Статья на тему: Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников.

Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, выдвигают на первый план проблему мотивации школьников как необходимое условие их развития.

В соответствии со Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ:

- умения учиться и способности к организации своей деятельности

- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, - планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,

-взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

На эти умения, напрямую влияет позитивная мотивация, осуществляемая, как педагогами, так и родителями.

Термин «мотивация» от латинского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация - это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Не сложно заметить у ребенка такое явление: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. Детская мотивация успешно развивается не только в семейной среде, но и в школьной.

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Е. В. Руденский, Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.). Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны как учебной, так и внеурочной работы, связанную с внутренним отношением ученика с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности деятельности.( Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.)

К сожалению, современные семьи не всегда имеют возможность целенаправленно воздействовать на учебную мотивацию ребёнка, и основной причиной ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, нормы поведения, индивидуальные качества личности, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы образовательных учреждений, в частности, классных руководителей младших школьников, было продуманное, педагогически обоснованное взаимодействие с семьей каждого ребенка. Для этого, порой мотивация необходима не только для детей, но и для родителей. Совокупность работы преподавателя со школьниками и с родителями будет создавать мотивацию в учении (Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.).

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе понять стиль жизни семьи, её духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование, дни семейного отдыха, семейные огоньки, экскурсии по городу и области, посещение музеев, выставок.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность устного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Современные исследователи различают две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Так М.В. Матюшкина рассматривает, что все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Большее внимание хочется уделить второй группе мотивов - социальным мотивам:

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку - оценкой. В этом могут помочь такие приемы, как поощрение, похвала, выставка лучших творческих работ в классе на родительских собраниях. Но одобрение и похвала нужны не только ученикам, но и самим родителям. Узнавая о результатах детей и получая похвалу от педагога, мотивация вовлеченности в образовательный процесс также увеличивается. Для этого необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь класса, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей и их совместные мероприятия с детьми.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что подобранные мною технологии развития мотивации эффективны и целесообразны, что доказывают результаты участия учащихся класса в конкурсном олимпиадном движении, в учебной и внеурочной деятельности (см. таблицу)



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учебный предмет

Класс

Учебный год,

2011 -2012

Русский язык

85,7%

96,4%

100%

89,3%

100%

Математика

Литература

Окружающий мир

технология

Учебный предмет

Класс

Учебный год,

2012 -2013

Русский язык

86,2%

96,5%

100%

90,8%

100%

Математика

Литература

Окружающий мир

технология

2013-2014 уч. год

Учебный предмет

Класс

Учебный год, четверть

2013 -2014

1

2

3

4

Русский язык





Математика






Литература






Окружающий мир






технология








ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учебный предмет

Класс

Учебный год,

2014 -2015

Русский язык

2 А

85,7%

96,4%

100%

100%

100%

Математика

Литература

Окружающий мир

технология

б) участие/победа учащихся в научно-практических форумах, смотрах, фестивалях, олимпиадах, конкурсах, конференциях, социально-значимых проектах, соревнованиях, концертах и т.п

п/п

Название конкурса

Организаторы конкурса

Дата участия

Результат участия

Учебный год 2011 -2012

1.

Городская олимпиада по русскому языку

Управление образования

апрель

призёр

2.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Управление образования

апрель

призёр

3.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Управление образования

апрель

2 место (командное)

Русский язык

4.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Управление образования

апрель

3 место (командное)

математика

5.

Районный конкурс чтецов

Районный дом творчества

февраль

1 место

6.

Городской конкурс чтецов

Управление образования

апрель

1 место

7.

Городская научно-практическая конференция

Управление образования

март

1 место

8.

Эрудит-марафон учащихся

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

ноябрь

12 призёров

9.

Эрудит-марафон учащихся - конкурс специалистов

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

февраль

13 призёров

Учебный год 2012-2013

п/п

Название конкурса

Организаторы конкурса

Дата участия

Результат участия

1.

Районный конкурс чтецов

Районный дом творчества

февраль

1 место

2.

ЭМУ

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

ноябрь

13 призёров

3.

ЭМУ- конкурс специалистов

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

февраль

11 призёров

Учебный год 2013-2014

п/п

Название конкурса

Организаторы конкурса

Дата участия

Результат участия

1.

Всероссийский конкурс- олимпиада «Познание и творчество»

Общероссийская детская Общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»

декабрь

3 место

2.

Всероссийский конкурс-олимпиада по русскому языку «Родное слово»

Центр дополнительного образования . г. Екатеринбург

ноябрь

12 призёров

3.

Эрудит-марафон учащихся

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

ноябрь

15 призёров

4.

Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов)

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

февраль

19 призёров

5.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Управление образования

апрель

2 призёра

6.

Городская научно-практическая конференция

Управление образования

апрель

1 призёр

Учебный год 2014 - 2015

п/п

Название конкурса

Организаторы конкурса

Дата участия

Результат участия

1.

Эрудит-марафон учащихся

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

ноябрь

12 призёров

2.

Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов)

Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург

февраль

9 призёров

3.

Городская выставка технического творчества

Управление образования

март

1 призёр

4.

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Управление образования

апрель

6 призёров

5.

Районный шашечный турнир

Спортивный комитет г. Н. Тагила

апрель

1 место

Использованная литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Про- свещение, 1991. 222 с. 2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64-81.9

2. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.

3.Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972

Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.

5. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системах дошкольного и начального образования : сб. науч. ст. по ма- териалам Всерос. заочной науч.-практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. - Саратов : Наука, 2010. - 168 с.

6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

7. минобрнауки.рф/документы/922 [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)



© 2010-2022