Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан








«Исследуем воздух»

Конспект занятия по теме «Простейшие основы решения изобретательских задач» в рамках реализации

дополнительной общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование»





Автор разработки:

Вяхирева Л.А.,

педагог дополнительного

образования


Стерлитамак 2014


Пояснительная записка: На тему «Простейшие основы решения изобретательских задач» по программе первого года обучения отводится 12 часов (6 занятий). Занятие «Исследуем воздух» является первым в рамках темы.
Цель: освоение учащимися первоначальных навыков исследовательской работы.

Задачи: образовательные - раскрыть понятия «изобретатель», «исследовательская деятельность», «опыт»; в ходе практической работы познакомить с некоторыми свойствами воздуха; закрепить практические навыки обработки бумаги. воспитательные - способствовать воспитанию творческих начал личности, стремление к творчеству, культуру совместной деятельности и взаимодействий; развивающие - развивать интерес к познанию окружающего мира и его законов, мышление и творческое воображение.


Оборудование: портреты изобретателей, литровая банка, ведро с водой, стаканы, карточки или открытки, монеты, факел, чтобы нагреть стакан, заготовки квадратов из цветной бумаги, пластилин, нитки, технологическая карта для изготовления парашюта, удостоверение исследователя.

Структура занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

  3. Изучение нового материала.

  4. Подведение итогов занятия.

Время: 2 академических часа по 45 минут.

Ход занятия:

Структура

Задача

Содержание деятельности

1.Организационный момент

Настрой на работу, проверка готовности рабочих мест. Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по местам, приготовьте нужные принадлежности. Нам понадобятся карандаш, ножницы, клей. Настроимся на работу. У нас сегодня не совсем обычное занятие. Но обо всем по-порядку.


2.Введение в тему.

Развитие познавательного интереса, актуализация знаний, раскрытие понятий «изобретатель», «исследование». Мы занимаемся с вами полгода, учились конструировать и изготавливать из бумаги и картона модели и макеты каких-то предметов. Научились многим конструкторским навыкам - работать с шаблонами, копировать чертежи, правильно располагать детали. Это очень важные умения для конструкторов. На следующих занятиях мы попробуем развивать в себе новые качества и умения. Вот знаменитые конструкторы и ученые: Демонстрация портретов изобретателей и краткий рассказ об изобретениях. Что объединяет этих замечательных людей, почему они стали знаменитыми? Все они были изобретателями, произвели что-то новое, сделали какое-то открытие. Новые умения или качества, которые мы попробуем в себе развить - изобретательские качества. Как вы думаете, легко ли стать изобретателем, сделать открытие? Почему сложно? Прежде чем что-то изобрести, ученый изучает предмет, исследует, ставит опыты. На этом и 3 -х следующих занятиях мы с вами побудем изобретателями и исследователями, попробуем делать опыты. Посмотрите на доску, там написан девиз сегодняшнего занятия: Убедись сам!

3.Изучение нового материала:

1) Целеполагание


2) Практическая часть:

Сказка

Физкультминутка

Опыты №№1,2

Опыт № 3, изготовление поделки.


Доведение до учащихся цели и образ ожидаемого результата занятия. Обозначение темы занятия.








Развитие творческого воображения, получение новых знаний о свойствах воздуха, раскрытие понятия «опыт», закрепление навыков обработки бумаги и работы с технологической картой. Все наши сегодняшние опыты будут направлены на него. Он является невидимым. Неслышимым, безвкусным. Его мы не можем потрогать, унести, не можем у кого-то отнять. Он - это то, что всегда рядом с нами, что окружает нас с самого рождения. Без него не может жить ни один человек, ни одно животное. Наша планета является живой благодаря ему. О чем речь? Конечно, о воздухе. Сегодня мы будем исследовать и проводить опыты с воздухом, в конце занятия вы уже будете знать о воздухе чуть больше, а также научитесь сами проводить несложные исследования.
А начать я предлагаю вам со сказки, которую мы сочиним вместе. Я начинаю, а вы каждый по очереди по 1-2 предложению продолжаете. Сказка называется «Куда улетают воздушные шарики?» На самом деле улетевшие воздушные шарики, конечно же, не достигают космоса. Они поднимаются вверх до определенной высоты и останавливаются на одном месте. Дело в том, что на шарик действует воздух. Он меняет свои свойства и это не позволяет шарику подниматься выше. Воздух действует не только на воздушный шарик, но и на все вокруг - на предметы, на нас. Чаще всего мы это не замечаем, но, проведя некоторые опыты, сегодня мы сможем увидеть действие воздуха. Ребята, попробуйте встать и попрыгать. Мешает вам воздух? Попробуйте поднять воздух рукой. Тяжело вам? Как вы думаете, есть у воздуха вес? На самом деле - есть. Воздух, находящийся в литровой банке, весит около 1 грамма. Так, мы можем измерить, сколько весит воздух в этой комнате. Оказывается, такой груз мы даже не сможем унести на плечах. Как же воздух воздействует на окружающие предметы. Воздух давит на них, оказывает давление. Вы мне верите? А теперь посмотрите еще раз на доску, на девиз. Все проверяй! Как мы можем проверить. Мы проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Наливаем в стакан воду, накрываем открыткой, переворачиваем стакан. Вода не выливается. Воздух давит на открытку с большей силой, чем вода внутри стакана. Опыт № 2 Как достать монетку из тарелки с водой, не замочив рук? Оказывается, можно. Работа в группах. Нагреваем стакан изнутри, опрокидываем на тарелку. Через некоторое время вода «уходит» в стакан, монетку можно спокойно взять, не замочив рук. Что происходит? Когда воздух в стакане нагревается, он расширяется, и часть его выходит из стакана. Когда остывает - воздуха внутри стакана становится меньше, и появляется свободное место. Воздух снаружи давит на воду, и под давлением вода вытесняется в стакан. Опыт № 3 Почему не разбивается парашютист? Попробуем посмотреть это на практике. Изготовим бумажный парашют. Поможет технологическая карта, которая висит на доске. Изготовление поделки. Испытание. Итак, скажите, почему не разбивается парашютист? Он опускается медленно, так как на парашют снизу давит воздух, он испытывает сопротивление воздуха.
4. Подведение итогов занятия.


Отслеживание результатов, закрепление положительного настроя на исследовательскую деятельность. Уборка рабочих мест. Что мы узнали сегодня на занятии? Какая главная идея? Одно из качеств изобретателя - ничего не принимать на веру, все проверять.

Сегодня вы сами провели несколько опытов, попробовали побыть исследователями. Я думаю, что вы будете заниматься этим еще не раз, и может быть, сумеете изобрести что-то совершенно новое, совершить открытие. Поэтому разрешите посвятить вас в исследователи и вручить вот такие удостоверения.


Технологическая карта
Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Варианты 1, 2 Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух»
Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух» Конспект занятия для начальных классов «Исследуем воздух»

© 2010-2022