План -конспект урока Антонимы. Словарь антонимов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №4 имени Тикеева Д.С. села Иглино

МР Иглинский район Республики Башкортостан













План - конспект

урока русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Антонимы. Словарь антонимов»











Учитель начальных классов

Шабардина Фания Исламовна









2015 г.

Тема: Антонимы. Словарь антонимов.

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с понятием антонимы, формировать умения работать со словарём антонимов и умение определять лексическое значение антонимов, находить антонимы в тексте и подбирать их к определенному слову, понимать роль антонимов в речи, способствовать запоминанию правописания слов: антонимы, до свидания.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты ( предметные): учащиеся получают первоначальные сведения о словах- антонимах ,будут учиться подбирать антонимы к определенному слову, осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила в тексте; овладевают умением проверять написанное.

Личностные: проявляют этические чувства: доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные: общеучебные - используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические - выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям); коммуникативные: проявляют готовность к сотрудничеству.

Основное содержание темы, понятия, термины: антонимы, до свидания, словарь антонимов.

Образовательные ресурсы: словарь антонимов и синонимов, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.

Ход урока.

I . Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент.)

II. Чистописание( работа по комплексному тренажеру:стр.4- стр.6)

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи ( учебник, стр.54)

- Отгадайте загадки.

1. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

2. Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

-Найдите слова, близкие по значению. Как они называются?

- Определите слова, которые противоположны по значению.

- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки (Что такое антонимы?)

Определите учебно-познавательную задачу урока.

- Наша задача - найти ответ на этот вопрос.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Фронтальная работа (Электронное приложение к учебнику, работа с учебником. индв. работа в рабочей тетради). Чтение рублики « Сведения о языке»

  2. Словарно - орфографическая работа. Антонимы.

  3. Работа со словарем антонимов. (М.Р. Львов) :

а) составить мини-рассказ, используя антонимы

белый- чёрный Сыплет белый снег на чёрную землю…

Чёрное озеро - и белые берега…(Н.Сладков)

- С какой целью писатель использовал антонимы? (Ответы детей, возможно, кто-то заметит, что антонимы показывают противопоставление)

б) вспомнить пословицы с антонимами день-ночь

День и ночь - сутки прочь. Зимой день тёмен, да ночь светла. Светло, как в ясный день. Темно как ночью, хоть глаз выколи.

  1. Работа со словарем антонимов по учебнику (Стр. 142): подберите к слову здравствуйте антоним.

Здравствуйте - до свидания, здравствуйте - прощайте.

- Постарайтесь объяснить написание слова до свидания. ( До (скорого ) свидания.)

5. Страничка для любознательных. О происхождении слов.

V.Закрепление знаний и способов действий.

а) Работа в рабочей тетради- № 41.

б) Упр. №73.

в) Игра» Будь внимателен»

высоко-… далеко-… потолок-…

потерял-… трус-… начало-…

- Без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной. Антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты. Антонимы помогают подчеркнуть эти контрасты, противопоставить явления. высказать мысль с большей точностью.

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какое открытие сделали на уроке?

-Появилось ли желание использовать антонимы в своей речи?

- Какой вид работы понравился больше?

-Подберите к данным словам антонимы:

Согласный( звук) - (гласный звук)

Мягкий( звук) - ...

Ударный (слог) -…

VII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

1) Выполнить упражнение №43 в тетради - стр..22.

2) Найти пословицы с антонимами добро- зло,

напишите - добро-это: зло - это и продолжите:

а) помочь слабому а) отказать в помощи

б) … б)…

в)… в)…

3) Расскажите из прочитанных рассказов В.Осеевой, где поступки людей можно назвать добром, добрыми поступками.

4) Подготовить интересный .материал к проект. «И в шутку и всерьез» ( антонимы).

Учитель:

Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад.

Овладевайте этим кладом!

.



© 2010-2022