Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №7»





Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности

Царева Ольга Валентиновна

учитель начальных классов

МОБУ «Волховская средняя

общеобразовательная

школа №7»

1 категория, стаж 22 года

2015 год

• Краткое описание

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении.

• Цель: обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.

Задачи: представить систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

-ознакомить с возможностями и условиями использования различных методов, форм и технологий в работе с родителями;

-способствовать повышению педагогической культуры родителей и их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании. А также выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

• Материалы и оборудование:

Информационные сайты( «Сетевой город», официальные сайты городов), анализ воспитательной работы с родителями, Положение о родительском собрании, Положение о родительском Комитете, План работы образовательного учреждения с родителями на текущий учебный год.

• Форма проведения, участники :

Исследование, проектная деятельность , начальная школа



Содержание

  1. Актуальность темы

  2. Родители -социальные партнеры учителя

  3. Основные направления сотрудничества

  4. Использование инновационных технологий

  5. Анализ итогов

  6. Заключение

  7. Ссылки на используемые материалы



МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №7»

Учитель начальных классов:

Царева Ольга Валентиновна



Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности

"Без семьи мы - я имею в виду школу - были бы бессильны"

(В.А. Сухомлинский) 1. Актуальность темы Младший школьный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач школы. Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Оно начинается в семье. Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального -общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая: -общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания; -условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
2.Родители -социальные партнеры учителя Одной из педагогических задач современной школы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях: - повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год на сайте школы . - совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций. Работа с родителями -один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.
3. Основные направления сотрудничества А) Просвещение по вопросам психологии и педагогики К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д. Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Родители должны знать традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнений домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками и их структурой. Классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность стать активными участниками классных дел. Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавая условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях (посещение театров, музеев, экскурсии, походы, поездки, семейные праздники и классные часы).
Б)Диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку. Выявить проблемные ситуации, выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Предварительная диагностика необходима при подготовке -родительских собраний -тематических и индивидуальных консультаций -внеклассных мероприятий -организации мероприятий -организации поездок и экскурсий . Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а так же у родителей и учеников. Итоговая диагностика уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях -это дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. В) Коррекционная работа Главным назначением коррекционной работы является, оказание помощи и поддержки в решении проблемной ситуации семейного воспитания (кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей). Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. В коррекционной работе не в меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи.
3. Основные мероприятия по реализации совместной работы семьи и школы через внеурочную деятельность - проект «Доброе дело» (результат: презентация, видеофильм, отзывы) Например: еще в первом классе, на родительском собрании , совместно с родителями мы спланировали долгосрочный проект (4 года), направленный на изучение истории родного края. Проект получил название « Золотое кольцо нашего края. Крепости). Работа закипела. За три года мы посетили Новгородскую, Выборгскую, Староладожскую и Петропавловскую крепости, собрали огромное количество ценного материала : книги, сувениры, традиции, исторические факты. Итогом данного проекта будет участие в муниципальном конкурсе «Самый классный класс». Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личностиРоль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности -круглые столы на актуальные темы для данного коллектива - проведение, классных и общешкольных родительских собраний с привлечением специалистов по тематикам различных аспектов здоровья - участие в школьных и районных конкурсах, акциях - организация совместных праздников -участие в благотворительных ярмарках с четко обозначенной целью реализации вырученных средств Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личностиРоль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личностиРоль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности
4. Использование инновационных технологий «Технология Открытое Пространство» (Харрисон Оуэн) Технология Открытое Пространство - это один из методов, позволяющих родителям, ученикам и педагогам проводить воодушевляющие встречи и мероприятия. Этот метод открывает возможности для потенциальных лидеров, помогает создать организации с творческой атмосферой, где участники, работая вместе, получают выдающиеся результаты с потрясающей регулярностью. На мероприятиях(родительские собрания, совместные классные часы) , организованных по данной технологии , родители, ученики и педагоги создают и сами реализуют свои планы работы, работая параллельно по вопросам стратегической важности в воспитании духовно-нравственной личности : «Какова может быть стратегия, организация , которую могли бы поддержать все заинтересованные люди, и работать с ней вместе?» Для успешного использования «Технологии Открытое Пространство» для совместного решения требуется выполнение совсем немногих условий. Должна быть определена ясная и привлекательная тема, группа из заинтересованных и ответственных людей, время и место для проведения встречи, а также лидер. Детальной разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов не только не нужно, но, более того, они мешают работе. Необходимо только провести краткое руководство , чтобы начать работу. Приведу пример: «1 класс, зарождение ученического коллектива. Возникают проблемы: - трудности, в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками; - вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам; - отсутствие дисциплины; -неформальная организация групп учащихся, конфликтующих между собой; -расхождение требований в воспитании духовных и нравственных ценностей родителей и педагогов, и др. Индивидуальные беседы с учениками и их родителями приносят , чаще всего, или слабый результат, или носят временный характер. Тогда мы открываем пространство для людей , заинтересованных в решении данных проблем( родители, педагоги, сами ученики),чтобы они могли сделать самую важную для себя работу. Одним из способов гарантировать ответственность и заинтересованность является совершенно добровольное участие в Открытом Пространстве. Люди, которые придут, должны быть там потому, что их интересует результат решения проблем.
Роль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личностиРоль совместной работы семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности
5.Анализ итогов Анализируя динамику успешного сотрудничества родителей и школы были выявлены следующие положительные результаты - рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся; - сотруднический характер контактов с семьями учащихся; -развитие познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности; - развитие самостоятельности учащихся, умение благотворно влиять на социум; -изменение нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы)
6. Заключение Много проблем стоит перед современной семьёй и школой, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

7. Ссылки на используемые материалы

detskiysad.ru/

sgo.edu-volkhov.ru

vk.com/groups

konkurs.infourok.ru/

cyberleninka.ru/

psyedu.ru/journal/2010/5/Podushkina.phtml







© 2010-2022