Статья Система оценивания учебных достижений первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСтатья Система оценивания учебных достижений первоклассниковСистема оценивания учебных достижений первоклассников

Автор: Баранова Марина Васильевна,

учитель начальных классов высшей категории,

МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20», г. Сарапул СЛАЙД 2: Проверка и оценка достижений младших школьников - существенные составляющие процесса обучения. В связи с изменениями в содержании современного образования, а именно, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения системы оценивания. Современная система оценки должна быть ориентирована на результаты и включать новые методы оценивания, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Такая система не может ограничиваться проверкой усвоения знаний учеником и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у ребенка умение критически оценивать свою деятельность, проверять и контролировать себя, находить и устранять ошибки. СЛАЙД 3: В связи с этим принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; (критерии и эталон приобретают содержательный смысл оценки и отметки)
  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
СЛАЙД 4: Также важно помнить, что стратегии оценивания - это не краткое завершение урока, а его центральная часть. Главная цель оценки - стимулировать и направлять учебную деятельность школьника. Предлагаю вашему вниманию приемы, которые помогают сделать оценивание естественным элементом динамики урока в 1 классе. СЛАЙД 5, 6, 7: 1 прием: «Волшебные линеечки», с которыми учащиеся знакомятся уже на первой неделе обучения и пользуются ими в течение всего года обучения для оценки и самооценки какой-либо деятельности (письменной работы, например). Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 3 - 4 клеточки. При выполнении любых заданий ученик рисует 2,3,4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К - красота, П - правильность, С - старание, А - аккуратность и т.д. При этом вводим чёткие критерии оценивания: что значит «аккуратно», «правильно» и т.д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестики на другом уровне. Ввести этот прием оценивания можно следующим образом. Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. В нашей школе тоже есть оценки, но необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью волшебных линеечек. Для этого напишите, пожалуйста, на листочке (у каждого на парте есть листочек) свое имя. Пока дети пишут свои имена, учитель на доске тоже пишет любое имя (не слишком красиво) (или надпись уже заготовлена и пока закрыта от детей) и приглашает 2-3 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал (Рисует линеечку «К» - «красота»). -Что значит «красиво»? (обсуждают предложенный критерий) После обсуждения описания критерия учитель продолжает: - Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки .) - Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки). - А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; дети и учитель их корректируют) - Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей, соглашаясь с ней.) - Вот так мы с помощью волшебной линеечки оценили работу Павлика. - А сейчас оцените, как вы написали свое имя. Нарисуйте линеечку, отметьте что она обозначает: «К» - «красота». Спросите себя: «Я красиво написал?» и поставьте крестик на линеечке «красота» . Аналогично можно поработать с критерием «правильность» и другими. В конце урока учитель собирает листочки, проверяет и ставит красный крестик выше или ниже крестика ребенка. А если оценка учителя и оценка ребенка совпадут, надо обвести крестик ребенка красным кружком - это будет знаком высшей похвалы ученику за умение правильно оценивать свою работу. Б) Такая форма оценивания удобна для письменных работ. Я использую этот вид оценивания в двух вариантах: 1-й вариант: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбраны на уроке. 2-й вариант: ребёнок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
СЛАЙД 8: В) Вариант приема «Волшебные линеечки» мною используется и на уроках технологии. Для детей подготовила Оценочный лист по технологии, который мы поместили в «Альбом успехов». О нем речь пойдет позже.

Таблица достижений по технологии:

Дата

Изделие

Самооценка


П А С Т





П А С Т





П А С Т





П А С Т




Условные обозначения: П- план (работаю над составлением, следую ему при изготовлении изделия). А - аккуратно изготавливаю и собираю детали. С - степень самостоятельности выполнения работы (при помощи и под контролем учителя, товарища или самостоятельно). Т- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
В конце урока учитель просит детей заполнить таблицу (Дата, изделие, которое выполняли на уроке ) и оценить свою работу по заданным критерия. Сначала «линеечка» была одна («А» - «аккуратность»), дети обучаются способу самооценивания выполненного задания по одному критерию (он обязательно объяснен. Дети должны иметь общее представление о том, что значит «аккуратно», «самостоятельно» и т.д. и знают разграничение уровней. Например, высокий уровень самостоятельности: Это когда ученик выполнял работу самостоятельно, без помощи одноклассников, учителя; -средний уровень - ребенок частично выполняет задание при помощи и под контролем учителя; - низкий уровень - выполняет задание при помощи и под контролем учителя). Постепенно мы увеличили количество «линеечек» до четырех. На обобщающем уроке технологии по определенному разделу дети сравнивают результаты по критериям и делают вывод о своих достижениях за прошедший период обучения. Например, «Мои работы стали более аккуратными, так как …» или «Я стал работы чаще выполнять самостоятельно, без помощи»)
СЛАЙД 9: 2) Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после ее выполнения и показать свой результат учителю, был введен прием «Светофорчик». Другими словами «светофорчик» дает возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. Сам светофорчик мы с учащимися сделали на уроке технологии (до этого использовали карандаши соответствующих цветов). С помощью Светофорчика на уроках ученики показывают цветные сигналы, которые отражают само-, взаимооценку, а также уровень понимания, усвоения или выполнения задания поднятием цветной карточки. А) Зеленый огонечек - высокий уровень выполнения задания («Выполнил правильно, доволен собой»); Желтый огонек - средний уровень выполнения задания (1-2 шибки, «Надо быть внимательнее»); Красный огонек - низкий уровень выполнения задания (3 и более ошибок, «Мне (Тебе) нужна помощь»)
Б) Эти же цветные сигналы мы использовали и для рефлексии учебной деятельности на уроке: Зеленый огонечек -работа понравилась, хочу выполнить еще; Желтый огонек - работа понравилась; Красный огонек - работа не понравилась, потому что… С помощью цветных сигналов дети могут рассказать: -комфортно они чувствовали себя на уроке или некомфортно; -успели они выполнить работу или не успели; и т.п. - показать уровень понимания нового материала (понял, понял недостаточно хорошо, не понял) и т.п.
СЛАЙД 10: В) «Светофорчик» мы используем на уроке и для прогностической оценки. Прогностическая самооценка - это оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?» Ее начинаю предлагать учащимся лишь тогда, когда освоена самооценка уже выполненной работы (это второе полугодие 1 класса). Приведу пример ее применения на уроке. Например, на уроке математики учащимся предлагается выполнить задание: Укажите, какое действие нужно выполнить первым. Найдите значения выражений.

9 - (5 + 2) =

3 + (8 - 2) =

(7 - 4) + 5 =

Учитель: - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Как вы думаете, какие знания пригодятся, чтобы выполнить задание? Ответ на данный вопрос позволяет детям суммировать ключевые моменты, о которых нужно помнить (критерии успешного выполнения задания) и на которые нужно ориентироваться, выполняя работу. Дети отвечают: «Надо знать правило порядка действий в выражениях со скобками и таблицу сложения». - Спрогнозируйте, насколько оно выполнимо для вас: зажгите огонечек соответствующего цвета (зеленым - справлюсь самостоятельно, желтым - с небольшой помощью, красным - с постоянной помощью). После выполнения задания и его проверки по эталону учитель снова обращает детей к оценке выполнения этого задания: - Подтвердились ли ваши ожидания? У кого совпала оценка, обведите ее в кружок. Учитель подытоживает работу оценивания следующим вопросом: - У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? - Что можно сказать о ребятах, у которых совпала прогностическая оценка с итоговой (умеют оценить свои знания, силы и возможности). - Что посоветуем тем ребятам, у кого не совпали оценки до начала работы и после окончания?
СЛАЙД 11: 3 прием: Знаки «+», «-«. Введение знаков «+», «-« направлено на формирование взаимооценки, на формирование умения слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Введенными знаками учащиеся пользуются на всех уроках для оценки ответов своих товарищей: «+» - «Я согласен с ответом!», «-« - «Я не согласен».
СЛАЙД 12: 4)Следующий прием также направлен на организацию коллективной оценочной деятельности школьников. Например, коллективная оценка результатов учебного труда можно организовать так. Выслушав ответ товарища, учащиеся под руководством учителя высказывают свои соображения и замечания. Сначала отмечают положительное - что понравилось в ответе и почему. Затем дают критические замечания. Формируя взаимоконтроль, на первых этапах предлагаю детям проанализировать ответ товарища, используя памятку для анализа ответа товарища: например,

Оценивание сообщения (окр. Мир, литер. Чтение) Соответствует ли ответ теме сообщения (заданному вопросу)? Рассказывает? Хорошо знает текст? Выразительный рассказ? Какие советы вы могли бы дать?


Причем не забываем, что критерии, выделенные для оценивания, обязательно оговариваются, обсуждаются в классе. Например, почему важнее рассказывать, чем читать сообщение? (Дети на собственном опыте увидели, что тот, кто читает, в 1 классе еще читают с трудом, а потому воспринимать такое выступление труднее.) Почему важно хорошо знать текс? (Если хорошо знаешь текс, не делаешь больших пауз. Рассказ с большими паузами делает его трудным для восприятия) и т.д. СЛАЙД 13: 5)«Альбом успехов» - еще один способ оценки и фиксации деятельности обучающихся. На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы. Например, круги - на математике, квадраты - на русском языке , треугольники - на окружающем мире, прямоугольники - на литературном чтении, звездочки - на технологии и т. д. Цвета: Зеленый - правильно выполнил задание, Желтый - активно работал на уроке, Розовый - умело сотрудничал с товарищами.
Каждую неделю в «Альбом успехов» ученики вклеивают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализируют свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Это мы делали в пятницу на классном часе. Каждый месяц, собирая Альбомы, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года. Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений. В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;

  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;

  • Каково качество усвоения отдельных тем;

  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.


СЛАЙД 14: 6) Для оценивания устных ответов мы учились с ребятами использовать «Алгоритм самооценки», предложенный авторами образовательной системы «Школа 2100». Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки»: В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов: 1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы). 2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью). 3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки). 4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс). В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

СЛАЙД 15:

  1. На этапах рефлексии также использую различные приемы оценочной деятельности. Например, в конце урока можно задать следующие вопросы:



А) - За что ты можешь себя похвалить? - За что ты можешь похвалить одноклассников? - Кому скажем особое спасибо за работу на уроке и за что? - За что ты можешь похвалить учителя? - Что тебя удивило? - Что удалось на уроке? Что не удалось? - Зачем нам нужен этот урок?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Что вы считаете нужным запомнить? - Над чем еще надо поработать? Б) Можно предложить рассказать детям, что особенно удалось, что получили от этого урока, каковы были достижения. СЛАЙД 16: В) Еще один вид рефлексии - прием «Закончи фразу»: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ… - я научился… - было интересно… - понравилось больше всего.. - мне показалось важным… - я понял, что… - я почувствовал, что… Или УРОК … - привлек меня тем… - показался интересным … - взволновал … - заставил задуматься … - навел меня на размышления…

СЛАЙД 17: Г) Одним из приемов оценивания младших школьников процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Дерево творчества». В общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики (дети делают их совместно с родителями из цветной бумаги). В конце дня или урока они прикрепляют их на дерево: Плоды означают, что дело прошло полезно, плодотворно. Цветок свидетельствует о том, что получилось почти все, дело прошло неплохо; Зеленый листик сигнализирует о том, что не все получилось, но ученик старался; Желтый листик - знак того, что ученик не смог справиться с заданием, ему нужно еще работать.

Перечисленные приемы направлены на формирование контрольно - оценочной самостоятельности обучающихся. СЛАЙД 18:

  1. Со второго полугодия первого класса оценивание проверочных работ стала осуществлять, используя прием «Дробь». Результат работы учащегося фиксировала «Дробью», которая показывает отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий в баллах и в процентах. Например, 16 из 18 баллов и … % из 100).


СЛАЙД 19: А для себя составляю таблицы с критериями оценивания (они соответствуют предметным умениям из программы) и отмечаю уровень каждого умения по трехбальной шкале: 2 балла - справился; 1 балл -справился частично, 0 баллов - не справился. Затем подсчитываю процент выполнивших правильно. Анализ этих показателей (вертикальных) позволят мне понять, над какими вопросами следует поработать, а горизонтальные показатели итогового балла учащихся позволяют выявить (определить) учащихся не справившихся с работой, с кем нужно поработать индивидуально.

СЛАЙД 20:
  1. Итоговый уровень индивидуальных достижений учащихся мы определяем и фиксируем в конце учебного года, оформляя «Листы достижений» по каждому учебному предмету. Такие «Листы» мы берем из пособия «Портфолио ученика начальной школы», которые были подарены первоклассникам на 1 сентября. Сначала учащиеся оценивают свои достижения сами, после этого рядом ставит свою оценку учитель.


СЛАЙД 21:
  1. Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности каждый ученик начинает составлять и собирать свой «Портфель достижений» или «Портфолио». Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку, т.е. от них требуется самооценка в процессе учения. В один из разделов «Портфолио» вкладываем листы учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», который заполняется в течение года по результатам проверки техники чтения.


СЛАЙД 22: В конце учебного года мы устроили мероприятие под названием «Защита портфолио», где дети представляли себя и свои достижения за прошедший учебный год, и ставили цели на предстоящий учебный год. Для подготовки защиты портфолио была предложена «Памятка по защите портфолио». Пользуясь ею, ребята дома совместно с родителями составляли текст своей презентации.

Памятка по подготовке защиты портфолио:

Защита - это связный рассказ (в прозе, стихах), выученный наизусть.

Защита сопровождается показом страниц портфолио. Представление портфолио может сопровождаться презентацией, сделанной в программе PowerPoint.

План защиты портфолио:

  1. Фамилия, имя

  2. Моя семья

  3. Мои друзья

  4. Мои увлечения

  5. Тайны моего характера

  6. Мои успехи и достижения в первом учебном году (в учебе, внеучебной деятельности)

  7. Мои цели на второй класс, и что для этого нужно сделать.

Кроме того, все результаты участия классного коллектива в жизни школы и внутри класса мы собираем в « Классный портфель достижений». В него входят лучшие коллективные работы, творческие проекты, дипломы, грамоты, полученные за участие в школьных мероприятиях. Таким образом, я показала способы и приемы оценивания и его фиксации, которые применяла на уроках. Причем, нужно отметить, что на одном уроке обычно используется несколько приемов оценивания. Это позволяет сделать процесс оценивания постоянным, направленным на включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, что позволяет детям приобретать навыки и привычку к самооценке, что соответствует требованиям ФГОС.

Используемая литература:

  1. Вершинина Е. В., Зотова Н. А., Кириенко И. Б. Организация безотметочного обучения в первом классе/ Управление начальной школой №12/2013,с.54-61.
  2. Корчемлюк О.М. Оценивание учебных достижений младших школьников/ Управление начальной школой №1/2010,с.36-43.
  3. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Портфолио обучающегося начальной школы/ Авт.-сост.: Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. -М.: Планета,2013.
  5. Рубцова Г. А. Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе/ Начальная школа плюс: до и после, № 3/2005, с.12-13.
  6. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.сада/В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.
© 2010-2022