- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе. Тема: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева В.В. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по русскому языку
2 класс
Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Класс - 2 Цель урока: Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова. Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова. Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.
Демонстрационный материал:
- картинка с изображением весёлого Смайлика.
2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.
3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»
Оборудование: мультимедийное учебное пособие « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»; мультимедийное приложение к урокам « Уроки русского языка 1- 4 классы», ноутбок, мультимедийный экран
Ход урока.
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика
- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. - Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться). На доске:
- Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) - Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу. - А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу. - Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.) - А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.) - Закрыли учебники и пишем. У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма. - А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?». - Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход? 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. На доске записаны слова: ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ. - Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением ) - Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.
3. Постановка проблемы.. - Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово). - А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).
4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения - Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся). - Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся). - Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный). - Давайте произнесём слово (травка). - Какой звук слышим в середине слова? ([ф]). - Какой буквой будем его обозначать? (в). - А как вы догадались? (подбираем проверочное слово). - Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук). - Почему? (за ним следует гласный). - Где находится парный согласный? ( В корне). - Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.) - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. - Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.) 5. Чистописание. - А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом). б в г д ж з п ф к т ш с - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. 6. Первичное закрепление во внешней речи. 1. Наблюдение над проверочными словами. - Отгадайте загадку. ( Показ слайда).
- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный). - Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.) - Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.) - А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь? ( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.) - Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова: Медведь - медведи ( На доске появляются рисунки). - Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово). - Давайте зафиксируем наш вывод на доске
? парные согласные
Изменить слово
- А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов: Ягодки - ягода ( На доске появляются рисунки). - Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные). - Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ). - Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.) - Давайте зафиксируем наш вывод на доске
? парные согласные
Изменить слово
или
͡ = ͡
согласного - гласный
Изменить слово
=
согласные - гласные
или
- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный - нужно изменить слово - подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный) - А теперь проговорите друг - другу. Учитель:
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй. - Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно). Физминутка. а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем. - Где живут медвежата? ( В лесу). - Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой). б) - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве). - Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем. в) - Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи? ( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 - поймали, 2 - поймали. г) - Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 - поймали, 2- встали, 3 - ням-ням.
д) - Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать. Молодцы, они уснули. - А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем - согласного звука. - Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся). - Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)
- Работа по учебнику
? парные согласные
Изменить слово
или
=
согласного - гласный
или
согласный звук [ н ]
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске
? парные согласные
3. Работа над правилом. - А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне? ( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно). Вывод. - Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся). - А теперь приведите свои примеры к данному правилу.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь ) 1. Выполнение упр. 168. - Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.) - Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова. - А теперь проверьте работу. Самопроверка по эталону. - У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход? - У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?». 8. Включение в систему знаний, повторение. Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс».
- Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.
шапочка
тапок
шуба
юбочка Вставь пропущенную букву. - Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты. Тест. Обведи парные согласные: З Н С Ч Б Обведи слова с парной согласной на конце: Кот дом рак луг нос Подчеркни слова, которые являются проверочными: Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди Вставь букву: Д У . З У . М О Р О . А Р Б У . Л Е Д Н И . С У .
9. Рефлексия учебной деятельности. - Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали. - Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы этих целей? - Что нам помогло? - Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке. ( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.) Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок - А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60. - Урок окончен. Спасибо за работу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Игра « Доскажи словечко» 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз). 2. Всё перетрут терпение и … ( труд). 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … ( друг). 4. Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! ( Автобус).
Тест.
- Обведи парные согласные:
- Обведи слова с парной согласной на конце:
- Подчеркни слова, которые являются проверочными:
- Вставь букву: