Проект История создания кукол

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области»



Районная учебно-исследовательская конференция «Надежда Губернии»



Секция: «Наука и творчество»

предмет: технология

учебно-исследовательская работа

«История создания кукол»

Проект История создания кукол





Автор: Сова Мелания

обучающаяся 4 в класса

Руководитель: Флимина Жанна Борисовна, учитель начальных классов,


г. Ртищево, 2015 г.

Содержание

1. Введение

1.1.Актуальность темы стр. 3

1.2. Цели и задачи исследований стр.4

1.3. Объект и предмет исследований стр.4

1.4. Материалы и оборудование стр.4

1.5. Гипотеза стр.4

2. Основная часть

2.1. История куклы стр.4-6

3. Виды народных кукол

3.1.Куклы-обереги стр.6-7

3.2. Игровые куклы стр.7-8

3.3. Обрядовые куклы стр.8-12

4. Создание куклы

4.1. Требования к изделию. стр.12

4.2.Выбор лучшей идеи стр.12-13

4.3. Расчёт материала стр.13

4.4. Технология приготовления куклы-оберега стр.13

4.5. Самооценка стр. 14

5. Заключение. стр.15

6.Литература. стр.16

7. Приложение. стр.17-20







«Искусство никогда не оставляло человека,

всегда отвечало его потребностям и его идеалу,

всегда помогало ему в отыскивании этого идеала -

рождалось с человеком,

развивалось рядом с его исторической жизнью»

Ф. Достоевский

1. Введение

1.1.Актуальность темы.

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит куклу, плюшевого медведя, кто-то машину, конструктор. В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Моя любимая игрушка - кукла. А как приятно взять в руки куклу, созданную своими руками. Каждая кукла сделанная мамой или бабушкой, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ, она несёт тепло рук и частичку души своего создателя. Выбранная тема особенно интересна потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход эмоциям.

1.2. Цели и задачи. Изучить технологию изготовления куклы-оберега. А для этого предстояло решить ряд задач:

-воссоздать историю возникновения куклы;

-составить типологию кукол по признакам;

-создать куклу своими руками в старославянском стиле; - сделать своими руками и подарить моей бабушке куклу-оберег. 1.3. Объект и предмет исследования: история и создания куклы. 1.4.Материалы и оборудования. А также решила ознакомиться с технологиями ручных работ и освоить технику изготовления кукол. Для изготовления куклы мне пригодятся лоскутки, ленты, нитки и ветки.

1.5. Гипотеза. Я предполагаю, если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.История создания кукол неразрывно связана с историей человечества.

2. Основная часть

2.1.История куклы.1

Использовала метод поисковый. Прочитав, литературу, журналы, изучив историю кукол из энциклопедий. Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие - то высшие и могущественные существа - боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому - то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла - полено спасла человека. Появились и другие куклы2 - чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило… Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем "отдавали" богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев. По материалам археологических исследований и из литературных источников известны куклы древнего Египта - из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры». Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это - "бить баклуши". Баклуши получались разные. Какая уже, какая - шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера - гусара.

3. Виды народных кукол. 3.1.Куклы-обереги. 3 Метод наблюдения. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые. Куклы - обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая "безликая кукла" служила "оберегом". Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит "Куватка'', то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. «Берегиню» сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу - «Берегиню» домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках . Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы. 3.2.Игровые куклы,4 предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня», бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку. Была распространена игровая тряпичная кукла «Малышок - голышек». Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что "Малышок - голышек", изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол. Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвёртая - «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. 3.3.Обрядовые куклы.5 Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница»- одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы - ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани - разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала «Покосница" в деревни Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области. Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла «Масленица» была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. «Домашняя Масленица» - кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза». В её основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка и соломы. Одета была «Коза» в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Зольная кукла - дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла - это как - бы дух предков, обращённый к потомкам. Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это «Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Вот насколько интересны и разнообразны куклы наших предков. На протяжении истории всего человечества, кукла была нашим неразрывным спутником.

4. Создание куклы.

Эмпирический метод- практика и результат деятельности. Выяснила, что куклы бывают по назначению: куклы-обереги, игровые, обрядовые.

Мне интересны все варианты, но я должна выбрать один, отвечающий требованиям (критериям), которым должно соответствовать изделие.

4.1.Требования к изделию. 1)Доступная технология изготовления. 2)Потребность. 3)Исторические традиции. 4) Быстрое в изготовлении. 5)Натуральные материалы, цветовая гамма. 6)Аккуратность и безопасность выполнения. 4.2.Выбор лучшей идеи. Для выбора лучшего варианта я составила таблицу.

Изделия критерии выбора сумма баллов

Кукла-Оберег

+

+

+

+

+

+

6

Игровая кукла

+

-

+

+

-

-

3

Обрядовая кукла

-

-

+

-

+

-

2

Вывод: оценив все изделия и подытожив результаты, я решила сделать куклу-оберег.

Для работы мне потребуется: нитки, вата, деревянная палочка, лоскуты ткани.

4.3.Расчёт материалов и денежных затрат.

Материал

Количество

Цена за ед.р.

Стоимость, р.

Лоскуты ситцевой ткани

0.5 м

80

40

Тесьма

2м.

9

18

Вата

1

15

15

Нитки

1

15

-

Атласная лента

20

20

Итого 93р.

4.4.Технология приготовления куклы-оберега.

1)Приготовить лоскут ткани, поролон, нитки, ножницы и берёзовую веточку.

2)На палочку при помощи ткани закрепляю вату. Получилась голова куклы. Оформляю ручки, завязывая концы лоскута.

3) Куклу делаю с бюстом, для этого заворачиваю в ткань два ватных шарика. Нитками привязываю грудь к туловищу.

4) Из оставшихся лоскутов делаю юбку и фартук, завязываю платок.

5) Украшаю куклу атласными лентами и привязываю к ручкам тесёмки.

4.5.Самооценка.

По- моему, кукла-оберег полностью отвечает требованиям, предъявленным в начале конструирования:

- я смогла сделать ее сама;

- не потребовалось большого количества ткани;

- кукла имеет простую конструкцию;

- на изготовление было потрачено немного времени;

- кукла получилась очень нарядная, отличный подарок бабушке.
























5.Заключение.

Куклы неотъемлемая часть человечества. На протяжении многих веков, она сопровождает нас по жизни. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду - это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

6.Список источников информации 1."Краеведческие записки'' -№ 2, 2000 г. 2. Журнал "Дошкольный очаг'' - №1, 2002 г. 3. Журнал "Народное творчество''- №4, 2000 г. 4. Журнал "Народное творчество"- №2, 2001г. 5. Журнал "Народное творчество"- №2, 2002 г. 6. Журнал "Народное творчество"- №6 ,2002 г. 7. Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. - Большая иллюстративная энциклопедия «Художественные куклы». -М.: Дизайн Хаус, 2009 8.Зимина З.И. - Текстильные обрядовые куклы. М.: Ладога - 100, 2007. Интернет- ресурсы

rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm

kukolnihdelmaster.ru/istoriya_kukol



7. Приложение (Моя коллекция кукол)









Проект История создания кукол























Моя работа

Проект История создания куколПроект История создания кукол

Проект История создания куколПроект История создания кукол

Проект История создания куколПроект История создания кукол

Проект История создания куколПроект История создания кукол









1Интернет- ресурсы

rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm


2Интернет- ресурсы

kukolnihdelmaster.ru/istoriya_kukol

3Журнал «Народное творчество»,- №4, 2000 г. 4 Журнал «Народное творчество»- № 2, 2001г.,"Краеведческие записки'' -№ 2, 2000 г.

5Журнал «Народное творчество»- № 2, «6, 2002г.

20


© 2010-2022