- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Тема: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дружинина Е.Н. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Литературное чтение /3класс/
Дружинина Елена Николаевна,
учитель начальных классов СОШ № 82
Тема: П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце".
Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова "Серебряное копытце"
Задачи урока:
-
продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;
-
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
-
способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
-
учить составлению портретной характеристики героев;
-
развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-
совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
-
развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;
-
воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом
Дидактические средства и материалы:
-
Сказ П.П.Бажова "Серебряное копытце" в учебнике "Литературное чтение" (3 класс)
-
Флипчарт по теме урока.
-
Индивидуальная технологическая карта для учащихся.
-
Мультипликационная запись сказа "Серебряное копытце".
-
Вырезанные из бумаги "камешки" разных цветов.
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Он позвал нас на урок.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались с гостями учтиво.
Тихо сели за свой стол.
Урок литературного чтения начнём.
-
Мотивационно-ориентированная часть:
-
Актуализация знаний
(Звучит тихая музыка)
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина,
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили - это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.
-
Постановка учебной задачи
- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством
П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».
- Сегодня на уроке мы будем пользоваться учебником, компьютером и технологической картой, как путеводителем по уроку, которая находится у каждого из вас на парте. Это ваш рабочий лист и лист самооценки.
3. Проверка д/з
- Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст, в этом вам поможет компьютерная программа Hyper Test на рабочем столе ноутбуков.
-
Задание 1 Тест-контроль
-
Назовите жанр произведения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
+сказ;
-повесть;
-сказка.
2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?
- Ваня;
+ Кокованя;
- Валя.
3. Имя главной героини сказки?
- Мария;
+ Дарья;
- Настя.
4. Как звали кошку, которая жила у девочки?
- Мурка;
- Муська;
+ Мурёнка.
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
- с баяном;
- с барабаном;
+ с балалайкой.
6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
- лису;
- волка;
+ козлика.
7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?
+ правая передняя нога;
- обе передние ноги;
- левая передняя нога.
8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
- белые;
+ зелёные;
- чёрные.
- Не забудьте оценить себя (самооценка) и наклейте портрет писателя П.П.Бажова
4. Содержательная часть
-
Работа с жанром «сказ»
- Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» - это сказ или сказка?
Ученик: «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
- Верно, одна из особенностей жанра сказа - это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование, с опорой на народные предания и легенды. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.
-
Задание 2
Подумайте, в каком порядке надо расположить рисунки, чтобы установить
последовательность событий из произведения.
- А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно. Найдете в тексте предложения к иллюстрациям № 1, 2, 6 и выразительно прочитаете их.
Критерии оценивания:
Без ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки- «3»
3 и более ошибок - «2»
-
Задание 3
Восстановите текст.
Так и стали жить вместе, дед __________________, _______________ Дарёнкада кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _____________уходил,Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей _______________. К вечеру соберутся, и _______________ им.
Слова для справок: сиротка, Кокованя, прибирала, поживали, кашу, ловила, работу, весело.
Проверка на флипчарте с помощью инструмента «Лупа»
Критерии оценивания:
Без ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки- «3»
5 и более ошибок - «2» - Молодцы! Вы очень хорошо поработали, и теперь пришла пора отдохнуть!
-
Физкультминутка для глаз
-
Задание 4 Работа в парах.
- Найдите в криптограмме слова, характеризующие главных героев по следующему плану:
1. Семейное положение.
Дарёнка -
Кокованя -
2. Внешность.
3. Чем занимается.
4. Черты характера
Слова, которые относятся к Дарёнке, выделите - красным цветом, к Коковане - синим цветом.
- Для раскрытия 4 пункта «черты характера» выберите и подчеркните слова, характеризующие героев.
- Кто готов прочитать характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека)
САМООЦЕНКА
ДОБРОТА
ЛАСКА
ТРУДОЛЮБИЕ
МЕЧТА
ЛЮБОВЬ
К ПРИРОДЕ
ОДИНОЧЕСТВО
САМООЦЕНКА
ДОБРОТА
ЛАСКА
ТРУДОЛЮБИЕ
МЕЧТА
ЛЮБОВЬ
К ПРИРОДЕ
ОДИНОЧЕСТВО
- Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)
Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу - именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.
У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
Критерии оценивания:
Без ошибок- «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки- «3»
5 и более ошибок - «2»
-
Выборочное чтение
- Найдите и зачитайте в тексе, как автор описывает кошку Мурёнку.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила - мышей ловила, от собак отбивалась.
- А как выглядит Серебряное копытце, мы узнаем, прочитав диалог между главными героями на с. 134.
- Задание 5 Работа на координатной плоскости
- 10-9
- 10-1
- 9-1
- 9-3
- 8-5
- 5-5
- 5-1
- 4-1
- 4-5
- 3-6
- 3-8
- 4-10
- 3-10
- 2-11
- 3-12
- 4-12
- 3-13
- 4-13
- 3-14
- 5-14
- 4-13
- 5-13
- 4-12
- 5-12
- 5-8
- 10-8
-
Просмотр эпизода мультипликационного фильма
- Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.
После просмотра.
-Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?
- Ребята, а вы догадались, почему чудо произошло с главными героями? (Ответы детей)
- Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.
-
Задание 6
- Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.
1.Семь раз отмерь - один раз отрежь.
2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
3. Родина - мать, умей за нее постоять.
-
Обобщение
Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки, а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.
Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания.
5. Рефлексивно-оценочная часть
-
Домашнее задание
-
Отрывок «Описание зимней ночи» на стр. 138, наизусть;
-
Нарисовать иллюстрацию к сказу.
-
Синквейны о героях сказа.
-
Итог урока
- Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Возьмите калькуляторы, суммируйте полученные вами оценки за урок и разделите их на количество выполненных заданий (6)
Критерии оценки:
от 2,5-3,4 - «3»
от 3,5-4,4 - «4»
от 4,5-5 - «5»
В завершении нашего урока я хочу вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:
Я сегодня довольна тобой!
Ты был очень внимательным!
Спасибо за работу!
Будь активнее!
Ты очень хорошо отвечал!
Поднимай чаще руку!
Ты была очень внимательной!
Твои ответы мне помогли!