- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова Г.Д. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Тема: Антон Павлович Чехов "Ванька".
Учимся писать письма. Задачи урока: образовательные
- работа с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»; подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
- Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
- совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
- совершенствовать умение работать с текстом рассказа.
- Научить учащихся правильно оформлять надписи на конвертах.
-
развивать наблюдательность, устную речь, внимание, орфографический режим письма
- Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, фильм « Ванька», презентационный материал (подпись конверта), рисунок елочки, снежинки с ответами.
Методы и приёмы обучения
- к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, урок у нас с вами необычный. Скажите, герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке Константину Макаровичу? Кто автор этого рассказа? (Слайд 1)
-
Сегодня мы вновь постараемся посмотреть на мир глазами героя рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька» и попытаемся проникнуть в мир того времени, увидеть всю трагичность и безысходность маленького мальчика. И не просто прочитать еще раз письмо, но и попробуем решить проблему, которая помешала осуществить Ванькину мечту.
Тема нашего необычного урока - Антон Павлович Чехов "Ванька".
Учимся писать письма.
Доска.
….Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться . . .
-
Итак….. Москва. Крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. Ваш ровесник.
Просмотр фрагмента фильма «Ванька»
Учитель: Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
( до 1.33)
2. Проверка домашнего задания. Словарно-орфографическая работа. Проблема.
При чтение рассказа вам встретились старые слова, которые вышли из употребления . Вы должны были выделить эти слова и рассмотреть их значение по словарной справке учебника на с.145. Так какие слова вам показались необычными?
Заутреня, кобелек, шпандырь, клирос, сидельцы;
Ледник - погреб для хранения продуктов.
Выволочка - наказание.
Намедни - вчера.
3. Чтение текста в отрывках.
Мы будем читать сегодня рассказ в отрывках, в разных лицах - от имени автора и Ваньки, чтобы не нарушать принцип изложения и построения рассказа автором.
(чтение учителем - автор, и детьми - от лица Ваньки)
4. Анализ по вопросам
- Прослушав письмо Ваньки можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится очень туго?
(Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки ( не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи ( подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять -таки Ваньку).
Учитель: Но нужно отметить, что несмотря на эти лишения, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.
- Какая часть письма является доказательством наблюдательности мальчика.
(Ванька чрезвычайно наблюдательный : об этом говорит та часть письма., где он рассказывает деду о Москве - со слов « А Москва город большой».
О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки.
- А что может нам подтвердить его сообразительность?
( О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание, - то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал,- Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины современной жизни с ним, Ванькой. )
- Из чего же состоит «ученье» Ваньки?
( Его по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобного рабочего. Его неоправданно обижают. И он мечтает вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства. )
5. Просмотр фрагмента. 28
Вывод.
Учитель:
Жизнь сироты - удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
Теперь полу ребенок - полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел - всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.
Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда- нибудь произойдет.
Быть - может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.
И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как - то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.
А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.
• Что является для Ваньки его «мечтой»? Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
(Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке - это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
ИКТ. Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как Ванька подписал письмо?
(Ванька подписал конверт: «На деревню дедушке Константину Макарычу»)
6. Обсуждение проблемного вопроса.
- Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?
- Почему?
7. ИКТ. Словарная работа.
-
А что такое адрес? Прочитайте правило на стр.112 учебника.
(слайд 1, 2)
Учитель: откройте тетради. Напишите это слово три раза, проговаривая по слогам, выделив орфограмму, поставьте знак ударения.
-Прочитайте и вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов.
Адр…сат, адр…сный, адр…совать, адр…сок, адр…сант.
-
Какие слова вы не можете объяснить? (адресат, адресант) Давайте посмотрим что такое адресат? (слайд 3)
В словаре Ожегова лексическое значение слова «Адресат» имеет 2 пояснения - это тот, кто получает извещения, телеграммы, письма.
- лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель. «Адресант» - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
-
Прочитайте, запишите , закончив предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
Надо обязательно знать свой …….. .
- ИКТ Учитель: Вот сейчас мы и попробуем решить «Ванькину проблему». Чтобы вам никогда не делать таких ошибок, как Ванька, давайте посмотрим, как правильно подписывается конверт.
( В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего-рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
ФИЗМИНУТКА ( коррекция зрения) 9. Самостоятельная работа. (упр.2) Подпишите самостоятельно конверты себе домой, маме или папе. Какую часть конверта будете заполнять?
Итог: Учитель: ребята умение подписать письмо очень важно, но не менее важно и правильно написать сам текст письма.
Обратите внимание как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости? (зачитывается начало письма)
Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения , потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым . В этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.
10. Домашнее задание. Творческая работа.
* Стр. 72-77, выразительное чтение письма Ваньки, краткий пересказ рассказа от третьего лица. *Выполнение упражнения 3 (учебник), стр. 113.
Итог урока: Ребята, пусть Рождественская сказка Ваньки не сбылась, да и мы не знаем, что стало с мальчиком. Но нарядить елочку в канун праздника, которая так согревала его детскую душу мы можем. У вас на парте есть снежинки с ответами. Отвечая на мой вопрос, выбирайте правильный ответ и прикрепляйте к елочке.
-
- Рассказ какого писателя мы с вами прочитали?
-
- От какого лица идет повествование событий?
-
- Кто главный герой произведения?
-
- Как Ванька попытался изменить свою судьбу?
-
- Нашло письмо своего адресата или нет?
- - Для чего нужно аккуратно и правильно подписывать конверты?
- - А что мы пишем на конверте?