- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему: Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников
Статья на тему: Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларионова Т.А. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, выдвигают на первый план проблему мотивации школьников как необходимое условие их развития.
В соответствии со Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ:
- умения учиться и способности к организации своей деятельности
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, - планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
-взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
На эти умения, напрямую влияет позитивная мотивация, осуществляемая, как педагогами, так и родителями.
Термин «мотивация» от латинского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация - это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Не сложно заметить у ребенка такое явление: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. Детская мотивация успешно развивается не только в семейной среде, но и в школьной.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Е. В. Руденский, Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.). Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны как учебной, так и внеурочной работы, связанную с внутренним отношением ученика с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности деятельности.( Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.)
К сожалению, современные семьи не всегда имеют возможность целенаправленно воздействовать на учебную мотивацию ребёнка, и основной причиной ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, нормы поведения, индивидуальные качества личности, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы образовательных учреждений, в частности, классных руководителей младших школьников, было продуманное, педагогически обоснованное взаимодействие с семьей каждого ребенка. Для этого, порой мотивация необходима не только для детей, но и для родителей. Совокупность работы преподавателя со школьниками и с родителями будет создавать мотивацию в учении (Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.).
Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе понять стиль жизни семьи, её духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование, дни семейного отдыха, семейные огоньки, экскурсии по городу и области, посещение музеев, выставок.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность устного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Современные исследователи различают две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Так М.В. Матюшкина рассматривает, что все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Большее внимание хочется уделить второй группе мотивов - социальным мотивам:
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).
Этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку - оценкой. В этом могут помочь такие приемы, как поощрение, похвала, выставка лучших творческих работ в классе на родительских собраниях. Но одобрение и похвала нужны не только ученикам, но и самим родителям. Узнавая о результатах детей и получая похвалу от педагога, мотивация вовлеченности в образовательный процесс также увеличивается. Для этого необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь класса, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей и их совместные мероприятия с детьми.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что подобранные мною технологии развития мотивации эффективны и целесообразны, что доказывают результаты участия учащихся класса в конкурсном олимпиадном движении, в учебной и внеурочной деятельности (см. таблицу)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебный предмет
Класс
Учебный год,
2011 -2012
Русский язык
3А
85,7%
96,4%
100%
89,3%
100%
Математика
Литература
Окружающий мир
технология
Учебный предмет
Класс
Учебный год,
2012 -2013
Русский язык
4А
86,2%
96,5%
100%
90,8%
100%
Математика
Литература
Окружающий мир
технология
2013-2014 уч. год
Учебный предмет
Класс
Учебный год, четверть
2013 -2014
1
2
3
4
Русский язык
1А
Математика
Литература
Окружающий мир
технология
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебный предмет
Класс
Учебный год,
2014 -2015
Русский язык
2 А
85,7%
96,4%
100%
100%
100%
Математика
Литература
Окружающий мир
технология
б) участие/победа учащихся в научно-практических форумах, смотрах, фестивалях, олимпиадах, конкурсах, конференциях, социально-значимых проектах, соревнованиях, концертах и т.п
№
п/п
Название конкурса
Организаторы конкурса
Дата участия
Результат участия
Учебный год 2011 -2012
1.
Городская олимпиада по русскому языку
Управление образования
апрель
призёр
2.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Управление образования
апрель
призёр
3.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Управление образования
апрель
2 место (командное)
Русский язык
4.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Управление образования
апрель
3 место (командное)
математика
5.
Районный конкурс чтецов
Районный дом творчества
февраль
1 место
6.
Городской конкурс чтецов
Управление образования
апрель
1 место
7.
Городская научно-практическая конференция
Управление образования
март
1 место
8.
Эрудит-марафон учащихся
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
ноябрь
12 призёров
9.
Эрудит-марафон учащихся - конкурс специалистов
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
февраль
13 призёров
Учебный год 2012-2013
№
п/п
Название конкурса
Организаторы конкурса
Дата участия
Результат участия
1.
Районный конкурс чтецов
Районный дом творчества
февраль
1 место
2.
ЭМУ
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
ноябрь
13 призёров
3.
ЭМУ- конкурс специалистов
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
февраль
11 призёров
Учебный год 2013-2014
№
п/п
Название конкурса
Организаторы конкурса
Дата участия
Результат участия
1.
Всероссийский конкурс- олимпиада «Познание и творчество»
Общероссийская детская Общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»
декабрь
3 место
2.
Всероссийский конкурс-олимпиада по русскому языку «Родное слово»
Центр дополнительного образования . г. Екатеринбург
ноябрь
12 призёров
3.
Эрудит-марафон учащихся
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
ноябрь
15 призёров
4.
Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов)
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
февраль
19 призёров
5.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Управление образования
апрель
2 призёра
6.
Городская научно-практическая конференция
Управление образования
апрель
1 призёр
Учебный год 2014 - 2015
№
п/п
Название конкурса
Организаторы конкурса
Дата участия
Результат участия
1.
Эрудит-марафон учащихся
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
ноябрь
12 призёров
2.
Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов)
Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург
февраль
9 призёров
3.
Городская выставка технического творчества
Управление образования
март
1 призёр
4.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Управление образования
апрель
6 призёров
5.
Районный шашечный турнир
Спортивный комитет г. Н. Тагила
апрель
1 место
Использованная литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Про- свещение, 1991. 222 с. 2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64-81.9
2. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.
3.Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972
Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.
5. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системах дошкольного и начального образования : сб. науч. ст. по ма- териалам Всерос. заочной науч.-практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. - Саратов : Наука, 2010. - 168 с.
6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
7. минобрнауки.рф/документы/922 [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)