Доклад на тему Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, конструктивностью. В начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе по выбору ОУ. Безотметочная система оценивания образовательных достижений школьников в настоящее время получила широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки. Вместо отметки, выраженной количественно, используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях, на основе которых могут быть выведены баллы для самостоятельных работ учащихся. При этом специально указывается, что разные виды деятельности - исполнительскую, поисковую, творческую необходимо оценивать по-разному. Необходимо отметить, что оценка и отметка - не синонимы. Оценка - это суждение о качестве объекта или процесса. А отметка в педагогической литературе трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах, цветом. Отметочная система не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно оценить реальные достижения каждого учащегося. По отметке сложно судить о действительном уровне знаний, трудно построить дальнейшую программу действий. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других - Бабой Ягой». Нередко она является орудием психологического давления, направленная на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие - к ухудшению физического здоровья школьника. Вот почему становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:

 выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
 ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
 задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер. Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Основная цель безотметочного обучения - сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению задачи модернизации школы - воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально - экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка. Существуют разнообразные формы безотметочного обучения.

1. «Хорошие слова» или комплименты В первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Ты очень внимательный», «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!». Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка. 2. Невербальные виды помощи

Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку.

3. Волшебные линеечки



На полях тетрадей чертятся шкалы и отмечается крестиком, на каком уровне, по мнению детей, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше «Волшебные линеечки»: - позволяют любому ребенку увидеть свои успехи; - удерживают учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой.

Вот как можно оценить письменную работу:

Доклад на тему Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения Это значит, что работа написана неаккуратным почерком, но ребенок был очень внимателен. Ясно, что это - не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения и постараться хоть немного улучшить почерк. Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке "почерк" отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы "пляшут" на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок означает: "Молодец! Ты умеешь себя оценивать". В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

4. Оценочная лесенка



Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. На полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте - линеечке ставит точку, высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

5. Светофор



Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применим так называемый "Светофор". Дети зажигают цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: "Можно двигаться дальше". Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: "Нужна небольшая помощь". Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: "Стоп! Мне нужна помощь!"

6. Карточки сомнения

+ "Я понял все»

- " Не совсем усвоил, сомневаюсь"

? "Не понял"


7. Взаимооценка

С самооценкой связана и взаимооценка. Оценивание чужой работы - необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки. Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

8. Карта индивидуального развития (лист индивидуальных достижений) Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика с момента поступления его в школу можно завести "Карту индивидуального развития (индивидуальных достижений)". В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения.

Успехи фиксируются условными обозначениями:

+ - материал усвоен в полном объеме

Доклад на тему Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения - материал усвоен частично

? - материал не усвоен Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

9. Папка достижений. Со второго полугодия первого класса можно начинать работать над формированием портфолио ученика. У каждого ученика своя «Папка достижений». Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. «Папка достижений» становится инструментом повышения качества процессов обучения. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т.е. от него требуется самооценка в процессе учения. Папки достижений хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.

Комплексное портфолио включает в себя разделы:

  1. Сведения о владельце папки.

  2. Сведения об участии в мероприятиях.

  3. Сведения о спортивных достижениях.

  4. Сведения об участии в олимпиадах.

  5. Сведения о творческих работах и участии в выставках.

  6. Мониторинг успешности ученика по годам, образовательный рейтинг выпускника.

  7. Шкала перевода успехов и достижений в балльную систему.

  8. Папка документов (дипломы, грамоты, свидетельства, другое).

  9. Папка работ (зачетная книжка о прохождении курсов по выбору, модели, проекты, исследовательские работы, отчеты о социальных практиках).

  10. Папка отзывов (рецензии, заключения, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма).


Правила оценочной безопасности

  • Не скупимся на похвалу.

  • Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

  • «на ложку дёгтя - бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  • Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти»

  • «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.

  • формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

  • Не высмеиваем, а шутим по доброму.

  • Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.



Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос , поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

За любые проблемы и технологии
Мы берёмся, не глядя на сложности!
На свои невзирая возможности,
И на хлопоты и на заботы!






























ДОКЛАД





на тему:



«Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения»







Подготовила: Юркова Ольга Александровна - учитель начальных классов МБОУ «Кокинская ООШ» Каширского района






г. Кашира

2013 год

© 2010-2022