- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу УМК для 1 класса
Рабочая программа по курсу УМК для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркина С.А. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа курса адаптационного периода
«Введение в школьную жизнь» Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель учебных занятий.
Цели и задачи курса Программа адаптационного периода - обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока; - способствует психологической адаптации детей в школе; - знакомит с основными школьными правилами; - прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; - обучает элементарным приемам обратной связи; - развивает внимание, память, мышление, воображение; - формирует классный коллектив. Программа рассчитана на 30 часов. В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Основные разделы курса Основными разделами данного курса являются: «Как учить себя с помощью взрослого»; «Сотрудничество со сверстниками»; «Отношение ребенка с самим собой».
Содержание курса День первый Урок 1. Знакомство. Введение знака «Я». Урок 2. Режим дня школьника. Урок 3. Схема класса. День второй Урок 1. Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса. Урок 2. Введение знака «ХОР», противопоставление знаку «Я». Урок 3. Оценка. Введение способа оценки. День третий Урок 1. Изменение схемы класса. Введение знака «МЫ». Игра вдвоем. Урок 2. Введение знаком «+», «-». Урок 3. Самооценка, критерии, оценка. День четвертый Урок 1. Отработка введенных ранее знаков «+», «-«, «Я», «Мы», «Хор». Урок 2. Как надо и не надо спорить? Урок 3. Диагностика и отработка разных критериев оценки. День пятый Урок 1. Введение знака «Вопрос». Урок 2. Ситуация неопределенного правила. Урок 3. Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных. День шестой Урок 1. Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии. Урок 2. Групповые задания с неопределенными правилами. Урок 3. Адресованность, понятность сообщения. День седьмой Урок 1. Адресованность действия при групповом взаимодействии. Урок 2. Ловушка как элемент учительской диагностики. Урок 3. Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. День восьмой Урок 1. Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний». Урок 2. Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе. Урок 3. Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которяе отрабатывались ранее. День девятый Урок 1. Повторы особенно удачных полюбившихся детям сюжетов и заданий. Урок 2. Критерии оценки, точка зрения оценивающего. Урок 3. Отработка знаков, введённых ранее. День десятый Урок 1. Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее. Урок 2. Праздник «Посвящение в ученики». Урок 3.Праздник «Посвящение в ученики».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№ урока
Тема
2.09.
1
Знакомство.
2
Москва: вчера, сегодня, завтра.
3.09.
1
Поговорим о наших именах. Введение знака «Я».
2
Режим дня школьника.
3
Схема класса.
4.09.
1
Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса.
2
Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».
3
Оценка. Введение способа оценки.
5.09.
1
Изменение схемы класса.
Введение знака «Мы». Парная форма работы. Взаимооценка.
2
Реакция на реплику. Введение знаков «+, -»
3
Самооценка, критерии, оценка.
1
Отработка введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР», «+», «-»
2
Столкновение мнений детей: «Как надо и как не надо спорить»
3
Диагностика и отработка разных критериев оценки.
7.09.
1
Введение знака «Вопрос», его применение.
2
Ситуация неопределенного правила.
3
Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.
8.09.
1
Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии.
2
Групповые задания с неопределенными правилами.
3
Адресованность, понятность сообщения.
9.09.
1
Адресованность действия при групповом взаимодействии.
2
Ловушка как элемент учительской диагностики.
3
Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
12.09.
1
Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний».
2
Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе.
3
Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее.
13.09.
1
Повторы особенно удачных полюбившихся детям сюжетов и заданий.
2
Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
3
Отработка знаков, введённых ранее.
14.09.
1
Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее.
2 Праздник «Посвящение в ученики».
3 Праздник «Посвящение в ученики».
В первые дни пребывания ребенка в школе необходимо показать отличие учения от игры. Процесс учения обладает рядом признаков:
- контролируемость (учебное пространство учащегося опосредованно или непосредственно всегда находится в поле деятельности учителя);
- временной регламент (учебная деятельность ученика всегда определяется расписанием или режимом дня. Регламентируется не только ее начало и конец, но и темп, и ритм);
- заданность средств, способов действия (есть действия, которые учитель обязан указать ребенку для выполнения задания, есть же задания, где ученик должен осуществить выбор или изобрести для себя новый способ действия);
- результативность (любая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД может быть и сам процесс «делания»);
- оцениваемость (есть деятельность, которая подлежит оцениванию, а есть действия не предназначенные для оценки).
- не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и пр.);
- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
- «на ложку дегтя - бочка меда»;
- ставить перед ребенком только конкретные цели;
- не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;
- формулировка «опять ты НЕ…» верный способ выращивания Неудачника»;
- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
- позволяющие различать ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя;
- позволяющие различать понятийную и житейскую логику;
- задачи-ловушки не имеющие решения.
- Функции групповой работы:
- эмоционально поддерживает каждого ученика;
- продуцирует мышление ученика;
- удерживает внимание ученика;
- дает возможность каждому попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- закладывает основу умения учиться (постановка цели, планирование совместных действий, контроль, оценка);
- обучает способам организации;
- вовлекает детей в содержательное обучение;
- сочетает обучение и воспитание.
- подбираются задачи, требующие обсуждения разных точек зрения;
- организуется специальное обучение детей умениям коллективного обсуждения задачи и группового взаимодействия;
- предварительно проводится работа по уяснению детьми задачи, способа работы, формы предъявления результата до того, как будет сказано «а теперь групповая работа».
- фиксация вопроса задачи (в символической или знаковой форме) и неоднократное возвращение к нему в ходе поиска решения;
- анализ условия задачи;
- фиксация разных точек зрения по ходу решения задачи на бумаге (в виде схемы, слова, протокола);
- подготовка выступления от группы с рассказом о ходе обсуждения и перечислением аргументов в пользу той или иной точки зрения.
Материальное обеспечение курса 1. Колокольчик 2. Визитные карточки 3. Ордена 4. Разнообразные сюжетные картинки 5. Схема класса 6. Схема времени 7. Книга «хроника» 8. Алфавит 9. Различные куклы, мягкие игрушки 10. Полоски цветной бумаги, кружки белой бумаги 11. Бланки для графического диктанта, бланки задания «Стрельба по мишеням» 12. Рисунки с оптическими иллюзиями 13. Чертеж домиков, наборы геометрических фигур, план местности, образцы фигур 14. Листы с разметкой и образцами 15. Наборы деталей одежды 16. Бланки для работы с «лабиринтом» 17. Листы с заданиями (по числу групп) 18. Листы с заданием «Езда по дорожкам» (по числу детей)