Конспект урока по литературе на тему урока С. Чёрный. Утёнок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Саша Черный. « Что ты тискаешь утёнка». Задачи урока:
  1. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Черного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;
2) Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; мыслительные процессы через изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала. 3)Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах, группах: взаимопомощь, сотрудничество

Ход урока:
  1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Будьте все внимательны. А ещё старательны.
  1. Психологический настрой:

- Я рада вас приветствовать на уроке литературы. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. -Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. (Дневник, учебник) -Хорошо. Тогда мы начинаем.
  1. Речевая разминка: (работа в парах).

-Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы? - Прочитайте скороговорку и попробуйте определить тему нашего урока.
Утка утят В перелеске прятала от ребят.
"перелесок" в словаре Ожегова ПЕРЕЛЕ́СОК. Небольшой лес, отделённый поляной от другого леса, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Берёзовые перелески.
- Исходя из этого, назовите тему нашего урока?
- Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте весело. - Прочитайте громко, - Причитайте быстро, - Прочитайте с восклицательной интонацией. - Мы разогрели наш речевой аппарат, сегодня нам это очень пригодится.
4. Введение в тему:
1) Предварительная беседа: - Как вы думаете, почему утка прятала утят от ребят? (Потому что ребята могут им навредить: напугать или даже поймать…)
- Разве ребята не понимают, что этого нельзя делать? (К сожалению, есть такие ребята, которые любят похулиганить).
- Существуют крылатые выражения, в которых используется слово "утка ". Как вы понимаете?
* "Газетная утка - лживое известие, напечатанное в газетах.
В одной из газет более чем столетий давности рассказывалось, что известный бельгийский юморист Корнелиссен вздумал поиздеваться над легковерием публики и напечатал в журнале такую заметку. «Прожорливость уток известна. Один ученый купил 20 уток и тотчас приказал изрубить одну из них, с перьями и костями, в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой, потом с третьей, четвертой и так далее, пока осталась только одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». (Настя Ю.) Журнал напечатал этот бред, другие перепечатали, и несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Только после того, как автор сам раскрыл секрет «научного опыта», стало ясно, что случилось. С этих пор всякая ложь в печати стала именоваться уткой.
* Подсадная утка Так называют приманку, используемую для поимки кого-либо. Утку привязывали за лапку и выпускали на воду для приманивания диких селезней при охоте на них. Выражение пришло к нам из охотничьей среды. Подсадные утки - это одомашненные в далеком прошлом дикие кряквы. Путем отбора и разведения из них получена порода уток, предназначенных для охотничьих целей. Так получила распространение охота с манными утками. Охотник высаживал утку на воду и стрелял подлетающих на ее крик селезней. Отсюда и названия подсадная утка. (Малик)
2) Рассказ о жизни и творчестве Саши Черного: (портрет)
- Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать. - Сегодня с нами будут разговаривать беззащитные животные. Об этом хорошо написал поэт Саша Черный. - Именно так подписывал свои произведения Александр Михайлович Гликберг. Саша Чёрный - это псевдоним. (Псевдоним - вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.) - Он родился в Одессе 1 октября 1880 года в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В 25 лет начал печататься в журналах. Саша Чёрный был худощавый, узкоплечий, невысокого роста. Он не участвовал в шумных разговорах и, когда другие шутили, не смеялся, лицо без улыбки. Саша Чёрный был серьезен. С 1919 года оказался вне родины в эмиграции. (Эмиграция - вынужденное или добровольное переселение из своего Отечества в другую страну по каким-либо причинам.) - В эмиграции он пишет преимущественно стихи для детей. 5 августа 1932 года на 52-ом году жизни Саша Чёрный умирает от сердечного приступа после того, как одним из первых бросился тушить пожар на соседней ферме. (Ферма - частное хозяйство на собственном или арендуемом земельном участке.)
- Какую задачу поставите перед собой?
- Мы сегодня будем знакомиться со стихотворением Саши Чёрного написанным для детей. Попытаемся понять, отразились ли личностные особенности поэта в его произведениях. Ответим на вопрос - о чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям. - Я принесла для вас несколько книг С. Чёрного, на перемене можно с ними познакомиться. (Выставка книг)
5. Физкультминутка: ( Для глаз, мозгового кровообращения)
6. Знакомство со стихотворением:
1) Подготовка к восприятию: - Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся. - Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей) - Что нам в этом поможет? (толковый словарь) - Слова записаны на доске:
ТИСКАЕШЬ - давишь, прижимаешь, мнешь; РВЕТСЯ ПРОЧЬ - вырывается; В СВОЙ ЧЕРЕД - в свою очередь, когда придет время; ПРИТИСНЕШЬ - прижмешь; КАПУТ- конец, гибель. Брыкаться - сопротивляться, отбиваться, упрямиться;
Работа в группах (по рядам). Правила работы в группе. - Заслушиваем работу групп.
2) Чтение учителем: - Как вы думаете, о чём в стихотворении пойдёт речь? - А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
3) Беседа: - От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт? - Почему не надо тискать утёнка? - Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:
Сердито; Ругает его; Дружелюбно; Что-то советует. (советует не делать так)
4) Чтение стихотворения учащимися: -Прочитайте стихотворение про себя. - Кем кажется утёнку мальчик? (страшным зверем)
- Какие слова подтверждают это? (лапы мальчика)
5) Выборочное чтение: - Прочитайте, как поэт убеждал малыша не тискать утёнка. - Как вы думаете, это весёлое или грустное стихотворение? (Оно весёлое, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребёнку, как плохо утёнку.) - Чтение стихотворения по столбикам разной интонацией.
7. Итог урока. Рефлексия: - Какую задачу поставили перед собой? -О чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям? (Надо обдумывать свои поступки. Что для одного является игрой, для другого может таковым не являться. Нельзя обижать слабых.)
-Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я узнал ….. Мне показалось интересным …. Меня удивило….. Я хочу похвалить …., за …… .
8. Домашнее задание (разноуровневое) На «4» - выразительное чтение; На «5» - выучить наизусть.








© 2010-2022