- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 2 класс
Рабочая программа по технологии 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бернацкая Н.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
02-19
Рассмотрено
Заседание МО (протокол от ______________)
Руководитель МО: ________________ Т.Н.Коростелева
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Н.В.Бернацкая
Принято педагогическим советом от 29.08.2014 года №
Утверждено призом по школе от 29.08.2014 №
Директор школы: ______________________ / Е.А.Зубкова /
МКОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области
Рабочая программа
ПО ТЕХНОЛОГИИ
2 КЛАСС
учителя начальных классов
Бернацкой Натальи Владимировны
2015-2016 учебный год
Структура рабочей программы
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6. Результаты освоения учебного предмета
7. Основные содержательные линии предмета
8.Тематическое планирование
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход;
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
- духовно-нравственное развитие учащихся;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности;
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создания предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
4.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 2 классе на изучение технологии отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч за учебный год (34 учебные недели).
5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности. 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
7.СОДЕРЖАНИЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТА 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека, разнообразие предметов рукотворного мира. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах. Элементарная творческая и проектная деятельность. Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных свойств материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки материалов, соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации. Выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Проведение измерений и построений для решения практических задач. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании изделий. Понятие о конструкции изделия, различные виды конструкций и способы их сборки. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. 4. Практика работы на компьютере. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера, соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Работа с ЦОР, электронными носителями (CD). Работа с простыми информационными объектами. Создание небольшого текста, вывод его на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела
Тема
Количество часов
УУД
Основные виды учебной деятельности
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
План
Факт
1
Человек и земля
1.Вводный урок. Как работать с учебником. Правила ТБ на уроках технологии
48
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы;
- умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Искать и анализировать информацию о земледелии, о посуде, о особенностях народных промыслов.
Составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода, пекаря и кондитера, строителя, понимать значимость их профессиональной деятельности. Составлять по иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины, о национальных блюдах из теста, об уходе за домашними животными, о традициях празднования Нового года, о конструкции русской избы и устройстве печи. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Осваивать технику изготовления изделий из
пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста); технику изготовления папье-маше. Совершенствовать изученные навыки работы с бумагой, осваивать новый вид работы - переплетение полос цветной бумаги.
Наблюдать и анализировать структуру ткани. Осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Соблюдать правила ТБ при работе ножницами, циркулем, иглой и клеем; правила экономного расходования материалов. Организовывать и убирать рабочее место. Составлять план изготовления изделия, выполнять изделие по плану. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свою работу и работу других учащихся
Текущий
С.3-4
2
Материалы и инструменты.
фронтальный
С.5-6
3
Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»
фронтальный
С.8-9
4-
5
Посуда. Изделие «Корзина с цветами». Плоды лесные и садовые
индивидуальный
С.10-12
изделие
С.10-12
6-
7
Посуда. Изделие «Семейка грибов на поляне». Съедобные и несъедобные грибы
Текущий
С.16
Текущий
С.16
8-
9
Посуда. Изделие «Игрушка из теста»
Текущий
С.18-22
проект
10
Посуда. Проект «Праздничный стол»
Текущий
11-
12
Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»
Текущий
С.24-25
индивидуальный
13-
14
Народные промыслы. Изделие «Городецкая роспись»
Текущий
С.26-27
опрос
15-
18
Народные промыслы. Изделие «Дымковская игрушка»
Текущий
С.28-30
Текущий
Текущий
Текущий
19-
20
Народные промыслы. Изделие «Матрёшка»
Текущий
С.30-31
Текущий
21-
22
Народные промыслы. Изделие: пейзажа «деревни»
Текущий
Подготовить проект
Текущий
Защита проекта
23-
24
Домашние животные. Практическая работа. Проект «Деревенский двор»
Текущий
С.32-39
Текущий
25-
26
Новый год. Изделия: «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки из яиц»
Текущий
С.42-44
Текущий
С.42-44
27-
30
Строительство. Изделия: «Изба», «Крепость»
В доме. Изделие «Домовой». Практическая работа «Наш дом»
Текущий
С.45-48, проготовка к проекту
Текущий
Практическая работа
С.49-55
Текущий
31-
32
В доме. Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь»
проект
Текущий
33-
34
В доме. Изделие «Коврик»
изделие
С.55-57
Текущий
35-
36
В доме. Изделие «Стол и скамья»
Текущий
индивидуальный
37-
38
Народный костюм. Изделие «Русская красавица»
изделие
С.58-63
Текущий
39-
40
Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани»
Текущий
С.64
Текущий
41-
42
Народный костюм. Изделие «Кошелёк»
изделие
Текущий
43-
44
43-44. Народный костюм. Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»
изделие
Текущий
45-
46
Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Текущий
Коллективная работа
47-
48
Рыболовство. Изделие «Русалка»
индивидуальный
Текущий
49-
50
Человек и вода
Рыболовство. Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум»
6
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять.
Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли. Объяснять значение воды для жизни на земле. Осваивать технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить». Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия.
Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свою работу и работу других учащихся.
Текущий
С.72-73
индивидуальный
С.74-76
51-
52
Человек и воздух. Изделие «Птица счастья»
изделие
С.80-83
Текущий
53-
54
Использование ветра. Изделие «Ветряная мельница»
Самостоятельная работа
Текущий
55-
56
Человек и воздух
Использование ветра.
Изделие «Флюгер»
4
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- постановка и формулирование проблемы;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли;
- учёт разных мнений;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра.
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять.
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для нашего края фольклорные произведения.
Осваивать способы работы с бумагой в технике «оригами». Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою работу. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту.
Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами разных видов бумаги. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свою работу и работу других учащихся.
Текущий
изделие
57-
58
Текущий
С.86-87
Текущий
59-
60
Человек и информация
Человек и информация. Книгопечатание. Изделие «Книжка-ширма»
10
Познавательные:
- планирование учебного сотрудничества;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств, моделирование;
- построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- самоопределение;
- учебно-познавательная мотивация;
- внутренняя позиция школьника;
- смыслообразование.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование;
- волевая саморегуляция;
-
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция (оценивание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Понимать учебные задачи раздела и каждого урока и стремиться их выполнять. Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг о\и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страниц в сгиб с помощью клапанов. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста. Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свою работу и работу других учащихся.
Текущий
С.90-93
Текущий
61-
62
Поиск информации в Интернете. Практическая работа
Текущий
С.93-94
Практическая работа
63-
68
Создание текста
Использование рисунков.
Программа Word
индивидуальный
Текущий
9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Набор инструментов для работы с различными материалами (на каждого учащегося).
- Набор материалов в соответствии с программой (на каждого учащегося).
- Приложение к учебнику на электронном носителе.
- Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочие программы. 1 - 4 классы.
- Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология. Учебник. 2 класс.
- Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.
- Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.