- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Технологическая карта проекта «Наши помощники – память и ум»
Тема: Технологическая карта проекта «Наши помощники – память и ум»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулинич М.Ю. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кулинич Марина Юрьевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №619
Калининского района
г. Санкт - Петербурга
План-конспект
«Окружающий мир. 1 класс».
Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Тема: «Наши помощники - память и ум»
(Технологическая карта проекта)
Тема проекта
Наши помощники - память и ум.
Цель урока:
-
Расширить знания о способах познания человеком окружающего мира.
-
Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.
-
Содействовать развитию органов чувств.
-
Способствовать умению применять качества своего ума.
Планируемый результат
-
Понимание роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.
-
Выявление приёмов развития памяти, тренировка умственных способностей.
Основные понятия:
Память, виды памяти. Ум, умственные способности. Запоминание, мышление.
Межпредметные связи :
Окружающий мир, литературное чтение, информатика.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Окружающий мир. 1 класс». 2 часть
Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Тема: «Наши помощники- память и ум»
Наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса , энциклопедии, интернет ресурсы.
Тип урока
комбинированный
Основные технологии:
Технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Методы работы:
Фронтально-диалоговые, индивидуальная работа, работа в микрогруппах, в группах на этапе исследовательской работы.
Роль учителя:
-
Источник информации;
-
Координатор исследовательской деятельности;
-
Модератор дискуссии.
Организация пространства
Работа групповая, индивидуальная, в парах.
Основные приемы:
-
обеспечение положительной мотивации за счет практической значимости рассматриваемых вопросов, создания ситуации успеха;
-
активизация познавательной деятельности учащихся через наглядность предлагаемого материала и использование таких мыслительных приемов как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация;
-
использование метапредметных связей с русским языком, валеологией.
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент. Слайд 1.
Чтение учителем стихотворения:
Утром солнышко проснулось ,
Вместе с нами улыбнулось.
Как услышало звонок -прибежало на урок.
Утром посмотри в оконце -
Улыбнись мне вместе с солнцем!!!
Улыбнёмся друг другу!
Каким вы хотели бы видеть наш урок? Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
II этап. Актуализация знаний.
Цель - закрепить знания об органах чувств.
Работать с информацией, представленной в форме высказываний детей.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать диалог,
показать учащимся, насколько нужны имеющиеся знания, для обсуждения и решения проблемных вопросов.
II этап. Актуализация знаний.
Учитель: Я очень готовилась к нашей встрече, очень хотела узнать о вас побольше.
И, кажется , мне это удалось. Внимание на экран.
Видеофрагмент праздника 1 сентября. Слайд 2.
-Когда это событие происходило?
- Да, это был большой праздник -столько музыки, радости. Приятно смотреть.
-Какие органы чувств помогли вам ответить на мой вопрос?
(зрения, слуха ) А какие органы чувств вы ещё знаете ?
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать признаки предметов.)
Ученик: «Твои помощники - органы чувств».
Учитель: В чем помогают нам органы чувств?
Ученик: Органы чувств помогают
нам узнавать окружающий мир. Слайд 3.
Актуализация в форме исследования.
Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на доску вывешивается человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека).
Закройте глаза и запомните все звуки(включается аудиозапись) Какой орган чувств работал? (орган слуха)
Слайд 5
Возьмите ватку в подставке. Закройте глаза. Понюхайте. Какой орган чувств работал? (орган обоняния - нос).
Возьмите шарик в руки. Закройте глаза. Плотно сожмите в кулачок. Какой шарик? (твердый, холодный, колючий, шершавый) Какой орган помог это определить? (орган осязания - кожа).
Возьмите и положите витамину в рот. Что вы почувствовали? (сладкий вкус) Какой орган помог определить?
Работа в парах. Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске. Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (орган зрения - глаза)
II этап. Актуализация знаний.
-Какую роль играет знания об органах чувств в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Познавательные УУД: 1) дать понимание, что не всегда органы чувств правильно показывают нам мир; 2) объяснить, как с помощью памяти и ума мы различаем предметы и их признаки; 3) дать представление о роли памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III этап. Изучение нового материала.
Цель - Познакомить учащихся с понятиями память и ум.
IV этап.
Формулирование темы урока.
V этап.
II.Содержательный (формирующий) этап
Цель:
Определить важность цели проведения проекта.
Формирование групп для проведения исследований
Выдвижение гипотез решения проблемы.
Участвовать в работе по решению появившегося вопроса.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать исследовательскую работу.
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы и цели проекта.
Включить учащихся
в обсуждение проблемного вопроса
и определение дальнейшей работы по проекту.
III этап. Изучение нового материала.
Совместное открытие темы урока.
-
Создание проблемной ситуации.
Оказывается у человека есть и другие помощники и вы сами можете догадаться о каком же помощнике пойдет сегодня речь?
Тема урока
Загадка ( если вы её отгадаете , то узнаете тему сегодняшнего урока) :
где мы храним……Слайд №3
Учитель: Где мы храним продукты?
Ученики: В холодильнике.
Учитель: Где хранятся наши вещи?
Ученики: В шкафу.
Учитель: Как можно сохранить веселые праздники, добрые поступки?
-А что было после того , как …..
-Откуда вы знаете , ведь вы сейчас не видели , не слышали разговор об этом..
(догадались)
Вспомнили --- значит сохранили в памяти!
Что ещё вы сохранили в памяти?(хорошее настроение , радость)
У моих учеников тоже был недавно праздник -праздник осени.
Я им загадывала загадки и загадаю вам , отгадку я принесла в одной из коробочек. Но надо не только найти отгадку , но и догадаться , в которой из них она лежит.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Откуда ты знаешь? - Что помогло вам сегодня определить, о каком предмете идёт речь, ведь я не показывала их, вы не слышали, не держали в руках, не пробовали на вкус, я только перечисляла их признаки?
А как говорят про человека , который умеет размышлять , догадаться , сообразить..? ( Умный ) Вот мы и нашли второе слово слайд- ум
2.Формулирование темы урока.
Память и ум - наши помощники Слайд4, 5.
Обращение к толковому словарю ( заранее готовились двое детей , которые зачитывают определения из толкового словаря).
Правильно ли мы решили , что память хранит?
ПАМЯТЬ - свойство организма хранить наши ощущения и знания, накапливать опыт.
УМ - способность мыслить и понимать.
3.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Цель - определить важность цели проведения проекта.
Сейчас мы должны пронаблюдать и сделать вывод можем ли мы опираться только на органы чувств. Насколько велико значение памяти и ума.
Учитель: Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Ученик: Наши органы чувств могут ошибаться. Учитель: Какой же возникает вопрос? Ученик: Что же еще кроме органов
чувств помогает нам познавать окружающий мир?
4.Побуждающее к выдвижению и проверке гипотез наблюдение
Наблюдение за ошибками органов чувств. Слайд №6,7.
Учитель демонстрирует два рисунка, наложенные один на другой: на первом изображён мальчик в карнавальном костюме лисы, на другом - дерево. Дерево закрывает мальчика так, что видна лишь маска лисы.
- Кто прячется за деревом? (Лиса.)
- Как вы догадались? (Мы увидели голову лисы и поняли, что это она.)
Учитель убирает рисунок дерева, и дети видят, что за деревом не лиса, а мальчик в костюме лисы.
Какие помощники нам помогли? (Мы увидели хвост - нам помогло зрение. Потом вспомнили, что такой хвост бывает у собаки, - нам помогла память. Мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя её не видно целиком, - помог ум.)
Вывод: Наши органы чувств могут ошибаться.
.
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление, работа по учебнику.
1. Учебник «Я и мир вокруг»,
2, с. 8. Чтение текста вслух, самостоятельная работа в парах.
2. На доске вывешена иллюстрация
к сказке А. Милна «Винни_Пух». Учитель показывает детям только часть иллюстрации.
.Учитель: Что позволяет человеку понять то, что он не видит. Догадайтесь, кто сидит с Кроликом за столом. Дети рассуждают и дают ответ. 3. Учебник, с. 10.
Учитель: Откуда взялся второй мяч? Дети рассуждают и дают ответ.
Учитель: С помощью чего же мы
познаем окружающий мир? Ученик: С помощью органов чувств, памяти и ума.
Учитель: Сравним ваш вывод с выводом, который сделали ученые
7.Постановка проблемы.
Учитель: Для чего вам нужны память и ум? Слайд 8.
Учёная сова Игра ДА- НЕТ
(У детей карточки ДА-НЕТ)
-Память у всех разная
-Память и ум нельзя улучшить
-Я сам могу улучшить свою память и развивать ум
- На уроках нам некогда развивать память и ум
Слайд «МОЛОДЦЫ!!!!»
Память и ум бывают разные
Что бы вы спросили про память у учёной совы?
Что бы вы хотели узнать? Задайте ей вопросы.
Ответы детей:
Какая бывает память?
Как развивать память и пр…
Ученики: Чтобы хорошо учиться в школе. Всё запоминать, уметь мыслить, думать.
Учитель: А если у ребёнка плохая память и не развиты умственные способности, будет ли он хорошо учиться и чувствовать себя по жизни?
Ученики: Нет. Учитель: А как вы думаете, можно ли исправить положение? Улучшить память? Развить умственные способности?
Ученики: Наверно можно. Но мы не знаем как?
Учитель: А как вы думаете, нужно ли вам узнать о данном вопросе подробнее?
Ученики: Да. И не только узнать подробнее, но и применить на себе.
Вывод. Память и ум - первые помощники ученика и их нужно развивать! Слайд 20.
III этап. Изучение нового материала.
Работа в парах
- Почему ошиблись?
Что помогает нам помимо органов чувств?
Обсуждение плана работы учащихся в группе.
Осуществлять планирование работы группы.
Участвовать в обсуждении решения поставленной задачи. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения).
2 урок
Организовать работу в группах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение и распределение обязанностей.
1.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение выводов.
Цель- определить : какой вид памяти помогает в дыполнить данное задание.(зрительная , тактильная , моторная , слуховая и др )
Правила работы в парах: Слайд 10,11.
Умей выслушать!
Умей похвалить!
Умей дать совет!
Задания:
1.Собрать разрезные карточки
2.Назвать на ушко предметы нарисованные на картинке
III. Итоговый, результативный (рефлексивный)
Участвовать в презентации собственной работы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать диалог,
показать учащимся, насколько полученные знания важны для детей.
Формирование информационной картины.
1.Составляется кластер «Развиваем память и ум»
2. Советы «Смешариков». Слайд№12
3. Узелки на память-мультфильм
Вам приятно будет вспоминать наш урок?
Давайте сделаем узелки на память и расскажем дома ,что вы узнали сегодня на уроке.???? Слайд№13
Дети рисуют узелки и проговаривают что именно они особенно запомнили и … на сегодняшнем уроке.
Ответы детей:
Память бывает зрительная, моторная и слуховая.
Если ты хочешь отличаться хорошей памятью…
4.Учитель дарит детям на память призы и рассказывает, что особенно понравилось ему!