Михаил Пришвин Моя Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Суховская СОШ

Пролетарского района

Ростовской области









Конспект урока литературного чтения

М. Пришвин «Моя Родина»

4 класс

УМК «Гармония»

















Учитель начальных классов

Пирогова Наталья Николаевна













2014 - 2015 учебный год Тема урока: М. М. Пришвин «Родина моя» Цель: Ввести в круг чтения новое произведение М. М. Пришвина «Моя Родина». Задачи: Предметные: Познакомить с понятием «очерк»; Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль; Метапредметные: Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его; Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления; Участвовать в коллективном обсуждении темы; Учиться планировать работу; Личностные: Воспитывать любовь к чтению; Воспитывать правильное отношение к природе; Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».





1.Организация класса. Долгожданный дан звонок - Начинается урок, Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. 2.Работа по теме урока. 1) Речевая разминка. Чтение - это то же, что физическое упражнение для тела. Как вы понимаете значение этих слов? Вы должны помнить русскую поговорку, дополните её «Кто много читает, тот…» Подготовимся к чтению. Выполним несколько заданий. а) Дыхательная гимнастика. Выполним упражнение «Задуй свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Представьте, что перед вами стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. б) Разогрев голосовых связок с помощью распевного упражнения «Медвежата» Представьте, что вы маленькие медвежата и просите кушать. Слова нужно произносить протяжно, певуче. «Мам, мёду б нам, Мам, молока бы нам» в) Тренировка речевого аппарата Прочтите сочетания гласных. Аоуиэ, аиуоэ, ауэои. Сделайте глубокий вдох и на выдох прочти согласные одного ряда. Бкзстрмнвзршлх Жлпфхчцбрптсткл Прочти первый ряд согласных с гласной а, второй ряд с гласным «у» Прочти стихотворение про себя. В пол - голоса жужжащим чтением. Читаем хором, делая ударение на выделенных словах. Жура - жура - журавель! Облетел он сто земель. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: - Лучше нет родного края! 2) Сообщение темы и цели урока. а) Кроссворд. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. 1. Дерево, которое является символом России? (Берёза) 2. Главный город нашей страны. (Москва) 3. В летний зной хорошо напиться из него водицы. (Родник) 4. Самые маленькие в семье? (Дети) 5. День золотое по небу гуляет В царстве подземном Всю ночь отдыхает. (Солнце) 6. Кто теплом и лаской Деток согревает? Кто беду и радость С ними разделяет? (Мама) - Какое получилось ключевое слово? (Родина) б) Вступительная беседа - Сегодня на уроке мы будем говорить о любви к Родине, к Родине большой и малой, о любви к родной природе. - Родина… Вслушаемся в это слово. В нём слышится отзвук таких слов, как «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказали наши русские поэты. Чтение стихов о Родине. - Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? Обратите внимание на ваши рисунки, может быть они помогут ответить на этот вопрос? Работа с выставкой рисунков. (- С моим домом, двором, улицей. - У меня Родина ассоциируется с моими родителями и близкими. - Когда я слышу слово Родина, то я представляю русские берёзки. - А я представляю свою маму. - Когда я слышу слово Родина, то я представляю свою школу и своих друзей. - А для меня слово Родина ассоциируется с родной природой, я представляю лес, реки, горы. - Когда я слышу слово Родина, то я представляю нашу огромную страну.) Учитель: Так много - значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе что-то своё подскажет, так как каждый понимает по-своему. - Что же стоит за этим большим и ёмким словом - Родина? Попробуем найти ответ на этот вопрос в статье Ю. Яковлева «О нашей Родине». 3) Проверка домашнего задания - Откройте учебник на стр. 13. Прочтём текст выразительно. Читаем по цепочке, по предложению. (уч-ся читают текст) Игра «Ты мне - я тебе» - На дом вам было задано составить копилку вопросов по содержанию статьи. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ты мне я тебе». Проведём небольшой блиц-опрос между ребятами 1 и 2 ряда. Ребята 1 ряда зачитывают вопрос, а ребята 2 ряда на него отвечают и наоборот. - А что значит для вас малая Родина? (Это место, где мы родились, это хутор Сухой) - У каждого человека есть своя малая родина. Это то место на земле, где человек родился и вырос, и где всё кажется ему особенным, родным и прекрасным. Для большинства из нас малой родиной является хутор Сухой. Может быть чужому здесь многое покажется обыкновенным и простым, но нашему сердцу дорога каждая мелочь вокруг. С чего начинается Родина? Конечно же с той улицы, где есть верные друзья, со школы где встречаемся с первыми радостями и трудностями, с русской задушевной песни, с берёзки в палисаднике. Пройдёт время и многих из вас уведёт дорога из родного дома. Но сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить, что в самом начале этой дороги стоит хутор Сухой. И он будет сниться вам, и хотя бы мысленно вы будете возвращаться к тем местам, где прошло ваше детство. (Чтение стихотворения Василия Цыганенко «Моя деревенька» Читает подготовленный ученик) Деревеньки не сыщется краше, За околицей - степь напролёт. На единственной улице нашей Водят клёны весь день хоровод.

По над берегом домики жмутся А весной зацветают сады. Из пруда, как из синего блюдца, Пьют рассветы прохладу воды.

Растревожила душу деревня, Долго не был - и сердце щемит. Тот же самый, как памятник древний У берёзы колодец стоит.

Ходят стайкой по улице гуси, Пыль поднимет машина порой. На заборах, как будто на брусьях, Извивается ветер хмельной. Всё тут с раннего детства знакомо Даже в балке седой репяхи. Во дворе золотую солому, Прогорланив гребут петухи.

Вот и всё побывал я немного На далёкой планете своей. Уезжаю. Пылится дорога В окружении нив и полей.

Пробегают казачьи станицы, Ветер носит степной аромат. Только что - то с душою творится Так и тянет вернуться назад. 4) Работа над новым материалом. а) Вступительное слово учителя - Каждого человека любящего свою Родину трогает и волнует наша простая природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже не богатые, для нас, населяющих Россию прекрасны. Любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к родной стране. Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний человека, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для её охраны. Это известный писатель Михаил Пришвин. К. Паустовский о нём сказал «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина» - Ребята подготовили рассказ об этом писателе, послушайте внимательно. 1уч: М.М. Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребёнком он был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти. Его конечно находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А скоро рождаются и его первые книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» 2уч: Михаил Пришвин в 1900 году уехал в Германию, где получил высшее экономическое образование в Лейпцигском университете. В 1906 году он возвратился на родину. Работал Журналистом. В годы первой мировой войны находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем работал учителем, краеведом. Написал много книг для взрослых. Книги Пришвина - пример большой любви ко всему живому на земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей. Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка с картошкой», «Ярик», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Разговор птиц и зверей» б) Викторина по произведениям М.М. Пришвина. - Во втором и третьем классах мы изучали произведения этого замечательного писателя. Помните ли вы их? Проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответите, как произведение называется: «Нарочно для Зиночки принёс я различных трав по листочку, корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста» («Лисичкин хлеб») «Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молоко ему налью на блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест» («Ёж») «Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу» («Ребята и утята») «Значит через мою ласку ей силы прибавилось, может именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь» («Глоток молока») «И всему этому я научил Травку из-за большой любви ко мне Лады. Лада ревнует ко мне Травку и ест; Травка Ладу ревнует и ест». («Как я научил собак горох есть») «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой, от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Луг золотой». («Золотой луг») Михаил Пришвин написал много книг и для взрослых и для детей. Вот небольшая выставка его книг, их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать. в) Первичное восприятие текста. Знакомство с новым литературным термином. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М. Пришвина «Моя Родина». Рассказы такого вида являются очерком. Прочтите лексическое значение этого слова. Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке. - Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос «Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали это произведение?». «- У меня перед глазами картина …» (- Как мама Пришвина готовит чай с молоком. - Как Пришвин идёт по лесу и наблюдает за животными и растениями. - Как он уже взрослый живёт в городе и встречает восход солнца) г) Словарная работа - Ребята, прежде чем мы прочтём очерк, уточним значение некоторых слов. Что по вашему мнению называют кладовой? (Кладовая - это комната где что-то хранится) - Ребята, это слово имеет ещё одно значение: это место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. - Сокровище - как вы понимаете это слово? (Это драгоценность, дорогая вещь) - Правильно. Но так же говорят о ком-то или о чём-то ценном, дорогом. д) Повторное чтение. Анализ произведения. - Прочтём 1 и 2 абзац. - Как рано встал однажды Пришвин? - Чем его угостила мама? - Найдите и прочтите, как по-особому готовилось молоко и каким был чай? - как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя? - Как можно озаглавить эту часть? («Вкусный чай») - Прочтите 3-4 абзац. - Какая хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась даже тогда, когда о стал жить в городе? (Пришвин пробуждается вместе с животным и растительным миром). - О чём это говорит? (Он очень любил природу) - Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром, вместе с солнцем? Как можно озаглавить эту часть текста? («Восход солнца», «Вставать до солнца») - Прочтите 5-6 абзац. - Куда уходил Пришвин после чаю? - В чём заключалась охота писателя? (Его охота была в том, чтобы найти в природе такое, чего он ещё не видел) - Как можно озаглавить эту часть? («Находки», «Охота за наблюдениями») - Прочтите 6-7-8 абзацы. - К кому обращается писатель? (Писатель обращается к детям, которые читают его книги) - Как он вас называет? (Мои молодые друзья) - Кем вы являетесь по отношению к нашей природе? (Хозяева нашей природы) - С чем Пришвин сравнивает природу? (С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни) - Правильно. И эти сокровища - животные, растения, моря, воздух. - К чему призывает Пришвин? (Пришвин призывает охранять природу) - Для чего нужно беречь природу? (Без растений и животных жизнь на земле невозможна) - Как можно озаглавить эту часть? («Обращение к молодым друзьям», «Призыв к молодым друзьям») - Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? («Охранять природу - значит - охранять Родину») е) Музыкальная инсценированная физминутка. - Куда любил ходить Пришвин? (Пришвин любил ходить в лес) - Совершим и мы небольшое путешествие на цветочную полянку и немного отдохнём. Учитель: В небе радуга - дуга Опустилась на луга В поле солнышко играет Оживилось всё кругом, И цветы в росе сияют Тихим ласковым огнём. (Выходит девочка с букетом цветов) Девочка: Растут цветы на воле Красивее их нет. Я вышла рано в поле Собрать большой букет. Ромашка: Я, белая ромашка, В середине жёлтый цвет, Возьми меня с собою Украшу твой букет. Колокольчик: Я лиловый колокольчик Расту в тени лесной, Я в просеке сосновой Киваю головой. Мак: Я красный мак, Как алый флаг. Меня не взять Нельзя никак. Васильки: Василёчки-васильки И красивы, и легки Голубые мотыльки, В хоровод и нас впусти. Девочка: Собрались мы весело, Заводим хоровод. Хором: Поём мы хором песенку Полянка вся цветёт. Хоровод 1 куплет: Пошли дети в поле собирать цветы (2 раза) Припев: Мак, мак, красный мак, Белая ромашка, синий василёк, И розовая кашка. 2 куплет: Цветы собирали и венки плели (2 раза) Припев 3 куплет: Венки заплетали, хоровод вели (2 раза) Учитель: Как цветочки хороши Поплясали от души. ё) Игра «Разведчики» - Пока мы с вами собирали цветы, в наш текст забрались шпионы. Давайте их поймаем. Ставим пальцы на начало и конец строки, скользим взглядом вниз. - Слово-шпион с непроизносимой согласной в корне слова (солнце) - Имя существительное 3 склонение И.п. (мать) - Синоним к слову «Отчизна» (Родина) - Можно ли считать эти слова значимыми в нашей жизни. (Эти слова важны для человека. Он счастлив только тогда, когда над ним светит солнце, когда рядом с ним его мама, когда он живёт на родной земле). ж) Конкурс «Лучший чтец» - Какая часть этого очерка по-вашему является самой главной? Приготовьтесь к выразительному чтению. Возьмите карточку №1. Расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом. (1 абзац - 1 вариант, 2 абзац - 2 вариант) - Поработаем в паре. Прочтите отрывок друг другу. - А теперь я предлагаю вам принять участие на лучшее выразительное чтение данного отрывка. - Для конкурса нам нужно выбрать 3 участника. Кто желает прочитать отрывок? - У вас будут 1,2,3 номер. - Оценивать конкурс будет строгое жюри по пятибалльной системе. (Учащиеся читают отрывок) - Пожалуйста, жюри, оцените каждого участника. - Итак, диплом «Лучший чтец 4 «а» класса» получает … - Как вы думаете, почему … получил высокий балл? з) Работа с пословицами - Работаем по группам. Возьмите карточку № 2. Прочтите пословицы, выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина». - Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней. Так же надо любить и заботиться о своей любимой Родине, беречь её и охранять). 4) Обобщение 22 апреля во всём мире отмечается международный праздник - День Земли. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля. И пересесть из него просто некуда». Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой. (-Не оставлять мусор после себя. - Не разорять птичьи гнёзда, не спугивать птиц с гнезда. - Не ломать ветки деревьев. - Не загрязнять водоёмы. - Участвовать в посадке новых зелёных насаждений - К природе нужно относиться бережно, не вредить ей). Учитель: Берегите Россию - нет России другой Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе… Берегите Россию, без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечно её быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию - нет России другой. 3. Итог урока. Учитель: -Вот и подошёл к концу наш разговор. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём мы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились - ко всему тому, что включает в себя простое слово - Родина. -Понравился ли урок? - Что главного взяли для себя из этого урока? (Нужно любить свою Родину, охранять природу). - С каким настроением он закончился для вас? 4. Домашнее задание: Учитель: Домашнее задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам 3 варианта. 1 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; нарисовать рисунок. 2 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; выучить отрывок наизусть. 3 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; написать мини-сочинение «Моя малая Родина».



Источники:

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4класса по литературному чтению. В 4 частях.- Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2010.

  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику»Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений. 2010г.

  3. Персидская И.В. Литературное чтение.4 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 2009 г.





Приложение.

Карточка №1.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

Карточка №2.

1. Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. Береги землю родимую, как мать любимую.

3. Тот герой, кто за Родину горой.


© 2010-2022