Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Природное сообщество озеро»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока

Уважаемые коллеги, вашему вниманию было предложено занятие по окружающему миру в 3 классе по теме «Природное сообщество озеро» Данный урок является третьим в теме «Природные сообщества» в соответствии с программой «Окружающий мир» по учебнику Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова (2 ч в неделю) дидактической системы Л.В.Занкова ).

Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.

По типу данный урок относится к уроку изучения и первичного закрепления знаний. Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

образовательный: сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе; познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера, с экологическими проблемами озер, со значением озер в жизни человека

развивающий: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую деятельность

воспитательный: воспитывать любознательность у учащихся, любовь к природе своей страны, края; бережное отношение к охране своего здоровья, взаимопонимание, развивать чувство ответственности за выполненное задание

Планировалось решение следующих задач:

  • выявить связи между обитателями озёр;

  • показать необходимость бережного отношения к обитателям озер и их охране, а также значение озер в жизни человека;

  • составить правила поведения людей на озере;

  • расширить кругозор об озерах мира, России, Калмыкии

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок освоения новых знаний. Выбранная структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала, для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования учащихся применялись информационные компьютерные средства.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

 словесные (объяснение, беседа с учащимися);

 наглядные (иллюстрации, презентации по теме, модули, онлайн словарь, интерактивная карта мира, видеоролики обучающего курса);

 практические (работа с карточками, работа в рабочих листах).

по виду учебной деятельности:

 проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);

 игровой метод, исследовательский метод (работа в группах « зоологи», «ботаники», «экологи»).

Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей.

Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация - приемы критического мышления: инсерт, составление кластеров, маркировка текста, ключевые слова, определение темы и задач урока самими учениками.

Для развития мыслительного процесса, достижения поставленных целей эффективно применялись коллективная и групповая формы работы. Работа в парах и группах способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, созданию ситуации успеха, снятию волнения.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Активизации учения способствовал насыщенный материал урока, смена видов деятельности, разнообразные средства обучения.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников.

Таким образом, в ходе занятия создавались условия для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.

Время, отведённое на все этапы занятия, было рационально распределено. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Следующий этап - повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается посмотреть видеоролик и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование онлайн толкового словаря. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап урока - подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (презентация на слайдах) и игровой метод, так как учащимся предлагалось отправиться в научную экспедицию. На данном этапе основные формы работы - групповая. Своевременное проведение динамической паузы способствовало устранению утомляемости учащихся.

На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания знаний постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована словарная работа по закреплению названий озёр. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации (практическая и групповая работа). Для осуществления обратной связи с учащимися и контроля использовался модуль.

Оптимальный темп урока, доброжелательные отношения с учащимися создавали благоприятный психологический климат.

Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: подготовить рассказ, написать сообщение, составить кроссворд. При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать различные источники информации.

Через данный урок прослеживалась интеграция с другими предметами как Природа и экология, история, русский язык, литература, математика учащиеся могли воспользоваться материалом по теме урока для выполнения заданий в группах. Использование знаний о правилах поведения на озере способствовало воспитанию бережного отношения к природе.

Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, усвоение новой темы можно было проверить через модуль на компьютере, где выдавался учащимся сразу результат.

А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках окружающего мира т.е., каждый учащиеся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я на уроке я узнал…

было интересно…

было трудно…

у меня получилось …

меня удивило…

для жизни урок дал мне знания…

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По- моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера).

Использование мультимедийной презентации «Природное сообщество озеро» позволило:

  • разнообразить виды работы: работа на компьютере, беседа, работа с книгой;

  • создать эмоциональный настрой ;

  • предоставить возможность учащимся сразу увидеть результат своей работы и работы товарищей;

  • включить каждого обучающегося в учебную деятельность.

Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

Считаю, что поставленные цели были успешно решены на занятии.



© 2010-2022