Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируСредняя общеобразовательная школа № 2087 «Открытие»







Урок-суд

Тема: «Казнить или помиловать»


Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру



Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру





Учитель Конюхова Н.В.








2015 год



Цель: - познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при общении с животными; - рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с домашними, бродячими, дикими животными, а также животными зоопарка, - научить правильному поведению в таких ситуациях, - прививать правила гигиены после общения с домашними животными. Задачи: - формировать умение вычитывать из текста информацию; - формировать умение ориентироваться в структуре текста; - формировать умение объяснять и оценивать прочитанное; - формировать умение определять тематическую принадлежность текста; - формировать умение составлять небольшой собственный текст на основе текста из учебника. Планируемые результаты: Предметные: - умение обращаться с дикими и домашними животными. Метапредметные: Познавательные УУД: - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - извлекать информацию, представленную в разных формах; Регулятивные УУД: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - высказывать свою версию; - находить и исправлять ошибки самостоятельно; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные УУД: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: словесные, наглядные, практические





Ход урока

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

II. Сообщение темы урока.

Работа с учебником:

стр. 116 решаем проблему

стр. 118 решаем проблему

- О ком будем говорить на уроке?

- Правильно, о животных.

Метод ТРКМ (технология развития критического мышления) «Кластер»


- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? Напишите. Урок мы проведем в необычной обстановке. Будем участвовать в судебном заседании, посвященном слушанию дел об опасности животных и правилах безопасного поведения с ними. III. Объяснение нового материала. - Встать, суд идёт! В суд поступило 6 заявлений о нарушении прав человека в связи с опасным поведением животных. Я надеюсь, что нам сегодня поможет богиня правосудия - Фемида. По легенде она держала в левой руке весы - символ правосудия, а в правой - меч. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. - Итак, прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! У каждой группы есть папка с материалами дела. Откройте её, возьмите фотографию и ознакомьте нас с подозреваемым вашей группы. В ходе расследования, опроса свидетелей были составлены фотороботы и пойманы опасные преступники. Итак:

1 группа С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. 1 группа: это … собака
- Прикрепите фоторобот на доску объявлений.
2 группа

Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,

С ней осторожность не напрасна:

Ведь она - зверёк опасный!

2 группа: это … лиса


- Прикрепите фоторобот на доску объявлений.
3 группа

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.

3 группа: это… бродячая кошка


- Прикрепите фоторобот на доску объявлений.
4 группа

Этот зверь почти как кот,

Играть же с ним опасно,

В зоопарке он живет,

Большой он и клыкастый!

С этим зверем не шути

И к клетке ты не подходи!

4 группа: это … тигр


- Прикрепите фоторобот на доску объявлений.
5 группа

Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что
5 группа: это … змеи


- Прикрепите фоторобот на доску объявлений.
6 группа

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая...

6 группа: это … пчела

- В связи с большой опасностью этих животных, они не были доставлены в зал суда. И наш процесс будет проходить заочно, без присутствия обвиняемых, но с их согласия. Установим личности и место проживания каждого обвиняемого

( прикрепить под фотороботом)

- Где проживает каждый из обвиняемых?

Физминутка:

Учащиеся ходят по классу и ищут картинки с изображением мест проживания обвиняемых.

Собака - будка

Лиса - лес

Бродячая кошка - улица

Тигр - зоопарк

Змея - около водоёма

Пчела - улей

Игра «Верите ли вы, что…» или «Данетка»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




  1. Животных не надо опасаться

  2. Голубь - безопасное животное

  3. Человек может заразиться от животных

  4. Если человека укусит змея, надо быстро бежать к врачу

  5. Животные в природе борются за свою жизнь

  6. Пчела - безобидное насекомое

  7. Если собака дружелюбно виляет хвостом, её можно погладить

  8. С незнакомыми животными надо быть осторожным

  9. Бродячих животных надо уничтожать

  10. Нельзя беспокоить детёнышей

- А мы продолжаем наш процесс. Возвращаемся в зал суда.


Предоставляется слово главному обвинителю от первой группы. Среди домашних животных наиболее опасными считаются собаки. В последнее время всё чаще и чаще с экранов телевизоров мы видим репортажи о нападении со стороны братьев наших меньших - собак. Этот вопрос волнует и тех, кто решается принять в свою семью собаку, и тех, кто соприкасается с ними в повседневной жизни. Каждая собака - это, в первую очередь животное. Хищник. И каждая из них довольно опасна и представляет угрозу здоровью и даже жизни человека. Лишить собаку права проживания с человеком. Теперь слово защите. Все мы с детства знаем, что собака - друг человека, верный, преданный, неизменный, на всю ее собачью жизнь. И любит она своего хозяина всегда и всякого. Собаки дают нам возможность чувствовать, что мы нужны кому-то, что нас уважают, любят, нами восхищаются. А главное предназначение собаки - охрана дома. Даже маленькие собачки отпугивают воров. И ребенок после школы уже не один в своей пустой квартире, есть кому за ним присмотреть. Остается только удивляться, почему еще не все у нас имеют собаку?
Предоставляется слово главному обвинителю от второй группы. Лисица - животное хищное, поэтому разорить птичье гнездо, полакомиться только что вылупившимися птенцами - обычное дело для неё. Она не упустит случая задавить зазевавшегося русака, поймать тетерку или куропатку. Лисица - животное вороватое и доставляет немало хлопот жителям деревень. Чуть не досмотрел, и нет уже на крестьянском подворье, утки, курицы, а то и ладного гусака. А ещё этот зверь может укусить человека и заразить опасной болезнью- бешенством. Теперь слово защите. Почти по всей территории страны лисицы кормятся главным образом полевками, мышами, сусликами и другими грызунами, наносящими ущерб сельскому хозяйству. Немалую пользу оказывает лисица и нашим лесам, истребляя злейших врагов лесных богатств - майских жуков, за которыми с азартом охотятся подрастающие лисята, поедая их в огромном количестве. При этом ущерб, который наносится лисицами, намного меньше той пользы, которую они приносят, уничтожая грызунов - потребителей зерна.


Предоставляется слово главному обвинителю от третьей группы. Казалось бы, какая опасность может исходить от такого пушистого и ласково мурлычущего клубочка, как кошка. И все же она есть, и не одна. Одним из самых опасных заболеваний у кошек является бешенство. Инфекция проникает в организм здорового животного или человека через укус. Бешенство нельзя вылечить. А болезнь «кошачьей царапины», блохи, глисты, стригущий лишай также опасны для человека. Также кошка в игре или в нападении может запросто нанести серьёзные раны, в том числе очень сильно поранить глаза. Она представляет угрозу для жизни и здоровья человека. Теперь слово защите. Пушистый комок счастья на ваших коленях, ласково мурлыча, смотрит вам в глаза. Кошка составит вам компанию, станет вашим любимцем. Если она искренне любит владельца, то постарается пристроиться на больное место, а иногда даже начинает мять его лапками, успокаивающе мурлыча. Результатом будет если и не полное выздоровление, то значительное улучшение общего состояния. Физические контакты с животным, могут снижать артериальное давление, а мурлыканье успокаивает. Без кошек наша жизнь была бы не такой яркой, красочной и насыщенной.
Предоставляется слово главному обвинителю от четвёртой группы. Тигр является самым опасным для человека хищником. Из всех представителей семейства кошачьих, на долю тигра приходится наибольшее количество убийств человека. Если нет естественной добычи, тигры начинают охотиться на домашний скот. Очень часто тигры становятся людоедами из-за нехватки привычной пищи. Старые особи тигра так же не редко начинают охотиться на человека. Мы встречаемся с тиграми в зоопарке. Часто случается, что люди подходят близко к клеткам и животное-хищник может причинить вред здоровью человека. Теперь слово защите. Тигр издавна считался одним из самых опасных хищников, охотиться на него отваживались лишь смельчаки. Сейчас этих красавцев в природе осталось так мало, что каждая встреча является событием. Тигр меньше, чем другие крупные звери, боится человека, но все же старается обходить его стороной. Многочисленным рассказам о кровожадности зверя можно противопоставить столько же рассказов о его добродушии, обращении к человеку за помощью в особо трудные минуты. Хищник нападает только, когда ранен или загнан в угол. Тигрята хорошо приручаются, легко поддаются дрессировке. Поэтому тигров можно часто видеть в цирке, в зоопарке.


Предоставляется слово главному обвинителю от пятой группы. Все змеи - хищники, поедающие только животную пищу. Мелкие виды змей питаются червями, моллюсками, насекомыми и др.; крупные - рыбами, земноводными, птицами, и т. д. У ядовитых змей на переднем крае верхней челюсти находятся два ядовитых зуба. На месте укуса остаются две небольшие красные точки - места проникновения ядовитых зубов. Обычно змеи нападают на людей, когда их потревожат. Уже в первые минуты после укуса гадюки вокруг места укуса появляется покраснение, множественные кровоизлияния и быстро распространяющийся отек. Тяжесть последствий зависит от места укуса (укус в голову и туловище опаснее, чем в ногу), возраста и состояния здоровья пострадавшего. Дети, особенно в возрасте до 3 лет, тяжелее переносят укус змеи, чем взрослые. Теперь слово защите. Змеи приносят пользу не только природе, но и человеку. Во многих странах люди не только бережно относятся к змеям и дружат с ними, но и приручают их. Змеи очень полезные в природе и в частности для всех нас. Например, тем, что в их рацион питания входят всевозможные грызуны. Как правило они в первую ловят больных, вялых и слабых особей, тем самым делая нам очень большую услугу, ведь грызуны - это переносчики самых разнообразных болезней, которыми болеет человек. ЗМЕИНЫЙ ЯД применяется в медицине в качестве болеутоляющих и противовоспалительных средств.


Предоставляется слово главному обвинителю от шестой группы. Нередко между пчеловодом и соседями возникают неприятности, например, потому что пчелы могут жалить скот и лошадей. Иногда животное даже погибает от укусов. Встреча с пчёлами в жизни приносит не столько радость, сколько боль и разочарование. У людей, предрасположенных к аллергии, может возникать сильнейшая реакция на пчелиный яд вплоть до смертельного исхода. Теперь слово защите. Пчёлы являются полезными насекомыми. Они опыляют растения, благодаря чему на столе у нас присутствуют ягоды, овощи и фрукты. Не стоит забывать о таком замечательном продукте, как мёд, который появляется только благодаря деятельности пчёл. Да и в медицине пчелоужаление, называемое по-научному апитерапией, широко используется для лечения различных болезней.

Зарядка для глаз

- Объявляется перерыв. - Мы выслушали свидетелей и защиту. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с животными? - Прошу внимания! - Суд удаляется для вынесения приговора!
Выходят обвинители и берут таблички: ПОМИЛОВАТЬ

Зарядка для глаз

- Объявляется перерыв.

IV.Закрепление нового материала. - Встать, суд идёт!
Итак, решение суда по обвинению домашнего животного - собаки: ПОМИЛОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ - В БУДКУ

Не дразни собак, не мучай,

Ты от них не убегай и руками не махай.

Так докажешь всем вокруг,

Что собака - лучший друг!

Решение суда по обвинению дикого животного - лисы:

ПОМИЛОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ - в лес

Лиса красива и хитра,

Но может быть заражена.

Ты близко к ней не подходи,

А стороной лишь обойди!

Решение суда по обвинению бродячего животного - кошки:

ПОМИЛОВАТЬ И ОТДАТЬ В ХОРОШИЕ РУКИ

Тем, кто с кошкой добр и мягок.

Может кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

Решение суда по обвинению животного зоопарка - тигра:

ПОМИЛОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ - В ЗООПАРК

В зоопарке, на прогулке,

Вы не суйте в клетки руки.

К зверям в вольер не заходите.

Своё здоровье берегите!

Решение суда по обвинению животного зоопарка - змеи:

ПОМИЛОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ - к водоёму

Змеи ползать лишь умеют,
Плавают еще быстрее.
Жабок, рыбок и зверушек
Мелких очень любят кушать.
На людей не нападают,
Разве только защищаясь.
Они жалят и кусают
Пусть об этом каждый знает.
Этот злой народ лесной
Пусть обходит стороной.

Решение суда по обвинению насекомого - пчелы:

ПОМИЛОВАТЬ И ОТПРАВИТЬ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ - в улей

Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда,
Без цветочков нету пчел -
Это я давно учел!
Лета ждать уже недолго,
Прилетай скорее пчелка,
Дай мне с каждого цветка
Килограмма два медка.

Работа с учебником: стр. 116-119

Заполнение второй строки таблицы.


Человек сам - творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны и опасны. Он должен сам быть осторожен при встрече с домашними, дикими, бродячими животными, а также животными зоопарков, и выполнять следующие правила:

Животным диким и домашним

Старайтесь вред не причинять.

А лучше будем мы все вместе.

Здоровье, жизнь, природу сохранять!

VII. Рефлексия.

Приём ТРКМ «6 шляп»

При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.
С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.
А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.


  1. Белая шляпа: участники в белой шляпе будут искать в этом методе только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

- животные могут принести и …. , и ….. (пчела)


  1. Красная шляпа: в красной шляпе - проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.

- мне понравилось на уроке ….

- меня удивило, что….


  1. Чёрная шляпа: Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

- я думаю, что дикие животные, как и домашние представляют для нас большую опасность, например, змея …., собака…., пчела …, голубь …, корова … .


  1. Жёлтая шляпа: участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.

- я думаю, что дикие животные, как и домашние представляют для нас пользу, например, змея …., собака…., пчела …, корова … .

5. Зелёная шляпа: участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

- на будущее я учту, что при встрече с незнакомыми животными ….

- у меня получится …..


  1. Синяя шляпа: собирает и обобщает высказывания каждой группы

- на уроке мы узнали, что …

Задание на дом: работа в тетради стр.












Приложение

Конспект урока по окружающему миру Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Метод ТРКМ «Кластер»



Метод ТРКМ «Верите ли вы, что…» или «Данетка»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





© 2010-2022