- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе
Урок русского языка во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хазиева Л.Р. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель урока: формирование умения распознавать на основе правила слова с разделительным мягким знаком, обозначать орфограмму.
Задачи урока:
-
Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
-
Сформулировать правило написания РМЗ в словах.
-
Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак.
-
Развитие монологической речи.
-
Совершенствование базовых знаний и умений учащихся:
-
Формирование обще - учебных умений:
-
умение самостоятельно добывать знания;
-
умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
-
умение выполнять задание по образцу и творчески;
-
умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
-
умение работать с информацией.
-
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
-
Совершенствование сан.-гиг. навыков.
-
Воспитывать интерес к изучению русского языка, к
исследовательской работе.
Оборудование: презентация к уроку, карточки -цели уроки,
карточки со словами в конвертах на парте, план действий , бланки-тест, толковый словарь, смалики для рефлексии, цветные магнититки-кружочки, солнышко на группу с лучиками
План урока:
Слайд 1 «заставка»
Приветствие:
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка индивидуальных задач на данный урок ( на доске -карточки)
Слайд 2 УДАЧИ!
Слайд 3 Запись в тетрадях: 29 февраля Классная работа Минутка чистописания:
-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
На доске записаны буквосочетания: НЬ НЬЯ ЛЬ ЛЬЯ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв (пишем)
- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.
Слайд 4: ребус
-
Кто такой исследователь? ( Информационный поиск)
-
Откройте толковый словарик и прочитайте.
( Человек, занимающийся научными исследованиями).
Слайд 5 :
-
Я предлагаю вам сегодня на уроке провести исследование тайн русского языка, и, может быть, даже сделать «открытие».
-
Подготовка к восприятию нового материала.
Слайд 6 : (читают дети):
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
- Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
Слайд 7:
Учитель: - Крыля (читаю со слайда).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают со слайда).
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. (появился Ь)
II. Операционно - познавательный этап. 1) Ситуация успеха. Актуализация знаний. Работа в группах: - У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак.
- Эта буква не обозначает звука.
- Обозначает мягкость предшествующего согласного.
- Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.
- Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.
- Перенос ь.
Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
С какой целью?
- Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
- Создание проблемной ситуации.
Слайд 8
- Постановка проблемного вопроса.
-По какому признаку разделили на группы? (Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
(На экране появляются 2 столбика слов)
Слайд 9 Тема урока:
- Исследовательская работа.
- Сейчас мы будем учёными.
Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется РМЗ?
А поможет нам ПЛАН действий на обратной стороне конверта:
а) прочитай слова 1 столбика ;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Слайд 9 +
- Вывод по исследовательской работе:
-
После каких букв пишется? ( после согласных)
-
Перед какими буквами ? Назови их.
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
РМЗ ПИШЕТСЯ:
после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
Слайд 10: - Сравни слова.
- Изменится ли значение слова, если в нём появится Ь ?
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ
( Запись на доске и в тетрадях )
Слайд 11 -проверка
- Составим схемы ( цв. кружки -магнитики)
- Почему схемы разные? (появился РМЗ).
- Какие звуки обозначает буква Ё во 2 слове?
- Почему? (она после РМЗ).
- Что мы слышим и что появляется в схеме, если «Ь» встаёт после согласной буквы и перед гласной?
- Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (РМЗ)
РМЗ ПИШЕТСЯ:
после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах
слышится звук Й.
добавить к солнышку -новый лучик!
- Слайд 12 Работа с учебником.
- Назовите все слова с РМЗн. (Высвечиваются по щелчку мыши слова).
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
ФИЗМИНУТКА!!!
4. Закрепление.
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту.
Слайд 14 ( читают дети)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему свои песни.
- Записываем слова на доске и в тетрадях с РМЗ
ПРОВЕРКА. Слайд 15 : Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется РМЗ. Слайд 16
III. Рефлексивно - оценочный этап.
- Формирование умений и навыков учащихся.
- Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только если мы сумеем добыть 3 звезды! А для этого нам предстоит пройти 3 испытания.
-
первое испытание «СЛЕДОПЫТЫ»
Я думаю, вы без труда сможете определить, чьи следы помогут нам справиться со следующим заданием Слайд 17+ .. +..+
-
в гору бегом- с горы кувырком! (заяц)
-
летом ходит без дорог возле сосен и берез
а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь)
-
кто осенью холодной ходит хмурый и голодный (волк)
-
хитрая плутовка, рыжая головка,
хвост пушистая краса. А зовут ее….. (лиса)
запись по ходу: Следы( чьи? ) заячьи, медвежьи, волчьи, лисьи.
Слайд 18 Когда же мы пишем в словах разделительный мягкий знак?
(Вывод делают дети)
Звезда1
Вот вам вторая задача - Слайд 19 «Подумай и выбери ответ»
- Тест по теме урока. (У каждого на парте -на листочках)
2) Разделительный знак (ь) пишется…. а) перед согласными б) перед гласными
3) Разделительный знак (ь)… а) является показателем мягкости б) показывает, что согласный не сливается с гласной
4) Выбери слова с разделительным мягким знаком а) соловьи б) огоньки в) Дарья г) стулья д) колокольчики
Самооценка: Слайд 19 +
Звезда2
Слайд 20 Вот вам третье испытание «ТЕКСТ с ОШИБКАМИ»
- Прочитайте текст про себя.
- Какое задание надо выполнить здесь?
- Поднимите руки те, кто знает как выполнять это задание.
- Работайте самостоятельно.
Проверка: Слайд 21
Звезда3
-
Работа по развитию речи
- Мы выполнили все испытания и наша сказка заканчивается.
- Придумайте сами концовку сказки ( устно)
- А вот мой вариант окончания сказки: Слайд 22
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали:
«Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо: Слайд 23
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья -
Что в них за правило, друзья?
7. Итог урока.
-
Какой же вывод мы можем сделать сегодня в результате нашего исследования?
Слайд 24
Д/з. Слайд 25 С. 72, наизусть правило ., упр.9
9. Рефлексия. Слайд 26
- Справились вы со своими индивидуальными задачами, которые поставили в начале урока?
- Выберите смайлик, который подходит вашему настроению
( смайлы) Слайд 27
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности.
Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Слайд 28 «Молодцы!»