Разработка занятия по внеурочной деятельности Здоровей-ка Мир эмоций и чувств

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №27

Тема: Мир эмоций и чувств

Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.

Цель: формирование и коррекция эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей детей.

Задачи:

  1. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

  2. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

  3. Развивать навыки совместной деятельности, общения;

  4. Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

  5. Способствовать творческой самореализации;

  6. Обогащать репертуар социальных навыков;

  7. Учить доверять себе и другим людям;

  8. Развивать воображение и творческую активность.

Предполагаемый результат

  1. Расширение у детей круга понимаемых эмоций;

  2. Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;

  3. Повышение самооценки;

  4. Повышение уровня самоконтроля;

  5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро» или «добрый день».

Игра «Хороводы сказочных героев». Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя с определённым настроением. Закончить хоровод нужно на положительной эмоции.

Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы спросите почему? Да потому, что мы сегодня с вами отправимся в сказочной мир эмоций. Посмотрите вот он ( показывают стенд, где изображены различные эмоции). В каждом домике живет своя эмоция. И у каждой эмоции своё настроение. Вот посмотрите у эмоции в красном домике весёлое, у эмоции в черном грустное…

Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы настроение было хорошим? (дети отвечают). А я хочу вам предложить улучшить настроение с помощью ласкового солнышка:

Этюд «Ласковое солнышко».

Графическое задание «Заколдованные кружочки».

Ребята, мы с вами отдохнули, расслабились. Какое сейчас у вас настроение? (хорошее). А сейчас посмотрите на столы, там лежат листочки с нарисованными кружочками, они заколдованные. Давайте расколдуем их. Для этого возьмём цветные карандаши и нарисуем лицо человека, у которого сейчас такое же хорошее настроение, как у вас сейчас. Молодцы, как хорошо у вас получилось!

-Кто мне скажет, что такое эмоции?(Мозговой штурм, ассоциативный куст)

Эмоции - это (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешнихраздражителей,...

1 эмоция -«Удивление»

К нам в гости сегодня пришел гость из сказочной страны эмоций. Зовут его Петя Васечкин, и он принёс с собой интересную историю, которую мы сейчас послушаем.

Петя Васечкин: Я вам сейчас такое расскажу. Гуляю я однажды на улице, как вдруг вижу, шляпа бегает. Она была живая! У неё даже были ножки, и бегала она очень быстро! Я как начал бегать за ней, чтобы схватить её, а когда я её схватил, то увидел котёнка. Знаете, как я удивился?! Вот так (показывают на кукле).

Ребята, а у вас какое лицо, когда вы удивляетесь? Этюд «Удивление» (Предлагают детям изобразить удивление.

Графическое задание « Удивление».

«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения

По небу плыли облака, Вот маленькое облачко Летим, летим со мной!

А я на них смотрел. Над озером плывет,

Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко

И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:

А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера

Все расскажу сейчас. Пушистенький такой?

Такой мохнатый и мягенький?

Сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем.

Игра «Солнышко и тучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло и за тучки, стало жарко - расслабиться, потому, что разморило на солнце. (Повторить 2-3 раза)

2 эмоция - «Злость»

Ребята сегодня к нам в гости пришёл еще один гость из сказочного мира эмоций. А кто же это, мы сейчас с вами узнаем. Ребята смотрите кто это? (дети отвечают гриб).

Так это же Король Боровик. Но почему то он очень сердитый и возмущённый. Что же с ним случилось, что произошло?

Ребята а как вы думаете какое у Короля Боровика настроение? Какое чувство он испытывает? (Дети отвечают - плохое настроение, он злится)

Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с Боровиком? А вот, что:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был Король Боровик не в духе

Короля покусали мухи.

Ребята а с вами бывает, что вы злитесь. В каких ситуациях это бывает. А как вы себя ведёт,

когда злитесь?

А теперь давайте позлимся так же как король Боровик. ( Ещё раз читают стихотворение, дети повторяют движения0

Ребята, а вы знаете как можно помочь Королю, чтобы он перестал злиться?

А кто вам помогает успокоиться? ( Педагог предлагает, как можно успокоиться : посчитать шаги, сосчитать до десяти)

Графическое задание «Гнев»

Ребята давайте кляксами изобразим свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Упражнение «Доброе животное».

«Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох -выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад и еще раз».

3 эмоция - «Грусть»

Упр. Подари хорошее настроение.

Ребята я сегодня получила очень странное письмо. Давайте мы вместе сейчас его откроем и прочитаем.

Содержание письма:

Меня зовут Молчок

Я очень, очень одинок

Плачу вовсе без причины

И от слёз совсем промок

Помогите мне ребята

Грусть мою разоблачить

И письмо мне напишите, в мир эмоций отошлите

Педагог: Ребята поможем Молчку справиться с грустью (дети отвечают)

Педагог: А когда вам грустно, что вы делаете, чтобы развеселиться? Или, когда грустно кому-то из ваших близких, что вы делаете, чтобы их развеселить? ( Педагог вместе с детьми придумывают, как можно избавиться от грусти и печали)

Ребята! А мы же не знаем как выглядит молчок! Ведь в мире эмоций очень много жителей и как нам его там отыскать? ( Педагог показывает на панно) Наверно он очень, очень грустный. А как выглядит грустный человек?

Этюд «Грустный человек»

Упражнение «Закончи предложение».

«Грусть -это, когда…»

«Я грущу, когда…»

«Маме грустно, когда…»

«Воспитателю грустно, когда…»

«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».

А сейчас давайте попробуем нарисовать Молчка, и тогда нам будет легче отыскать его (на столах листы бумаги с нарисованным кругом) А рядом с Молчком нарисуйте , то чем можно развеселить Молчка)

(После того, как дети нарисовали, педагог вместе с детьми еще раз повторяют как можно поднять настроение, затем складывает все рисунки в конверт и бросает в почтовый ящик)

Упр. на релаксацию «Лицо загорает»

4 эмоция - «Радость»

Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»

Упр. Хороводы сказочных героев.

Педагог: Ребята у меня сегодня произошла неприятность. Я всю ночь готовилась к нашей встрече, и уснула, а когда проснулась, то обнаружила, что картинки, которую я хотела вам показать, кто-то порезал. А на ней изображено лицо человека и я ни как не могу вспомнить, какая у него была эмоция. Ребята помогите мне собрать эти картинки. И мы тогда сможем посмотреть, что это за эмоция. ( Дети собирают пазл)

Ребята как вы думаете какой это человек, что он чувствует? ( дети отвечают: радостный, счастливый , весёлый)

Педагог: Ребята, а как вы умеете радоваться ? ( дети показывают)

Упражнение «Закончи предложение».

Радость-это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

Рисование радостной куклы.

«Ребята сейчас мы с вами будем рисовать куклу радостного человека, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу, Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и разрешите мне обвести контур тела от головы до пяток. Прежде чем соглашаться, подумайте хорошенько».

Согласившегося ребенка укладывают на бумагу и обводят контур.

«Сейчас мы будем делать настоящее волшебство. Если кто-то будет нам мешать, чудо не получиться и кукла может, не получится. Все готовы? Начинаем! Сначала обводим голову, теперь правое плечо, пр.руку…/Проговариваем все действия, для комфорта ребенка./

А теперь, когда у нас получился контур куклы, ребята, как вы думаете, чего не хватает?

Правильно, надо нарисовать ей глаза, нос, рот…

Давайте сделаем нашу куклу радостной. Для этого мы с вами будем приклеивать ей глаза, рот, нос, а все остальное волосы и одежду мы с вами нарисуем».

После окончания работы рассматриваем, какая кукла у нас получилась

5 эмоция - «Стыд».

Приветствие. Упр. Здравствуй друг»

Ребята мы с вами продолжаем путешествовать по стране эмоций. Сегодня мы познакомимся с эмоцией, которая называется стыд. Покажите пожалуйста на нашей картине домик где живёт стыд.

Ребята а вам когда нибудь было стыдно?

А сейчас я хочу рассказать вам одну историю: Один мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался , что мама его накажет, и сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали . Старшему брату стало очень стыдно.

Ребята покажите как было стыдно старшему брату:

Этюд «Стыдно» ( голова наклонена вперёд и вытянута, ноги прямые, руки висят, уголки губ опущены, брови идут вверх и сдвигаются)

А теперь давайте попробуем нарисовать человека которому стыдно.

( дети садятся за столы и начинают рисовать, педагог ещё раз напоминает , что у человека которому стыдно уголки губ опущены, руки висят, голова опущена)

6 эмоция - «Страх»

Ребята давайте с вами вспомним о каких эмоциях мы уже говорили (радость, гнев, удивление, стыд, грусть). Что нам помогло определить чувство радости, печали, гнева?

А теперь посмотрите на эту картинку. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха. Попытайтесь изобразить его на своём лице. Молодцы!

Упражнение « Закончи предложение…»

«Страх - это, когда…» «Мама боится, когда…»

«Воспитатель боится, когда…» «Я боюсь, когда…»

Этюд «Лисёнок боится»: Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок встряхнуть, потом вернуть ногу на место. Повторить движения несколько раз.

Молодцы!

Работа с контурами.

«Перед вами стоят стаканы с водой и краски, давайте окрасим воду краской страха. А теперь , я вам дам контуры человека и различные предметы, найдите тот предмет , на который похож ваш страх и приложите к тому месту на контуре, где живет ваш страх, где вы почувствовали холод.

Потом раскрашиваем это место, где живет страх, краской страха и прикладываем предмет, прикрепляя его скотчем. Теперь этот страх перейдет этому предмету и он уже не ваш. Он больше не может пугать. Скажите ему, что вы его больше не боитесь».

Упражнение « Мусорное ведро».

Педагог предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Итог занятия

Прощание

Разработка занятия по внеурочной деятельности Здоровей-ка Мир эмоций и чувств

© 2010-2022