Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

Цели:

- познакомить с содержанием рассказа Р. Фраермана

- развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний

-развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

- способствовать воспитанию волевых качеств у ребят

- совершенствовать навык чтения

Оборудование: выставка рисунков учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Жжужащее чтение. (1 мин)

3. Проверка домашнего задания.

- Назовите действующих лиц рассказа Паустовского.

а) Чтение по ролям разговора Вани и ветеринара.

- Почему заяц особенный?

- Обращая внимание на язык рассказа, на манеру говорить , что вы можете сказать о характере ветеринара?

б )Чтение по ролям диалога Вани и Анисьи.

- Что вы можете сказать о характере бабки Анисьи?

- Кто спас зайца?

- Каковы главные мысли этого рассказа?

в) Обращение к выставке рисунков.

4. Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Р. Фраермана «Девочка с камнем»

Биография писателя

- А сейчас Дорджиева Айта расскажет о Рувиме Фраермане (слайд 1)

5. Знакомство с произведением

Чтение рассказа Р.Фраермана «Девочка с камнем» (учитель)

6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный - качествами характера; красный - внешностью

- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)

- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.

- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.)

Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была…(Выборочное чтение)- Выстраивается блок-схема (слайд 2)

Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём?

Физминутка

- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.)

А почему? Ответьте словами текста. (Выборочное чтение)(…, так как она плохо говорила по-русски.)

- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.)

Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.(слайд 3)

Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный - да, красный - нет;

-Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.)

- Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».(слайд 4)

- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.)

-Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)

- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)

- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.) (слайд 5)

Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)

- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)

- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер

2) она гордилась девочкой

3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу

- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.)

-А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)

- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедову)

- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)

- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)

- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)

7. Работа в рабочей тетради №1 с.37

Выбери то, что можно сказать об Ане и соедини стрелками

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Почему автор назвал свой рассказ именно так? Могли бы вы предложить другое название для этого рассказа?

- Какие черты характера вам хотелось бы «позаимствовать» у главной героини рассказа?

Выразите свое мнение об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет - работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет - всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный - было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.

Дети прикрепляют свои листочки на дерево.

- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению.

9. Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 - 40), составить словесный портрет Ани Мамедовой, пересказ

Наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:

О том поразмыслив, что ждёт впереди,

Цель выбрав благую,

К ней прямо иди.

- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». (слайд 6)

- Спасибо за урок. Все свободны.

Оценки за урок: ………….

© 2010-2022