболее целесообразные методы и приемы, спланировал деятельность учащихся на всех этапах урока. В целом успешность урока зависит от его моделирования. Моделирование урока - это технология преобразования его содержательного компонента в средство для реализации основных целей. Технология моделирования учебного содержания базируется на таких основных принципах, как: 1. Приоритет развивающей цели обучения. 2. Согласование образовательных целей посредством содержания. 3. Достижение целей урока через принцип системно - деятельностного подхода в обучении. Образовательные принципы деятельностного подхода сформулировал голландский психолог Ван Парререн для того, чтобы вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, которая может основываться на личном опыте:
  • учить диалогично, т.е. в сотрудничестве,
  • учить диагностично: требуется постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями, в случае необходимости осуществляя коррекцию и поддержку,
  • разделять содержание образования на подходящие единицы и задачи, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу их учебной мотивации,
  • обеспечивать учебное содержание (действие - обучающая модель) на разнородных уровнях,
  • обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства,
  • развивать способности к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса,
  • стимулировать инициативу творчества для того, чтобы учащиеся овладели предметным содержанием гораздо глубже,
  • способствовать формированию субъектности, которая выражается в положительном отношении учащихся к школьным предметам, в особенности самоопределения,
  • обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально-интегрированной личности учащегося.
Таким образом, учитель должен обладать или выработать у себя следующие способности: - аналитические (результативность каждого урока и его этапа - результат УД); - прогностические; - проектировочные (сформировать у себя теоретическое мышление); - психологические; - организаторские (владеть коллективом). Данные способности являются непременным условием профессионализма учителя. Моделирование урока - это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат. Основой моделирования урока является «технологическая карта урока». Моделируя урок, также необходимо придерживаться следующих правил:
  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Таким образом, работая в технологии моделирования, планируя каждый следующий урок, учитель видит все положительные и отрицательные стороны предыдущего и на основе полученных результатов стремится скорректировать свою собственную деятельность. Анализируя результаты, он производит реконструкцию предыдущего процесса, находит пробелы, пути их ликвидации. Так создаются культурные образцы педагогической деятельности. Из вышеуказанного следует: урок - важнейшая форма развития ученика; моделирование - определяющий метод эффективности и продуктивности учебной деятельности.




© 2010-2022