• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме Выявление средств языковой художественной выразительности в стихотворении А. С. Пушкина Осень

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме Выявление средств языковой художественной выразительности в стихотворении А. С. Пушкина Осень

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме:

«Выявление средств языковой художественной выразительности в стихотворении А.С. Пушкина «Осень»

Цель: 1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина;

2. Учить детей определять главную мысль произведения, выраженную посредством языковых художественных средств;

3. Способствовать формированию понятия описания природы, развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения.

4. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).

5. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

Личностные:

• способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса);

• способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе).

Метапредметные:

• формирование навыков по исследовательской деятельности;

• развитие коммуникативных навыков.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, работа в группах.

Тип урока: комбинированный.

  1. Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но, без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

-Я приглашаю вас посетить нашу литературную гостиную, посмотрите на экран.

Осени посвящали свои работы многие композиторы, художники, поэты. Это особенное время года.

-Прочтите, чьи это строки? Сформулируйте тему урока.

-Да, мы сегодня в гостях у великого Пушкина в его любимом времени года. Мы познакомимся с отрывками «Осень» из поэмы «Евгений Онегин» и в конце урока определим главную мысль этих отрывков.

- А что мы знаем о Пушкине? (рассказ биографии поэта заранее подготовленным учеником)

2. Сейчас вы прослушаете отрывок «Октябрь уж наступил..» и расскажете , какие картины вы себе представили(словесное рисование),(аудиозапись)

-Что вы себе представили?

-Какова тема стихотворения?

В стихотворениях об осени А.С.Пушкин словно желает заразить благодарного читателя своей особенной любовью к осени, к её золотым, багряным тонам.

3.Откройте учебник на стр. 74, сейчас мы прочтём стихотворение по цепочке .

Посмотрите, как рисует поэт переходный от осени к зиме период. («последние листы с нагих своих ветвей», «журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл», «будит лай собак уснувшие дубравы»). Они контрастны. Обратим внимание на то, что в одной строфе сочетаются глаголы разных времён и видов (наступил - отряхает, дохнул - промерзает). Они рисуют природу в статистике и динамике (бежит - застыл).

И мы понимаем, что в жизни людей, как и в природе, расцвет и увядание, наслаждение жизнью и медленное, тихое умирание соседствуют.

-Словарная работа.(экран)

-Найдите в тексте олицетворения.

Работа в тетради на стр. 38.»Проталинки»

4. Посмотрите, как представляет себе осень автор произведения(видео)

5.Физминутка

6. Самостоятельно прочтите про себя второй отрывок из стихотворения «Осень»

-Какое настроение вызывает? Описание умирания осени.

- Я прочту, а вы послушайте и определите., какое настроение вызывает этот отрывок.

-Работа со словарём настроений.

7.Работа в парах. Найдите эпитеты в данном стихотворении, подчеркните их в тетради на стр. 38.

8.Рассказ учителя о творчестве поэта в дни Болдинской осени. Стихи Александра Пушкина про осень очень сильно отражают его мировозрение и ощущение в один из ярких его периодов "Болдинская осень". Давайте вместе погрузимся в эту атмосферу листопада и желто-красных листьев. И, действительно, ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

9.Работа в группах .

Составление синквейна.

-Какова же главная мысль этого произведения? Осень в природе созвучна грусти в душе поэта.

10.Конкурс на лучшее выразительное прочтение понравившегося отрывка.

11.-Кому бы вы сегодня поаплодировали?

12. Рефлексия.

13.Домашнее задание-выучить наизусть понравившийся отрывок на стр. 74-75, творческое задание в тетради на стр. 39 №4.

© 2010-2022