Башкирский язык в русских классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс

Социоигровая технология на уроках башкирского языка в русской школе

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 с. Акъяр

Каипова Назиля Насырьяновна

.Сообщение темы..

- Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Тема моего выступления преподавание башкирского языка в русских классах. А в русских классах обучаются не только русские дети, большинство детей башкир, которые практически не знают свой родной язык. Башкирский язык для них как второй иностранный. Поэтому нелегко приходится их заинтересовать. Сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» . Я очень много лет работаю учителем начальных классов и для меня игровые моменты урока всегда помогали быть ближе к детям, строить уроки интересными и увлекательными, но никогда не знала , что есть такая педагогическая технология. Это открытие мне помогло привести в порядок мой многолетний опыт. В рамках данной технологии ставлю. перед собой такие задачи: • помочь детям научиться эффективно общаться; • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; • воспитать в учениках желание узнавать новое (видеофрагмент 1 класс) В своей педагогической практике применяю приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым (видеофрагмент 2 класс Ду9тар6ы8 йыры) Мне очень понравились законы общения, которые предлагает данная технология : • Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; • Не ворчать, не ныть, не бурчать; • Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; • Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; • Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; • Поддержите, помогите подняться и победить; • Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

• Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа: • на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение, чтобы выполнить учебную задачу; • на третьем этапе общение - это педагогическое средство,через знакомство народным творчеством-это пословицы, загадки, сказки т.е. через общение я обучаю детей. (Видеофрагмент 4 класс- пословицы) Плюсы социо-игрового стиля: - Отношения: «ребенок-сверстники»; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми по социо-игровой технологии: • Учитель - равноправный партнёр, как требует от нас стандарты нового поколения, он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. . • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Видеофрагмент 4 класс - сказка • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно - то интересно. Движение и активность. ( видеофрагмент Бес2й китте ел2кк2)



В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Мы работаем обязательно с детскими Журналами "Акбузат", "Аманат", гас=зета "Йэншишмэ" Для детей очень интересно составлять интеллект карты по темам, рассказывать про свою Шэжэре. Можно каждый урок готовить интересным и увлекательным используя нашу башкирскую детскую литературу, журналы, газеты. Если у учителя есть желание научить детей учиться, дети всегда захотят учиться!

© 2010-2022