- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению. Интегрированный урок. Осень в звуках и красках
Конспект урока по литературному чтению. Интегрированный урок. Осень в звуках и красках
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова С.А. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе
(учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 9
г. Бугульма, Республики Татарстан Филиппова Светлана Анатольевна)
Предмет:
-
Литературное чтение
Тема урока:
-
А.С.Пушкин об осени. Осень в звуках и красках. Сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы.
Тип урока:
-
комбинированный
Педагогическая цель:
-
Способствовать обобщению и систематизации знаний по теме; создать условия для применения знаний при выполнении заданий. Ознакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, познакомить с его стихами об осени.
-
Показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства. Показать красоту природы осенью, учить различать характерные признаки осени. Развивать творческие способности.
-
Углубить умение изображать по памяти , по представлению и на основе наблюдения несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.
Планируемые результаты ( предметные) :
-
Понимают роль чтения, используют разные виды чтения; умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Имеют представление о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Выделяют особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм), средства языковой выразительности(эпитет, сравнение, олицетворение, метафора). Знают произведения А.С. Пушкина разных жанров, изученные в 1-3 классах. Определяют тему произведения, комментируют заголовок.
Формирование УУД:
-
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
-
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
-
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
-
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Оборудование:
-
Стихотворения, загадки об осени, творческие работы учащихся
-
Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года» (композиция «Осень»)
-
Выставка детских рисунков по теме: «Осень»
-
Слайды с репродукциями картин русских художников об осени.
-
Выставка книг с произведениями об осени.
Предварительная подготовка
Учащиеся:
-
должны нарисовать рисунок на тему «Осень»
-
выучить стихотворение об осени, принять участие в конкурсе стихов
Учитель:
-
приготовить записи композиций об осени, портреты художников, поэтов, композиторов, пишущих о природе
-
провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу, соответствующую их возрасту, по творчеству художников, поэтов и композиторов, пишущих о природе
-
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1 группа - готовит выразительное чтение стихов об осени
2 группа - знакомится с биографией художников - пейзажистов (И.Левитан, В. Поленов)
3 группа - знакомится с биографией П.И.Чайковского
Ход урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
На доске: Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. - Какое слово чаще всего встречается? (шуршит) - А звук? (Звук [ш]) -Что же шуршит? (опавшие листья) - Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:
- Шуршит - тише, чуть протягивая звук, остальные слова - громче
- Шуршит - громче, остальные слова - тише
- Словарная работа.
- Самостоятельное чтение стихотворения.
- Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Работа по репродукции И.И.Левитана «Золотая осень» (выступление 2-ой творческой группы) Приложение 4.(Портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень»)
- Словесное рисование. Приложение 5. ( портрет В.Поленова, репродукция картины «Золотая осень»)
- Попробуйте поделиться впечатлениями о картине Поленова «Золотая осень» (ответы детей)
3.Физкультминутка.
(Дети декламируют стихи, и вслед за учителем, повторяют движения, имитируя движения листьев)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой -
Как хорош ты, лист, цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет -
Лишь ветки видно.
- «Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (А.С.Пушкин).
- Карандашный перспективный набросок рисунка (индивидуальная помощь учителя)
- Разбор удачных работ.
5. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.
- Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
- Чему научились в ходе изобразительной деятельности?
- В заключении урока послушаем победителей школьного конкурса чтецов. (победители конкурса читают стихи об осени.) Приложение 2.(тексты стихов)
6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)
-
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
-
Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».
-
Закончить рисунок в цвете.
Приложение 1.
Приложение 2.
Стихи об осени
ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется. . ( В. Степанов)
Листопад
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света -
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад (Е.Трутнева)
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой (И. Бунин)
Приложение 3
Уж небо осенью дышало
А.С. Пушкин
… Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной
Приложение 4.
Приложение 5
Приложение 6