- Преподавателю
- Начальные классы
- Проблемы неуспеваемости учащихся начальных классов
Проблемы неуспеваемости учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сеина А.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера:
- семейно бытовые условия,
- педагогическая запущенность (отсутствие необходимых принадлежностей к урокам, выполнение домашних заданий на низком уровне, слабый контроль со стороны родителей)
- уровень образования родителей,
так и психологического:
- недостатки в познавательной, потребностно - мотивационной сферах,
- индивидуально - психологические особенности учащихся,
- несформированность анализа и синтеза.
Наблюдаются случаи, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать, что такие дети не умеют по - настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников.
Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления.
Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.
Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.