Тема: Технологическая карта проекта «Наши помощники – память и ум»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кулинич Марина Юрьевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №619

Калининского района
г. Санкт - Петербурга

План-конспект
«Окружающий мир. 1 класс».
Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.

Тема: «Наши помощники - память и ум»
(Технологическая карта проекта)

Тема проекта

Наши помощники - память и ум.

Цель урока:


  • Расширить знания о способах познания человеком окружающего мира.

  • Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.

  • Содействовать развитию органов чувств.

  • Способствовать умению применять качества своего ума.

Планируемый результат

  • Понимание роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.

  • Выявление приёмов развития памяти, тренировка умственных способностей.

Основные понятия:

Память, виды памяти. Ум, умственные способности. Запоминание, мышление.

Межпредметные связи :

Окружающий мир, литературное чтение, информатика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир. 1 класс». 2 часть
Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.

Тема: «Наши помощники- память и ум»

Наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса , энциклопедии, интернет ресурсы.

Тип урока

комбинированный

Основные технологии:

Технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Методы работы:

Фронтально-диалоговые, индивидуальная работа, работа в микрогруппах, в группах на этапе исследовательской работы.

Роль учителя:


  • Источник информации;

  • Координатор исследовательской деятельности;

  • Модератор дискуссии.

Организация пространства

Работа групповая, индивидуальная, в парах.

Основные приемы:


  • обеспечение положительной мотивации за счет практической значимости рассматриваемых вопросов, создания ситуации успеха;

  • активизация познавательной деятельности учащихся через наглядность предлагаемого материала и использование таких мыслительных приемов как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация;

  • использование метапредметных связей с русским языком, валеологией.

Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент. Слайд 1.

Чтение учителем стихотворения:

Утром солнышко проснулось ,

Вместе с нами улыбнулось.

Как услышало звонок -прибежало на урок.

Утром посмотри в оконце -

Улыбнись мне вместе с солнцем!!!

Улыбнёмся друг другу!

Каким вы хотели бы видеть наш урок? Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

II этап. Актуализация знаний.

Цель - закрепить знания об органах чувств.

Работать с информацией, представленной в форме высказываний детей.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать диалог,

показать учащимся, насколько нужны имеющиеся знания, для обсуждения и решения проблемных вопросов.


II этап. Актуализация знаний.

Учитель: Я очень готовилась к нашей встрече, очень хотела узнать о вас побольше.

И, кажется , мне это удалось. Внимание на экран.

Видеофрагмент праздника 1 сентября. Слайд 2.

-Когда это событие происходило?

- Да, это был большой праздник -столько музыки, радости. Приятно смотреть.

-Какие органы чувств помогли вам ответить на мой вопрос?

(зрения, слуха ) А какие органы чувств вы ещё знаете ?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать признаки предметов.)

Ученик: «Твои помощники - органы чувств».

Учитель: В чем помогают нам органы чувств?

Ученик: Органы чувств помогают

нам узнавать окружающий мир. Слайд 3.

Актуализация в форме исследования.

Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на доску вывешивается человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека).

Закройте глаза и запомните все звуки(включается аудиозапись) Какой орган чувств работал? (орган слуха)

Слайд 5

Возьмите ватку в подставке. Закройте глаза. Понюхайте. Какой орган чувств работал? (орган обоняния - нос).

Возьмите шарик в руки. Закройте глаза. Плотно сожмите в кулачок. Какой шарик? (твердый, холодный, колючий, шершавый) Какой орган помог это определить? (орган осязания - кожа).

Возьмите и положите витамину в рот. Что вы почувствовали? (сладкий вкус) Какой орган помог определить?

Работа в парах. Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске. Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (орган зрения - глаза)

II этап. Актуализация знаний.

-Какую роль играет знания об органах чувств в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Познавательные УУД: 1) дать понимание, что не всегда органы чувств правильно показывают нам мир; 2) объяснить, как с помощью памяти и ума мы различаем предметы и их признаки; 3) дать представление о роли памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







III этап. Изучение нового материала.

Цель - Познакомить учащихся с понятиями память и ум.





IV этап.

Формулирование темы урока.


V этап.

II.Содержательный (формирующий) этап

Цель:

Определить важность цели проведения проекта.

Формирование групп для проведения исследований

Выдвижение гипотез решения проблемы.



Участвовать в работе по решению появившегося вопроса.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.





Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать исследовательскую работу.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы и цели проекта.






Включить учащихся

в обсуждение проблемного вопроса

и определение дальнейшей работы по проекту.

III этап. Изучение нового материала.

Совместное открытие темы урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

Оказывается у человека есть и другие помощники и вы сами можете догадаться о каком же помощнике пойдет сегодня речь?

Тема урока

Загадка ( если вы её отгадаете , то узнаете тему сегодняшнего урока) :

где мы храним……Слайд №3

Учитель: Где мы храним продукты?
Ученики: В холодильнике.
Учитель: Где хранятся наши вещи?
Ученики: В шкафу.
Учитель: Как можно сохранить веселые праздники, добрые поступки?

-А что было после того , как …..

-Откуда вы знаете , ведь вы сейчас не видели , не слышали разговор об этом..

(догадались)

Вспомнили --- значит сохранили в памяти!

Что ещё вы сохранили в памяти?(хорошее настроение , радость)

У моих учеников тоже был недавно праздник -праздник осени.

Я им загадывала загадки и загадаю вам , отгадку я принесла в одной из коробочек. Но надо не только найти отгадку , но и догадаться , в которой из них она лежит.

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Откуда ты знаешь? - Что помогло вам сегодня определить, о каком предмете идёт речь, ведь я не показывала их, вы не слышали, не держали в руках, не пробовали на вкус, я только перечисляла их признаки?

А как говорят про человека , который умеет размышлять , догадаться , сообразить..? ( Умный ) Вот мы и нашли второе слово слайд- ум

2.Формулирование темы урока.

Память и ум - наши помощники Слайд4, 5.

Обращение к толковому словарю ( заранее готовились двое детей , которые зачитывают определения из толкового словаря).

Правильно ли мы решили , что память хранит?

ПАМЯТЬ - свойство организма хранить наши ощущения и знания, накапливать опыт.

УМ - способность мыслить и понимать.

3.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Цель - определить важность цели проведения проекта.

Сейчас мы должны пронаблюдать и сделать вывод можем ли мы опираться только на органы чувств. Насколько велико значение памяти и ума.

Учитель: Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Ученик: Наши органы чувств могут ошибаться. Учитель: Какой же возникает вопрос? Ученик: Что же еще кроме органов

чувств помогает нам познавать окружающий мир?

4.Побуждающее к выдвижению и проверке гипотез наблюдение

Наблюдение за ошибками органов чувств. Слайд №6,7.

Учитель демонстрирует два рисунка, наложенные один на другой: на первом изображён мальчик в карнавальном костюме лисы, на другом - дерево. Дерево закрывает мальчика так, что видна лишь маска лисы.

- Кто прячется за деревом? (Лиса.)

- Как вы догадались? (Мы увидели голову лисы и поняли, что это она.)

Учитель убирает рисунок дерева, и дети видят, что за деревом не лиса, а мальчик в костюме лисы.

Какие помощники нам помогли? (Мы увидели хвост - нам помогло зрение. Потом вспомнили, что такой хвост бывает у собаки, - нам помогла память. Мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя её не видно целиком, - помог ум.)

Вывод: Наши органы чувств могут ошибаться.

.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление, работа по учебнику.

1. Учебник «Я и мир вокруг»,

2, с. 8. Чтение текста вслух, самостоятельная работа в парах.

2. На доске вывешена иллюстрация

к сказке А. Милна «Винни_Пух». Учитель показывает детям только часть иллюстрации.

.Учитель: Что позволяет человеку понять то, что он не видит. Догадайтесь, кто сидит с Кроликом за столом. Дети рассуждают и дают ответ. 3. Учебник, с. 10.

Учитель: Откуда взялся второй мяч? Дети рассуждают и дают ответ.

Учитель: С помощью чего же мы

познаем окружающий мир? Ученик: С помощью органов чувств, памяти и ума.

Учитель: Сравним ваш вывод с выводом, который сделали ученые

7.Постановка проблемы.

Учитель: Для чего вам нужны память и ум? Слайд 8.

Учёная сова Игра ДА- НЕТ

(У детей карточки ДА-НЕТ)

-Память у всех разная

-Память и ум нельзя улучшить

-Я сам могу улучшить свою память и развивать ум

- На уроках нам некогда развивать память и ум

Слайд «МОЛОДЦЫ!!!!»

Память и ум бывают разные

Что бы вы спросили про память у учёной совы?

Что бы вы хотели узнать? Задайте ей вопросы.

Ответы детей:

Какая бывает память?

Как развивать память и пр…

Ученики: Чтобы хорошо учиться в школе. Всё запоминать, уметь мыслить, думать.

Учитель: А если у ребёнка плохая память и не развиты умственные способности, будет ли он хорошо учиться и чувствовать себя по жизни?

Ученики: Нет. Учитель: А как вы думаете, можно ли исправить положение? Улучшить память? Развить умственные способности?

Ученики: Наверно можно. Но мы не знаем как?

Учитель: А как вы думаете, нужно ли вам узнать о данном вопросе подробнее?

Ученики: Да. И не только узнать подробнее, но и применить на себе.

Вывод. Память и ум - первые помощники ученика и их нужно развивать! Слайд 20.

III этап. Изучение нового материала.

Работа в парах

- Почему ошиблись?

Что помогает нам помимо органов чувств?






Обсуждение плана работы учащихся в группе.

Осуществлять планирование работы группы.

Участвовать в обсуждении решения поставленной задачи. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения).

2 урок

Организовать работу в группах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение и распределение обязанностей.

1.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение выводов.

Цель- определить : какой вид памяти помогает в дыполнить данное задание.(зрительная , тактильная , моторная , слуховая и др )

Правила работы в парах: Слайд 10,11.

Умей выслушать!

Умей похвалить!

Умей дать совет!

Задания:

1.Собрать разрезные карточки

2.Назвать на ушко предметы нарисованные на картинке

III. Итоговый, результативный (рефлексивный)

Участвовать в презентации собственной работы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать диалог,

показать учащимся, насколько полученные знания важны для детей.

Формирование информационной картины.

1.Составляется кластер «Развиваем память и ум»

2. Советы «Смешариков». Слайд№12

3. Узелки на память-мультфильм

Вам приятно будет вспоминать наш урок?

Давайте сделаем узелки на память и расскажем дома ,что вы узнали сегодня на уроке.???? Слайд№13

Дети рисуют узелки и проговаривают что именно они особенно запомнили и … на сегодняшнем уроке.

Ответы детей:

Память бывает зрительная, моторная и слуховая.

Если ты хочешь отличаться хорошей памятью…

4.Учитель дарит детям на память призы и рассказывает, что особенно понравилось ему!



© 2010-2022