- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка классного часа на тему Добро и милосердие Сергия Радонежского
Разработка классного часа на тему Добро и милосердие Сергия Радонежского
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смыслова Т.И. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Задачи. Обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к православным традициям русского народа, содействовать в ходе занятия формированию нравственных качеств - милосердия и всепрощения.
Цели:
Предметные: познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского, раскрыть духовную красоту его личности; Метапредметные: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; содействовать формированию у учащихся позиции слушателя, интереса к общению. Личностные: приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры, обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом. Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину. Оборудование. Изображение Иконы Сергия Радонежского; диск с колокольным звоном;магнитофон, аудиокассета, компьютер, проектор.
Ход занятия:
І. Организационный момент. Звучит колокольный звон. Дети рассаживаются по своим местам.
На экране: Тема:"Добро и милосердие Сергия Радонежского"и эпиграф занятия.
…Но еще есть Свет верховный,
Свет не солнца и планет,
Но чистейший Свет духовный,
Свет науки, Божий Свет …
В. Бенедиктов.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают. Сегодня мы начнем знакомиться с жизнью удивительных святых, и на примерах их благочестивой жизни постараемся раскрыть смысл христианского смирения и христианской радости.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: На доске скрыты имена наших русских святых. Назовите их.
Князь А р Н й, князь В р, княгиня О а, ,
Учитель: Кого еще вы можете добавить?(святой богатырь Илья Муромец)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых почитаемых на Руси святых - Сергии Радонежском.
IV. Раскрытие темы занятия.
Ученик. Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И преподобный Сергий в ней.
Учитель. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе-вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, «святые заступники» нашего народа поныне молятся о нас.
Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будете скатываться вниз? А может вы замрёте на одной из ступеней, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой.
Ученик. Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом. Учитель показывает икону.
Учитель. - Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского. В знак любви и уважения я зажгу перед иконой свечу.
Преподобный Сергий родился в 1321г. в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. При крещении ему дали имя Варфоломей. Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Мама ласково называла его Варфушей. Его родители часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Таким же добрым и отзывчивым рос и Варфуша. Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет вo двор, чтобы выпустить. Жук больно вцепился челюстями в ладошку, но мальчик терпит, лишь приговаривает: "Не кусай, не кусай". Ученик.А вот он стоит в белой рубашонке на крыльце. К нему склоняется белая конская морда, и теплые мягкие губы берут с ладони хлеб - кусок за куском. Варфуша с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку. Учитель. Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей и оставшихся в живых забирали в плен. Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей которые бежали от захватчиков. Среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил. А девочка все повторяла: «Нас в сарай посадили, мама говорит «Беги!», я все бегу, бегу. Где в стогу заночую, где в поле». Варфуша успокаивал ее, а когда она все-таки умерла, читал молитвы. Ученик. Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работах в огороде. Но больше всего он любил молиться. Когда Варфуша подрос, он пошел в школу, но никак не мог научиться читать. И это его очень огорчало.
Учитель. Однажды Варфоломей пошел в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца-схимника, который стоял под деревом и молился.
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
( Ребята инсценируют)
Старец(1 ученик) Чего тебе надобно, чадо?
Варфоломей: (2 ученик) Отче, отче, мне не дается ученье
Помолись о немощи этой моей.
Я хотел бы читать Слово Божие так,
Как умеют это братья мои.
Старец: Сердце мое помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Ведущий: (3ученик) Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Старец: От Бога тебе отрада -
Святыя просфоры часть;
Отверзи уста, о чадо,
Дар благодатный ясть!
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек - но дар велик.
В сей частице - от Бога разум К постиженью священных книг. Ведущий: Вечером Варфоломей читал молитвы хорошо и правильно. Случилось чудо. Учитель. - Вам понравился мальчик? Чем? Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик? Можем ли мы назвать его трудолюбивым? Выслушиваются ответы детей. Учитедь.- Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что он очень похож на вас. Как и вы, он любил все живое на земле, умел трудиться, он очень хотел учиться. -Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар. Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после смерти ушел в лес. Теперь его стали звать Сергием. Он построил избу, церковь, жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви. (Показ картины на экране)
М.В.Нестеров. Труды преподобного Сергия.
К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением. Набеги татаро - монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей. В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско. Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: "Иди, не бойся, Бог поможет тебе", - а на ухо шепнул: "Ты победишь". А. Клившенко . Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
- Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю. Звучит грамзапись молитвы об Отечестве. - И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины во главе с Дмитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный, А Сергий Радонежский совершил подвиг духовный - он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы. - За что боролись русские люди? Что они хотели? Как Сергий помог победить татар? Ответы детей. - Да, истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей. Народ не забывает своих героев. Князя Дмитрия после Куликовской битвы стали называть Донским. А в Радонеже был поставлен в 1992 году памятник: маленький Варфоломей держит книгу, а святой Сергий молится за свободу и счастье земли Русской.
V. Итог занятия.
- Что, ребята, вы узнали о Сергии Радонежском? Ответы детей.
- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте? (Дети рассуждают)
Учитель раздает карточки с пословицами. Дети объясняют их смысл, приводя примеры из жития Сергия Радонежского. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Жить - Богу служить. Добро век не забудется. Доброе дело само себя хвалит. Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Сергия Радонежского.
Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее он, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дело его живет. Память о нем не умирает, а множится.