- Преподавателю
- Начальные классы
- Памятка по разборам: фонетический, морфологический, синтаксический
Памятка по разборам: фонетический, морфологический, синтаксический
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беззубик С.Н. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разборы слов.
Фонетический разбор.
Гласный (гласн.) Согласный ( согл.)
ударный безударный звонкий (зв.) глухой (глух.)
(уд.) (безуд.)
твёрдый мягкий тв. мягк.
[ ] - гласн., уд. (безуд.)
[ ] - согл., зв., парн.(непарн), тв., парн.(непарн.)
глух., парн.(непарн), мягк., парн.(непарн.)
Морфологический разбор имени существительного:
1. Часть речи, начальная форма(И.п., ед.ч.) с вопросом.
2. Постоянные признаки:
- собственное, нарицательное;
- одушевленное, неодушевленное;
- род;
- склонение.
3. Непостоянные признаки:
- число;
- падеж.
4. В предложении бывает: подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Морфологический разбор имени прилагательного:
1. Часть речи, начальная форма(И.п., ед.ч., м.р.) с вопросом.
2. Непостоянные признаки:
- число;
- падеж;
- род ( ед.ч.);
3. В предложении бывает: определением,
сказуемым ( в краткой форме).
Морфологический разбор местоимения:
1. Часть речи, начальная форма с вопросом (И.п., ед.ч.).
2. Постоянные признаки:
- лицо.
3. Непостоянные признаки:
- число;
- падеж;
- род ( только в 3 лице) .
4. В предложении бывает: подлежащим, определением, дополнением.
Морфологический разбор глагола:
1. Часть речи, начальная форма с вопросом (неопределенная)
2. Постоянные признаки:
- вид;
- возвратность; (имеют постфикс -ся, сь - возвратный,
не имеют постфикса -ся, сь - невозвратный)
- спряжение
3. Непостоянные признаки:
- число;
- время;
- лицо (наст.вр., буд.вр.);
- род ( прош.вр., ед.ч.)
4. В предложении бывает: сказуемым.
Разбор по составу.
-
Выдели окончание . ( у несклоняемых сущ., наречий - нет окончаний
-
Выдели основу. всё слово основа)
-
Найди корень. (у несклоняемых сущ. всё слово корень)
-
Выдели приставку.
-
Определи суффикс. ( у наречий буква в конце слова - это суффикс)
Разбор глагола по составу.
-
Определи, в какой форме стоит глагол.
-
Находим и выделяем окончание и суффиксы,
которые не входят в основу. ( - ть , - ти ).
-
Выделяем основу слова. (постфикс - ся, - сь в основу входят)
-
Находим корень.
-
Выделяем приставку, суффикс.
Внимание!
- ть , - ти , …чь - неопределённая форма глагола
а , о , и , е , у … - глагольные суффиксы в неопр.ф., в прош.вр., буд.вр.
…л - глагол прошедшего времени, м.р.
… л а - глагол прошедшего времени, ж.р.
…л о - глагол прошедшего времени, ср.р.
… л и - глагол прошедшего времени, мн.ч.
-ем , - ём , - им - гл., наст.вр. или буд.вр., 1 лицо, мн.ч.
- ешь ,-ёшь , - ишь - гл., наст.вр. или буд.вр., 2 лицо, ед.ч.
- ете , - ёте , - ите - гл., наст.вр. или буд.вр., 2 лицо, мн.ч.
- ет , - ёт , - ит - гл., наст.вр. или буд.вр., 3 лицо, ед.ч.
- ут , - ют , - ат , - ят - гл., наст.вр. или буд.вр., 3 лицо, мн.ч.
Порядок разбора предложения.
1. По цели высказывания ( повеств., побуд., вопрос. )
2. По интонации ( воскл., невоскл. )
3. Простое или сложное
4. Распространённое, нераспространённое ( для простого предложения )
5. Укажи однородные члены предложения
6. Разбери по членам предложения
7. Надпиши части речи
8. Сделай схему