- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстова С.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по предмету «Основы православной культуры»
Программа «Истоки» 1 класс
Тема: «Родной край. Родина. Дом. Родные люди.» Цели: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями:
- Россия
- Родина
- Малая Родина
- отечество - Президент
- государственные символы: герб, флаг, гимн. 2. Воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу, сопричастности к единому государству. Задачи:
- в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;
- в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы в ресурсном круге, работы с географической картой, опыт работы в группе;
- в области знаний: познакомить детей с символами нашей Родины, дать понятие « малой Родины»;
- в области умений и навыков: овладение навыками осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками - развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, устных упражнений.
Оборудование:
пословицы о Родине;
политико-административная карта РФ;
портреты государственных деятелей, героев России, великих людей;
выставка детских рисунков на тему: «Наш край»;
композиция на доске : (земной шар с выделенной на нем территорией России)
презентация из 15 слайдов.
Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн; умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала.
Ход урока
I.Этический заряд. Учитель: Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки! На наших уроках по курсу «Основы православной культуры» мы узнаём с вами много нового и интересного. Тема нашего сегодняшнего занятия очень близка всем нам и не только нам, но и всем людям, живущим на Земле.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Есть одно очень дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете загадки.
***
1. Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (осина)
3. Живёт в лесу работник -
Лесной носатый плотник. (дятел)
4. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (ива)
5. Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ножки)
6. Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (антенна)
Учитель: Если сложить первые буквы в отгадках, то получится слово, которое соответствует названию темы нашего урока. (Родина).
( На доску вывешивается слово «Родина»).
III.Сообщение целей урока.
Учитель: Да, правильно, ребята. На этом уроке мы поговорим о нашей Родине, о родном крае, о нашей малой Родине, о государственных символах; о родных людях, которые нас окружают; о великих людях, живших и живущих в нашей стране.
IV.Работа над новым материалом.
1.Работа с понятием «Родина» (слайд 1,2)
Учитель: Как вы понимаете, что такое РОДИНА?
С чего, по-вашему, начинается Родина?
Что для вас значит Родина? (ответы детей)
Учитель: Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина - это наш край, город, поселок.
- Родина - это место, где живут близкие и дорогие
- нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь
- в далеком краю, на чужой стороне.
2.Чтение стихотворений о Родине.
Ученик 1
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Ученик 2
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ученик 3
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Ученик 4
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
3.Работа с картой. (слайд 3)
Учитель: Как называется наша Родина?
-Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
-Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации. Какая у нас большая страна!
-Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?
-Назовите столицу нашего государства. (Москва) ( слайд 4)
5 ученик:
Москва- это Красная площадь.
Москва-это башни Кремля.
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя.
Учитель: Назовите Главу нашего государства. (Президент Российской Федераци).
(слайд 5)
4. Государственные символы (слайды 6,7,8)
Учитель: У каждой страны есть такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Посмотрите на изображение российского герба - государственного символа.
6ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Эмблема государства - это герб.
Учитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; в лапах орла скипетр и держава - символы власти и могущества страны.
Учитель: Орёл - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.
Учитель: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Учитель: У России флаг трёхцветный. Каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость. Синий цвет - это небо, благородство, вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Белый - совершенство, чистота, цвет мира. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.
Учитель: Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе.
Учитель: Музыку для гимна нашего государства придумал композитор Александров, а слова - поэт Сергей Михалков.
Учитель: В нашей стране есть праздник, когда все россияне отмечают День России. Это день - 12 июня. ( слайд 9)
5. Физкультминутка
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
6.Работа с понятием «малая Родина» (слайд 10)
Учитель: А что значит «малая родина»? (Ответы учащихся)
Малая родина - это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
Учитель: Ребята, какая у нас большая страна! Но есть в этой большой стране не менее значимый для нас с вами уголок. Это область, в которой мы живём.
Учитель: Ребята, а как называется станица, в которой многие из нас родились и все мы сейчас живем? (ст. Багаевская)
Станица Багаевская ( основана в 1648 г.) раскинулась на левом берегу Дона.
В те времена основным занятием казаков были земледелие и скотоводство.
Учитель: А сейчас что является главным занятием местных жителей?(Ответы детей)
Учитель: В наше время в казачьей станице Багаевской живут замечательные люди. Главным занятием многих из них является также выращивание овощных культур. Особенно любят выращивать багаевцы огурцы. Наши станичники каждый год в июле празднуют «День огурца».
В этом году наша станица отмечала свой юбилей -365 лет со дня основания.
Учитель: Ребята, на доске вы видите выставку рисунков, в которых дети отобразили наш край, его природу, людей, живущих на Донской земле.
( На доске выставка детских работ)
7ученик:
Донской край
Любимый край степной...
Любимый край Донкой
и луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
8ученик:
Донской край
Попов Игорь Николаевич
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак - опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
7.Россия многонациональная страна.
Учитель: Россия - самое крупное государство на земном шаре. Россия - страна многонациональная.
Учитель: Люди каких национальностей проживают в нашей стране? (Ответы детей) Учитель: Молодцы, ребята! Вы знаете много народов. У каждого народа своя религия. А Какую религию исповедуем мы с вами?
( Христианство)
Каждая религия определяет культуру народа, его ценности и традиции. А что же такое традиции и ценности? Традиции - это то, что дорого для человека, но не создано им, а получено от предков. Ценности - это то, что имеет значение для человека и общества (Родина, любовь, дружба). А какие традиции есть в вашей семье?
Ответы детей: В нашей семье принято собираться вместе на Новый год, Рождество, Пасху, поздравлять родных с днём рождения.
Учитель: А какие ценности значимы именно для вас?
Ответы детей: Доброта, дружба, любовь, духовность и т. д.
- Молодцы, ребята! У вас добрые семейные традиции и хорошие ценности, достойные граждан нашей Великой и Духовно Богатой Родины.
8. Великие люди России. (слайд 11 )
Учитель: В России всегда жили и живут умные, талантливые, добрые люди, те, кто своими делами прославил Россию. Это поэты, писатели, художники, музыканты, великие военачальники, космонавты, врачи, учёные, учителя.
Учитель: Каких выдающихся людей России вы знаете? Фотографии некоторых из них вы можете увидеть на доске.
9.Творческая работа
Задание :
а)Вырезать рисунки (голуби, цветы).
б)Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.
На доске оформляется композиция: (земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)
Что символизирует получившийся рисунок?
10. Любите, цените, уважайте нашу общую Родину - Россию.
Учитель: Почему надо любить Родину? (Ответы детей)
9ученик:
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе.
И родное оконце
В позабытом селе
Берегите Россию
Без неё нам не жить.
Берегите её
Чтобы вечно ей быть!
11. Работа над пословицами. (слайд 12)
Учитель: О Родине сложено немало и пословиц. Давайте объясним смысл следующих народных высказываний. (Ответы детей)
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
Человек без Родины, что соловей без песни.
12. Ресурсный круг «Пожелания нашей Родине, родному краю, станице, школе, семье, родным людям».
Учитель: Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).
Учитель: Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей Родине, родному краю станице, школе, семье, родным людям? (Пожелания детей).
V. Итог урока. (слайд 13)
Учитель: Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.
Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.
VII. Рефлексия. (слайд 14)
Учитель: Закончи предложение:
Мне больше всего понравилось ….
Я узнал(а) что….
Оказывается…..
Было интересно…..
( слайд 15)
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Творческое задание. Вместе с родителями придумать и нарисовать герб своей семьи.