- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса В мире книг 2 класс ФГОС
Рабочая программа курса В мире книг 2 класс ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терехова О.Н. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Администрация города Дубны
Управление народного образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Дубны Московской области»
(ШКОЛА № 5) _____________________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы № 5
_________________
В.И.Стенгач
приказ № 39/01-19 от 13.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность)
КУРСА В мире книг
КЛАСС 2 «Б»
Ф.И.О. учителя Терехова Ольга Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета № 6
от 02.06.2015 года.
2
015 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой под редакцией Виноградовой и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 по внеурочной деятельности. Тип программы: базовая программа по внеурочной деятельности «В мире книг».
Реализация учебной программы обеспечивается сборником программ внеурочной деятельности автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 168с.), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год. Форма организации учебных занятий: классно-урочная система (литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.)
Цели и задачи внеурочного курса «В мире книг»:
Цели: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
- Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
- Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
- Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
- Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Общая характеристика курса Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место внеурочного курса «В мире книг» в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочного курса. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических) В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса «В мире книг» ЛИЧНОСТНЫЕ
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
II. Содержание учебного материала
Раздел программы
Содержание ФГОС НОО
Кол-во часов
Книга, здравствуй
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
3
Книгочей - любитель чтения Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».
2 Книги о твоих ровесниках Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
4 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
4 Писатели-сказочники
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
4 Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
2
Раздел программы
Содержание ФГОС НОО
Кол-во часов Книги о братьях наших меньших Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков).
2 Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
4 Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
3 Защитникам Отечества посвящается Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
3 По страницам любимых книг Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
2
III. Учебно-тематическое планирование.
Содержание
Кол-во часов
В том числе на:
Выполнение практической части программы:
уроки
резерв
проект Книга, здравствуй
3
3
Книгочей - любитель чтения
2
2
Книги о твоих ровесниках
4
4
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
4
4
Писатели-сказочники
4
4
1 Книги о детях
2
2
Книги о братьях наших меньших
2
2
Старые добрые сказки
4
4
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
3
3
Защитникам Отечества посвящается
3
3
По страницам любимых книг
2
2
Итого
33
33
1
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
(страницы учебника, тетради)
Коли-чество часов
Решаемые
проблемы
(цели)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
план
факт
Книга, здравствуй! (3 часа)
1
01.09.
2015
Роль книги в жизни человека.История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.
Рукопись
Форзац
Переплет
Аннота-ция
Преди-словие
Примеча-ние
Указания
Возможность научиться ориентироваться в книге, знать систему условных обозначений,
умение пользоваться оглавлением, словарем.
Находить необходимую для выполнения учебного задания информацию.
Возможность объяснять смысл пословиц.
Р. -организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
П.- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
К. -осуществлять контроль своих действий.
Осознание значимости чтения для развития личности.
Уважительное отношение к истории и культуре
Воспитание бережного отношения к книге, как к источнику информации.
2
08.09.
2015
Структура книги
(элементы книги)
1
3
15.09.2015
Учебная книга и ее справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении»
1
Книгочей - любитель чтения (2 часа)
4
22.09
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1
Посещение библиотеки, знание правил поведения, формирование умений работать с каталожной карточкой
Развитие внимания к оформлению книги
Формуляр,
каталог
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Р.- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал.
П.- ориентироваться в мире книг
К.- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Развитие любознательности, воспитание бережного отношения к книге.
5
29.09
Выставка книг о детях. Структура книги
1
Книги о твоих ровесниках (4 часа)
6
06.10.
2015
Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
1
Посещение библиотеки, выставки книг детских писателей.
Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений.
Формирование умения пользоваться аппаратом книги.
Титульный лист
Позиция автора
Умение правильно называть элементы книги и их назначение.
Возможность научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.
Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; П. -обобщение;
К.- формулировать собственное мнение и позицию.
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций.
7
13.10.2015
Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
1
8
20.10.2015
Книги Н. Носова. Типы книг.
1
9
27.10.2015
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
1
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
10
10.11.
2015
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
1
Знакомство с народными пословицами.
Формирование умений объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом.
Умение анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки.
Послови-ца
Возможность научится объяснить
смысл
пословиц, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей
Р. - формулировать и удерживать учебную задачу; выявлять читательский опыт
П.-построение рассуждения;
К.-строить монологичное высказывание.
Уважительное отношение к истории и культуре
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
11
17.11.2015
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
1
12
24.11.2015
Загадки. Темы загадок.
Конкурс «Отгадай загадку».
1
13
01.12.2015
Скороговорки и чистоговорки.
1
Писатели-сказочники (4 ч)
14
08.12.
2015
Книги с литературными (авторскими) сказками.
1
Формирование эмоциональной
реакции на прочитанное, умения
воспроизвести её в рассказе;
Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок
Автор
Волшебная сказка
Возможность научиться осуществлять поиск и подбор произведений, соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления.
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
П. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
К.- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Уважительное отношение к иному мнению. Эстетические потребности, ценности и чувства.
15
15.12.2015
Писатели-сказочники.
1
16
22.12.2015
Герои сказок. Викторина.
1
17
12.01.2016
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
1
Книги о детях (2 ч)
18
19.01.
2016
Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг.
1
Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять
своё отношение к нему.
Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию.
Возможность научиться ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения. стихотворения.
Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
П.- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
К.-строить понятные для партнёра высказывания.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
19
26.01.2016.
Герои книг
В. Осеевой. С. Михалкова, С.Я. Маршака,
А. Барто.
1
Книги о братьях наших меньших (2 часа)
20
02.02.2016
Книги о животных
В. Бианки, Э.Шим
1
Знание авторов, которые пишут о природе.
Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснения поведения персонажей
Возможность научиться понимать позицию автора и объяснять значение слов в контексте.
Р. -выделять существенную информацию
П. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
К. -формулировать
собственное мнение и позицию.
Ценностное отношение к природному миру.
21
09.02.2016
Книги о животных
Г. Скребицкий,
Н. Сладков
1
Старые добрые сказки (4 ч)
22
16.02.2016
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных
сказок.
1
Как отличить сказку от других жанров народного творчества?
Умение сравнивать персонажей различных сказок;
делать вывод о главной мысли сказки.
Народное творчество
Жанр.
Возможность научиться отличать сказку от других жанров народного творчества.
Р. -выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;
П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
К.- вести устный диалог .
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
23
01.03.2016
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»)
1
24
15.03.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами
японская народная сказка «Журушка»
1
25
05.04.2016
Сказки народов России
1
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
26
12.04.2016
Книги о семье, о маме.
1
Как при чтении передавать эмоциональную
окрашенность произведения?
Закрепление знаний о жанре колыбельной песни.
Жанр.
Песня.
Возможность научиться при чтении передавать эмоциональную
окрашенность произведения.
Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П. -поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
К.- .-формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование нравственной позиции и личностных качеств.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
27
19.04.
2016
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.
1
28
26.04.2016
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».
1
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
29
03.05.2016
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
1
Умение определять идею произведения. Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями.
Былина
Возможность научиться определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.
Р.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
П.- построение рассуждения;
К.- строить монологичное высказывание.
Чувство сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
30
10.05.2016
Былины и сказы о защитниках Отечества.
1
31
17.05.2016
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
1
По страницам любимых книг (2 ч)
32
24.05.
2016
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги
1
Навык презентации любимой книги (по оформлению. содержанию, поступкам героев)
Выявление читательского опыта.
Формирование потребности в систематическом чтении.
Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
П. - обобщение;
К.- вести устный диалог в соответствии нормами родного языка.
Эстетические потребности, ценности и чувства
33
31.05.
2015
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».
1
Итого 33 часа V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворды-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2010
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2011
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2011
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2012
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )
Оборудование:
Учебные столы
Стол учительский с тумбой.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Мультимедийный компьютер, проектор
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Дидактические материалы:
Книги и журналы школьной библиотеки
Портреты детских писателей
«СОГЛАСОВАНО»
рук-ль ШМО (ГМО)
_______________
_______________
Пр. №___ от «__»_____2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
___________________
___________________
«___»__________2015 г.
7