Конспект урока русского языка «Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект открытого урока

по русскому языку

в 1 «В» классе

по УМК «Перспективная начальная школа» учителя первой категории МОУ СОШ № 4 Анисимовой М.Ю.







Данный урок русского языка был представлен на МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 4 15.04.2011 г.в рамках декады русского языка. Урок построен, используя игровые и здоровьесберегающие технологии. Этот урок является первым уроком в теме.
Тема урока: «Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков ».
Цели: 1) учить вычленять мягкие и твёрдые согласные звуки в составе слов; 2) формировать умения определять твёрдость и мягкость согласных на письме с помощью стоящих за ними гласных; 3) закреплять знания о словах- предметах; словах - действиях; словах - признаках; 4) развивать умения распознавать предлоги ( слова-помощники) в предложении; 5) развивать речь; развивать фонематический слух; мышление. 6) воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Русский язык.»I класс (М,2009);

Е.Р.Гольфман «Тетрадь для самостоятельной работы» I класс

(М,2009),

таблица «Алфавит», таблица со схемами «Слово-предмет»,

«Слово- действие», «Слово-признак.», схема звуков,

таблицы с гласными, придающими мягкость и твердость

предшествующим согласным.


















Ход урока:

I. Оргмомент .

Учитель: - Ребята, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь.

Дети: -Начинаем урок.

У: - Руки?

Д: - На месте.

У: - Ноги?

Д: - На месте.

У: - Локти?

Д: - У края.

У: - Спина?

Д: - Прямая.

Итак , урок русского языка

Но сначала отметьте в тетради своё настроение.

Нас уже ждут наши друзья: Маша и Миша. А волшебница Анишит - Йокоповна со своими помощниками подготовили для нас интересные задания и вопросы.

II. Чистописание.

Я сегодня открываю дверь, у порога лежит конверт( 1 «В» классу от Анишит - Йокоповны ) с заданиями:

Для чистописания:

1). Угадайте , какую букву будете писать « Эта буква в алфавите стоит между гласными буквами Ё и И , обозначает согласный звук, звонкий; парный по звонкости-глухости; парный по твёрдости-мягкости ( з)» Её мы и будем писать. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.

Буквы пишем аккуратно

Чтобы было всем понятно

Мы старались, мы писали

Чтобы их легко узнали.

2) На этой же строке запишем соединения буквы з с гласными буквами: за, зя, зы, зи. (Вы ничего не подметили в этих записях?)

III. « Экскурсия в Музейный зал»

Работа по различению твёрдых и мягких согласных.

Анишит - Йокоповна приглашает в свои владения : в Музейный зал

( с. 12-13 учебника). Найдите картину с изображениями животных, названия которых начинаются с буквы з.

Запишем только 2 слова . Как вы думаете, какие?

заяц зяблик

Начертим звуковую схему к этим словам.

Работа в паре:

В паре договоритесь сами: кто какое слово будет разбирать( не забываем делить на слоги и ставить ударение)

IV. Развитие речи.

- Придумайте предложения с этими словами.

Вспомните двустишие Саши Чёрного про этих животных, которое недавно читали ( с. 43) (Зяблик в роще засвистал,

Заяц струсил и удрал.).

V. Работа над предложением.

ЗАЯЦ ЖИВЁТ В ЛЕСУ.

(разбор предложения: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова-помощники))

VI. Характеристика согласных звуков в предложении ( устно)

( со слова «живёт»)

VII. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем: 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VIII. Определение темы

Исходя из того , что мы сейчас рассказывали, писали : можете предположить, чем мы будем заниматься и что сегодня важное на уроке?

Прочтём тему: учебник с. 49

«Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам».

Мы уже много говорили сегодня и о гласных, и о согласных.

Продолжим работу по учебнику .

IX. Работа с учебником.

С. 50. ( Асырк предлагает нам поработать над стихотворением)

Стихотворение читает ученик.

- Сколько пассажиров в автобусе?

- А сколько людей?

/ далее работа по учебнику: читаю я и по ходу чтения отвечаем на вопросы

( до с.51 № 22)/

Запись в тетради: лось Лёша [лос ] [л оша]

Рассуждаем так: в слове лось гласная буква о показывает, что перед ней твёрдый согласный [л ]

В слове Лёша - гласная буква ё показывает, что перед ней мягкий согласный [л *]

Итак, какую же характеристику можно дать согласным звукам : согласный, звонкий или глухой, имеет ли пару по звонкости - глухости , мягкий или твёрдый, может ли он иметь пару по этому признаку.

А что мы знаем о гласных: есть гласные, которые показывают твёрдость согласных (а, о, у, э, ы) , а есть - которые показывают мягкость согласных ( е, ё, и, ю, я).

X. Работа в тетрадях для самостоятельных работ.

с. 29 № 1

Работа обратная: дана звуковая запись слов, надо перевести её в буквенную.

1) Работа с комментированием.

1 строчку выполняем вместе (с комментированием) ; дальше работа в паре

( договоритесь сами: кто будет подписывать слова под картинками слева, а кто - справа).

2) Работа в паре ( самостоятельно)

3) Взаимопроверка / есть ли ошибки/

4) Общая проверка или сбор тетрадей - проверка учителем.

XI. Итог урока:

- Что же нового вы сегодня на уроке узнали?

- Как вы себя оцените сами? ( ЛЕСЕНКА)

- Кого из одноклассников можно похвалить; за что? ( мудрая сова)

Настроение. ( отметьте)





© 2010-2022