Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Разработала: учитель

начальных классов

Юресько Т. А

Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне»


Цели: 1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне. 2. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся. 3. Воспитание любви, сострадания к живой природе. Оборудование:

  1. Плакаты с целями урока.
  2. Плакат со словами с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
  3. Карточки с загадками.
  4. Карточки с отгадками.
  5. Магнитные буквы, метки.
  6. Школьный толковый словарь.
  7. «Письмо от Воробья» (раздаточный материал)
  8. Наборы гласных букв.
  9. Магниты.
  10. Мел.
  11. Буква «А» на листе А4
  12. Плакат с «Письмом от воробья»

Оформление доски: 1. В центре: Тема урока и буквы для минутки чистописания закрыты листами бумаги. Ниже: «Словарь», «Большому кораблю - большое плавание» 2. На правой доске - цели урока на плакатах. 3. На левой доске плакат со словами:

к.ток

в.дро

б.рёза

пов.р

в.сна

спос.б

ст.нал

м.лина

зел.нь

4. На дополнительных досках:

1. ночь - утро (з . ма, январ., м . роз, ос . нь)

туча - дождь (дер . во, кор . нь, л.сточки)

2. а) т.жёлый, пр.мой, прил.тели, гл.дит

б) м.рской, гр.чи, сп.ртивный, х.лодный

3. С обратной доски - лист формата А2 с текстом письма от Воробья.



Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску, прочитайте слова, которые здесь записаны.

к.ток

в.дро

б.рёза

пов.р

в.сна

спос.б

ст.нал

м.лина

зел.нь - Подумайте, на какие группы их можно разделить. - Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне и объясните орфограммы - работаем с карточками гласных букв. - Назовите первое слово… - Покажите букву… - Назовите проверочное… Фронтальная работа с орфограммами. После объяснения какого-либо слова Учитель ставит метку возле него:

к.ток ●

в.дро ●

б.рёза

пов.р ●

в.сна ●

спос.б ●

ст.нал ●

м.лина

зел.нь ● - Итак, ребята, какая будет тема нашего урока? Учитель открывает тему урока. - В соответствии с темой мы определим цели. - На уроке мы: * повторим * познакомимся * проверим * подумаем * составим * расскажем * сохраним - А что - вы поймете по ходу урока. А пока, запишите в тетрадях тему урока… Повторим (Учитель показывает цель на доске) правило проверки безударных гласных в корне. Учащиеся проговаривают правило.


III. Минутка чистописания


- Хорошо, тогда ответьте на вопрос: во всех ли словах на плакате проверяемая безударная гласная? Ответы учащихся - Назовите эти слова. - Работаем с карточками гласных букв. Покажите безударную гласную в слове «берёза»…, … «малина». - Написание этих букв мы повторим. Учитель открывает запись ае аее аеее… - Найдите закономерность написания букв в этой цепочке. Ответы учащихся - Напишите эту цепочку до конца строки в указанной последовательности. …

IV. Словарная работа


1. Работа со словом «корабль» - Дети, сегодня мы познакомимся (Учитель показывает цель на доске) с новым словарным словом. - Попробуйте назвать его сами, для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной. - Назовите это слово. (корабль) Учитель выделяет эти буквы с помощью магнитных букв:


к . ток ●

в.дро ●

б.рёза

пов.р ●

в.сна ●

спос.б ●

ст.нал ●

м.лина

зел.нь ●


- Слово «корабль» произошло от древнего «кораб» - лёгкое судно, лодка. - Расскажите, что такое корабль и для чего он предназначен? Ответы детей: транспорт, для перевозки людей и грузов по воде, военный транспорт - Теперь послушаем, как описано значение слова «корабль» в Школьном толковом словаре под. ред. Ожегова. Вызывается ученик и читает статью из словаря - Итак, что нового вы узнали о кораблях? космический,… - Кто знает имя первого космонавта? Юрий Гагарин, старт - 12 апреля 1961 года - А как назывался корабль, на котором был совершен этот полет? «Восток» - Произнесите слово «корабль» по слогам так, как оно пишется, громко, хором. - Назовите орфограммы в этом слове. «о», «ь» - Напишите слово «корабль» в тетрадях. Один ученик пишет на доске.

2. Работа с пословицей - Прочитайте предложение на доске. (Большому кораблю - большое плавание). - Что это? (Пословица) - Объясните смысл. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов) - Прочитайте пословицу, запомните её. - Теперь напишите по памяти. (Учитель закрывает доску, дети пишут) - Какое ещё задание вы можете предложить к данной пословице в соответствии с темой урока? Найти слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Объяснить. - Обозначьте эту орфограмму в словах «большому» и «большое». Взаимопроверка пословицы В это время Учитель снимает плакат со словами - У кого нет ни одной ошибки? Дети поднимают руки… - Молодцы!

V. Работа по теме урока


1. Разминка. - Сейчас проверим, (Учитель показывает цель на доске) насколько вы сообразительны. - Трое из вас до урока получили загадки, они вам их прочитают, а вы отгадайте. По мере отгадывания Учитель крепит слова-отгадки с пропущенными орфограммами на доску (см. приложение №1)


Загадки:

1. Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

2. Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

3. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Отгадки: 1. осенью 2. зимой 3. весной - Что объединяет слова-отгадки? Это времена года - Какое сейчас время года? … - Вспомните строки из стихотворений, где бы описывалось какое-то время года… Дети читают стихи. - Ребята, а какое отношение имеют эти слова к теме нашего урока? В них безударная гласная в корне, проверяемая ударением - Работаем с карточками гласных букв. Покажите безударную гласную, которая пишется в слове «осенью», («зимой», «весной»), назовите проверочное.

2. Упражнения на мышление. - Прочитайте слова (указывает на слова «ночь - утро»). - Давайте подумаем (показывает на цель), как связаны эти два слова между собой? (После ночи наступает утро) - Прочитайте слова в скобках. (зима, январь, мороз, осень) Составьте из них пару слов, между которыми можно установить такую же связь. Дети предлагают варианты. Верный - «осень - зима» - Почему? … - Запишем эту пару слов, объясняя орфограмму. Один у доски, остальные - в тетрадях пишут. - Прочитайте теперь другую пару слов («туча - дождь») - Какая связь между этими словами? - Прочитайте слова в скобках, выберите из них аналогичную пару. (дерево, корень, листочки) - Почему? … - Запишем их, объясняя орфограмму.

ФИЗМИНУТКА - Молодцы! Немного отдохнем. - Встаньте, повторяйте за мной движения. Присели.
Первый весенний цветок (встают, вытягиваются) Из-под снега глядит, (руки в стороны, ладонями вверх) И молодой ветерок (наклоны вправо и влево с поднятыми руками) Нас веселит и бодрит. (хлопки и топот) - Делаем ещё раз, постарайтесь услышать слова с проверяемой безударной гласной. Называются и объясняются слова: весенний, цветок, глядит, молодой, ветерок, веселит, бодрит.

3. Упражнения на внимание - Молодцы! Продолжим работу, впереди у нас игра «Найди лишнее слово». - Прочитайте первую группу слов:

1) т.жёлый

пр.мой

прил.тели

гл.дит
2) м.рской гр.чи сп.ртивный х.лодный - Подумаем, (Учитель показывает на цель) какое слово здесь лишнее. (прилетели, ученик подчеркивает слово)

т.жёлый

пр.мой

прил.тели

гл.дит - Почему? - Подберите проверочное к слову «прилетели» (полёт) - Работаем с карточками гласных букв, покажите букву, которую нужно писать в оставшихся словах. («Я») - Назовите проверочные слова. - Прочитайте вторую группу слов. - Найдите лишнее. - Запишите оставшиеся слова самостоятельно, выделяя орфограмму. (Дети выполняют задание) - Проверка. Дети, вы написали слова с этой буквой? (показать букву «А») (Нет) - Слова с какой безударной гласной вы выписали? - Прочитайте первое слово, назовите проверочное. - Прочитайте следующее слово…(По одному с места) - Так какое же слово лишнее? (Грачи, ученик подчеркивает слово) м.рской гр.чи сп.ртивный х.лодный - Почему? …

4. Работа с предложением - Чтобы лишние слова (Учитель указывает на подчеркнутые слова) не обиделись на нас, составим (указывает на цель) с ними красивое предложение, которое нам приятно будет услышать и записать. (пример: «Весной прилетели долгожданные грачи») (Комментированное письмо у доски и в тетрадях.)

5. Творческая работа - Если грачи прилетают, то это какие птицы? (перелетные) - Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, журавли…) - Ребята, но не все же птицы улетают! Какие птицы остаются зимовать? (воробей, ворона, синица…) - Как вы думаете, трудно ли им было зимой? - Как вы помогали им? - Морозы отступили, но у птичек случилась ещё одна беда. Сегодня к нам пришло письмо. (У каждого ученика на парте конверт с письмом, подписанный лично ученику от Воробья, см. приложениие №2) Посмотрите, от кого оно. От воробья - Прочитайте, что же случилось. Один ученик вслух, остальные про себя читают письмо: «У нас всаду много диревьев. витя взял ножык и стал выризать сваё имя накаре. Помогите нам! Варабей.» - Ребята, поделитесь чувствами, которые вы испытали, читая письмо. (Боль, жалость, тревога, обида, сочувствие) - Почему испытали чувство жалости, боли? - Какие чувства вы испытали по отношению к мальчику? (осуждения) - Почему? … - Что бы вы сказали, посоветовали Вите и другим ребятам, которые так поступают? Давайте составим (Учитель указывает на цель) совет-обращение к Вите. Эту работу проведем в парах. Ваша задача - составить 2 - 3 предложения. (Дети составляют предложения) - Теперь расскажем (Учитель указывает на цель) всем, что у вас получилось. (Выслушиваются несколько ответов детей) Пример: Растения - наши друзья. Давайте будем беречь и охранять их царство. 6. Исправление ошибок - Ребята, я вот заметила улыбки на ваших лицах, когда вы читали письмо. Почему? (Есть ошибки) - Давайте поможем Воробью грамотно написать. Возьмите красную ручку или карандаш и исправьте все ошибки прямо в письме. (Дети исправляют ошибки, один ученик делает это на плакате с письмом красным маркером) Затем проводится взаимопроверка, листочки вкладываются обратно в конверты и передаются учителю для проверки.

VI. Итог - Есть ли в письме воробья слова с орфограммой, которая звучит в теме урока? (Учитель указывает на тему) - Назовите эти слова и объясните. (Дети называют слова диревьев, выризать, сваё, каре) - Дети, а почему у вас не вызвала сомнение буква О в слове «ножик»? (Буква «о» находится под ударением) - Значит, Если буква гласная Вызвала сомнение, То немедленно её Ставь под… УДАРЕНИЕ! - Ребята, сохраним (Учитель указывает на цель) эти знания в памяти, так как «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» - одна из главных тем русского языка. - Наш урок подошёл к концу, каждый из вас получит оценку за работу над письмом Воробья, которую я проверю позже. А самым активным ребятам на уроке я поставлю оценки сейчас. (Выборочно выставляются оценки «5») - Спасибо за работу, до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»

Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»Конспект урока русского языка Правописание проверяемых безударных гласных в корне»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Кому:

Иванову Мише

От кого:

Воробей Кеша

У нас всаду много диревьев. витя взял ножык и стал выризать сваё имя накаре. Помогите нам! Варабей.

12

© 2010-2022