Рабочая программа курса В мире книг 2 класс ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса В мире книг 2 класс ФГОС

Администрация города Дубны

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Дубны Московской области»

(ШКОЛА № 5) _____________________________________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы № 5

_________________

В.И.Стенгач

приказ № 39/01-19 от 13.08.2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность)

КУРСА В мире книг

КЛАСС 2 «Б»

Ф.И.О. учителя Терехова Ольга Николаевна



Рассмотрено на заседании

педагогического совета № 6

от 02.06.2015 года.


2


015 год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой под редакцией Виноградовой и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 по внеурочной деятельности. Тип программы: базовая программа по внеурочной деятельности «В мире книг».
Реализация учебной программы обеспечивается сборником программ внеурочной деятельности автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 168с.), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год. Форма организации учебных занятий: классно-урочная система (литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.)


Цели и задачи внеурочного курса «В мире книг»:

Цели: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи курса:
  • Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
  • Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
  • Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
  • Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера

Общая характеристика курса Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Место внеурочного курса «В мире книг» в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочного курса. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических) В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса «В мире книг» ЛИЧНОСТНЫЕ
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и этического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (формирование УУД) Регулятивные УУД
  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
ПРЕДМЕТНЫЕ
  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

II. Содержание учебного материала

Раздел программы

Содержание ФГОС НОО

Кол-во часов

Книга, здравствуй


Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

3

Книгочей - любитель чтения Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».

2 Книги о твоих ровесниках Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

4 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

4 Писатели-сказочники

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

4 Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

2

Раздел программы

Содержание ФГОС НОО

Кол-во часов Книги о братьях наших меньших Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков).

2 Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

4 Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

3 Защитникам Отечества посвящается Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

3 По страницам любимых книг Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

2

III. Учебно-тематическое планирование.

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы:

уроки

резерв

проект Книга, здравствуй

3

3



Книгочей - любитель чтения

2

2



Книги о твоих ровесниках

4

4



Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

4



Писатели-сказочники

4

4


1 Книги о детях

2

2



Книги о братьях наших меньших

2

2



Старые добрые сказки

4

4



Книги о тех, кто подарил нам жизнь

3

3



Защитникам Отечества посвящается

3

3



По страницам любимых книг

2

2



Итого

33

33


1

IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

(страницы учебника, тетради)

Коли-чество часов

Решаемые

проблемы
(цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

план

факт

Книга, здравствуй! (3 часа)

1

01.09.

2015

Роль книги в жизни человека.История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.

Рукопись

Форзац

Переплет

Аннота-ция

Преди-словие

Примеча-ние

Указания

Возможность научиться ориентироваться в книге, знать систему условных обозначений,

умение пользоваться оглавлением, словарем.

Находить необходимую для выполнения учебного задания информацию.

Возможность объяснять смысл пословиц.

Р. -организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

П.- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К. -осуществлять контроль своих действий.

Осознание значимости чтения для развития личности.

Уважительное отношение к истории и культуре

Воспитание бережного отношения к книге, как к источнику информации.

2

08.09.

2015

Структура книги

(элементы книги)

1

3

15.09.2015

Учебная книга и ее справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении»

1

Книгочей - любитель чтения (2 часа)

4

22.09

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

Посещение библиотеки, знание правил поведения, формирование умений работать с каталожной карточкой

Развитие внимания к оформлению книги

Формуляр,

каталог

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р.- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал.

П.- ориентироваться в мире книг

К.- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Развитие любознательности, воспитание бережного отношения к книге.

5

29.09

Выставка книг о детях. Структура книги

1

Книги о твоих ровесниках (4 часа)

6

06.10.

2015

Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.

1

Посещение библиотеки, выставки книг детских писателей.

Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.

Формирование умения пользоваться аппаратом книги.

Титульный лист

Позиция автора


Умение правильно называть элементы книги и их назначение.

Возможность научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. -обобщение;

К.- формулировать собственное мнение и позицию.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7

13.10.2015

Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

8

20.10.2015

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

9

27.10.2015

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

10

10.11.

2015


Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

Знакомство с народными пословицами.

Формирование умений объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом.

Умение анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки.

Послови-ца

Возможность научится объяснить

смысл

пословиц, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей

Р. - формулировать и удерживать учебную задачу; выявлять читательский опыт

П.-построение рассуждения;

К.-строить монологичное высказывание.

Уважительное отношение к истории и культуре

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

11

17.11.2015


Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

12

24.11.2015


Загадки. Темы загадок.
Конкурс «Отгадай загадку».

1

13

01.12.2015


Скороговорки и чистоговорки.

1

Писатели-сказочники (4 ч)

14

08.12.

2015


Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

Формирование эмоциональной

реакции на прочитанное, умения

воспроизвести её в рассказе;

Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок

Автор

Волшебная сказка

Возможность научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К.- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Уважительное отношение к иному мнению. Эстетические потребности, ценности и чувства.

15

15.12.2015


Писатели-сказочники.

1

16

22.12.2015


Герои сказок. Викторина.

1

17

12.01.2016


По страницам сказок Х.К. Андерсена.

1

Книги о детях (2 ч)

18

19.01.

2016

Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг.

1

Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять

своё отношение к нему.

Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию.

Возможность научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения. стихотворения.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

П.- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

К.-строить понятные для партнёра высказывания.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

19

26.01.2016.

Герои книг

В. Осеевой. С. Михалкова, С.Я. Маршака,

А. Барто.

1

Книги о братьях наших меньших (2 часа)

20

02.02.2016

Книги о животных

В. Бианки, Э.Шим

1

Знание авторов, которые пишут о природе.

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснения поведения персонажей

Возможность научиться понимать позицию автора и объяснять значение слов в контексте.

Р. -выделять существенную информацию

П. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

К. -формулировать

собственное мнение и позицию.

Ценностное отношение к природному миру.

21

09.02.2016

Книги о животных

Г. Скребицкий,

Н. Сладков

1

Старые добрые сказки (4 ч)

22

16.02.2016

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных

сказок.

1

Как отличить сказку от других жанров народного творчества?

Умение сравнивать персонажей различных сказок;

делать вывод о главной мысли сказки.


Народное творчество

Жанр.

Возможность научиться отличать сказку от других жанров народного творчества.

Р. -выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

К.- вести устный диалог .

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

23

01.03.2016

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»)

1

24

15.03.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами

японская народная сказка «Журушка»

1

25

05.04.2016


Сказки народов России

1

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

26

12.04.2016


Книги о семье, о маме.

1

Как при чтении передавать эмоциональную

окрашенность произведения?

Закрепление знаний о жанре колыбельной песни.

Жанр.

Песня.

Возможность научиться при чтении передавать эмоциональную

окрашенность произведения.

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П. -поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

К.- .-формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование нравственной позиции и личностных качеств.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

27

19.04.

2016


Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.

1

28

26.04.2016

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

1

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

29

03.05.2016

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

1

Умение определять идею произведения. Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями.

Былина

Возможность научиться определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.

Р.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П.- построение рассуждения;

К.- строить монологичное высказывание.

Чувство сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

30

10.05.2016

Былины и сказы о защитниках Отечества.

1

31

17.05.2016

Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

1

По страницам любимых книг (2 ч)

32

24.05.

2016

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги

1

Навык презентации любимой книги (по оформлению. содержанию, поступкам героев)

Выявление читательского опыта.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

П. - обобщение;

К.- вести устный диалог в соответствии нормами родного языка.

Эстетические потребности, ценности и чувства

33

31.05.

2015

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1

Итого 33 часа V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  1. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворды-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2010
  2. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2011
  4. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2011
  5. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )

Оборудование:

Учебные столы

Стол учительский с тумбой.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный компьютер, проектор

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Дидактические материалы:

Книги и журналы школьной библиотеки

Портреты детских писателей

«СОГЛАСОВАНО»

рук-ль ШМО (ГМО)

_______________

_______________

Пр. №___ от «__»_____2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

___________________

___________________

«___»__________2015 г.

7

© 2010-2022