Организация интернет обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.Организация интернет обучения в начальной школе.

«Организация интернет-обучения на базе сетевых учебно-методических и информационных комплексов»

Введение ……………………………………………………………… 1

Глава 1. Сетевой учебно-методический и информационный комплекс

1.1 Методические аспекты разработки сетевого учебно-методического

и информационного комплекса…………………………………….. 3

  1. Общедидактические принципы разработки сетевых учебно-методических и информационных комплексов…………………. 7

Глава 2. Создание сетевого учебно-методического и информационного комплекса

2.1 Сервисы Web 2.0 создания сетевого учебно-методического и

информационного комплекса …………………………………… 9

2.2 Реализация сетевого учебно-методического и информационного комплекса средствами сервисов Web 2.0 …………………………………… 11

Заключение ………………………………………………………………. 12

Список литературы ………………………………………………………… 13



Введение В современном обществе информация распространяется с помощью электронных средств, неизбежно возникает направление обучения электронными средствами или электронное обучение. Одним из основных направлений фундаментальных исследований, которые разрабатываются в ФГНУ «Институт информатизации образования» РАО, является проект «Философско-методологические, медико-психологические, социально-педагогические основания создания и развития информационно-образовательного пространства», научный руководитель - Роберт И.В. - академик РАО. Наиболее эффективное, по мнению экспертов, электронное обучение или он-лайн среда обучения, меняет динамику обучения в сравнении с процессом обучения в традиционной форме. Особенность нынешнее состояния электронного обучения ("Э-обучения") состоит в том, что прогресс собственно средств информационных технологий происходит гораздо интенсивнее, чем сетевых педагогических технологий. Для эффективного ведения учебного процесса в сети Интернет это несоответствие должно быть, конечно, устранено.
Актуальность предлагаемого учебного пособия определяется установками Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.01 № 630. Основным направ-лением Программы в рамках развития информационных технологий сферы образования является организация системы открытого образования. Отсутствие унифицированного интерфейса инструментальных средств сетевого учебного процесса затрудняет интегрирование российских образовательных учреждений в общемировой дистанционный процесс. В рамках решения этой проблемы создаётся единая информационно-образовательная среда открытого образования (ИОС ОО). Базовым системообразующим элементом ИОС ОО является специализированный Интернет-портал открытого образования, получивший название "Российский портал открытого образования" (openet.ru) и статус общенационального в рамках федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005гг)».
Основной дидактической единицей является сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК). С его помощью учащийся получает возможность учиться без непосредственного контакта с преподавателем, доступ к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Кроме этого, включает в себя возможность дистанционного взаимодействия между участниками учебного процесса (электронную почту, форумы), а также коллективное взаимодействие и сотрудничество.

  1. Методические аспекты разработки сетевого учебно-методического и информационного комплекса

Существует противоречие между традиционными методами преподавания и применением методов электронного обучения. Тем не менее, необходимо исследовать лучшие подходы к формированию знаний учащихся в глобальном обществе. В настоящее время разрабатываются следующие теории электронного обучения: Теория социально-культурного конструктивизма: социально-культурный конструктивизм определяет обучение как диалогическую социально-культурную деятельность [2]. Поэтому обучение должно обеспечить учащимся возможность диалога. Конструктивистская теория обучения хорошо подходит для обучения в традиционных классах. Предполагает формирование контента он-лайн и сохранение традиционных форм обучения, при работе в которых учащиеся приобретают «социально-конструктивистский опыт» [1]. Одним из преимуществ обучения в режиме онлайн является то, что она позволяет разнообразным учащимся общаться, не обязательно находясь в одном здании или даже в одной стране и, используя предварительные знания, формировать новые. Учитель может создать и управлять этим типом среды обучения; Транзакций расстояния: Теория транзакционных расстояний (TD) была развита Майклом Муром Транзакционные расстояния рассматриваются им как основа для понимания дистанционного образования, когда учащиеся и преподаватели разделены во времени и физическом пространстве. Когнитивная теория мультимедийного обучения (CTML):
была разработана профессором Ричардом Э. Майером. Он разработал теорию, основанную на предположении, что люди обрабатывают аудио-и визуальные сигналы по-разному. Онлайн среды обучения могут быть разработаны с учетом этих принципов, с тем, чтобы содействовать более эффективному обучению. Информация должна быть упрощена, целенаправленна и представлена в формате, который легко понять. Рефлексивное обучение не является новой идеей и у обучения в режиме онлайн среде есть потенциал, чтобы создать основу для таких форм обучения, как личные дневники обучения, вики-статьи и создание доски обсуждений. Теория коннективизма: Создана в 2005 году известным теоретиком Джор-джом Сименсом. Он утверждает, что «в настоящее время знания дополняются пониманием, где найти необходимые знания»[4]. Теория гласит, что в связи с тем, что информация стала цифровой, ее поток увеличился настолько, что становится слишком сложным для человека, чтобы идти в ногу со временем. Таким образом, появилась необходимость создания внешней сети надежных источников, например, людей или контентов, содержащих информацию, называемых узлами. Эти узлы организуют современные знания отдельного учащегося и доступны в случае необходимости. По самой своей природе онлайн среды обучения имеют структуру, состоящую из сетей, где собирается информация. В соответствии с современными теориями наиболее эффективен такой процесс обучения, который позволяет обучаемому системно взаимодействовать с педагогом и получать ответ на возникающие вопросы в процессе своей самостоятельной работы над выполнением заданий. В этой ситуации функции компьютера должны быть использованы при реализации педагогики сотрудничества не только на уроке, но и во внеурочное время. Это и будет подлинной индивидуализацией процесса обучения, которая справедливо считается наиболее эффективной в процессе самообразования. В электронной педагогике используются принципы классической педагогики: сознательность, активность, наглядность обучения, система-тичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., а также добавились новые: интерактивность, стартовые условия, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. А.А.Андреев определяет понятие «персональная учебная среда» как систему инструментов и услуг Интернета, которые отбираются сообразно образовательным целям. Доступ к обучению позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их.

Новые методы обучения, основанные на самостоятельных, активных, формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационный и иллюстративно-объяснительный методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.

Вместе с тем, следует учитывать своеобразие и особенности каждой изучаемой науки, поэтому следует говорить о методических требованиях к программным средствам. Кроме этого, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, возможность повторных обра-щений к программе в случае неудачной попытки. Учитывая два полярных представления о процессе обучения, при проектировании сетевых учебно-методических комплексов необходимо а) создавать устойчивую систему управления познавательным процессом. б) обеспечить мониторинг познавательной активности обучаемого; коррекцию образовательной среды (совокупность учебной информации, предоставляемой учащемуся) в зависимости от направленности, величины вектора познавательной активности обучаемого, а также соответствия этого вектора целям обучения. Е-педагогика, являясь новым направлением в педагогике, конечно, имеет немало нерешенных проблем: 1. Становление и развитие теоретической базы. 2. Виды и методики проведения электронных занятий. 3. Дидактические свойства инструментов (программные средства и сервисы Интернет). 4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной образовательной среде. 5. Подготовка учащихся и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении. 6. Валеология электронного обучения и интернет-безопасность. 7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета. 8. Нормативно-правовое обеспечение. 9. Исследование организационных форм учебных занятий и поиска оптимального их сочетания в учебном процессе. 10. Обращение к психолого-физиологическому потенциалу человека, использование резервов человеческого мозга и психики.
Решив эти проблемы, электронная педагогика позволит продвинуть педагогическую практику на новый качественный уровень.
В настоящее время в современной системе образования России возрастает роль информационных и педагогических технологий обучения, раскрывающих творческий потенциал, индивидуальность и личностные особенности. К таким методам относятся тренинги, деловые игры, контролирующие программы, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы, учебное моделирование, групповые семинары (тьюториалы), разбор ситуаций (кейс-стади), психологическое тестирование и т.д.
При разработке СУМИК необходимо учитывать направление теории обучения - педагогика сетевых сообществ. Общение здесь имеет определяющее значение для формирования сообщества, а любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения. Сетевая педагогика порождает сетевое мышление, которое помогает сформировать взгляд на знание, процесс познания как на сеть. Это приводит к пересмотру модели организации образовательной практики и профессионального взаимодействия педагогов на основе сетевых свойств общества. [рассматривается в работе А.В. Петрунько, Л.В. Путинцевой]
Педагогика сетевых сообществ - быстро развивающееся направление теории и практики обучения, в рамках которого учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Адекватным способом позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, развитие сетевого образования и образовательных сетей. Учебные сети постоянно создаются и перестраиваются, с тем, чтобы актуализировать знания, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Исходной точкой является личность. Учёба это процесс, в ходе которого знание трансформируется в смысл и действие.

1.3 Общедидактические принципы разработки сетевых учебно-методических и информационных комплексов Основной дидактической единицей является сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК). СУМИК - это дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в среде интернет [1]. С помощью СУМИК можно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины. Принципиальные организационные особенности, характерные для сетевой формы образовательного процесса: а) позволяют поддерживать постоянную обратную связь; б) навигатор по курсу (study guide) указывает глубину возможного погружения в учебный материал; в) электронное учебное издание с мультмедийным представляет контент и ссылки на информационные источники сети интернет; г) использование ресурсов электронной библиотеки и медиатеки; д) доступность базы тестовых заданий по всем разделам курса. Сетевой учебно-методический комплекс состоит из взаимосвязанных блоков: организационного, информационного, тренингово-практического, коммуникативного и контролирующего, рис.1.

Организационный

1



Организация интернет обучения в начальной школе. Тренингово- Информационный практический 2 3

Организация интернет обучения в начальной школе. Контролирующий Коммуникативный 5 4


Рис.1 Схема сетевого учебно-методического и информационного комплекса Каждый из блоков может быть реализован различными программно-педагогическими и сетевыми средствами, в том числе и средствами разнообразных тематических сервисов Веб 2.0. Использование сервисов Веб 2.0 позволяет работать совместно над одним документом, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями. Такая совместная деятельность открывает возможность использования общедоступных электронных ресурсов, самостоятельного создания сетевого учебного содержания, освоения информационных концепций, наблюдения за деятельностью участников сообщества, что способствует формированию таких важных качеств обучаемых как толерантность, критичность мышления и освоение децентрализованных моделей. Переход к сетевому обучению позволяет повлиять на некоторые аспекты образовательного процесса [2]: · повысить эффективность формирования учебных умений и навыков обучаемых; · повысить производительность труда преподавателя; · снизить роль субъективных факторов при проведении контроля; · создать предпосылки для решения проблемы междисциплинарного взаимодействия отдельных курсов; Главное в том, что социальные сервисы интернет создаются с осознанной опорой на психолого-педагогические основания групповой работы, которые стали одним из ключевых элементов современной педагогической техники. Поэтому, обучение с применением сетевых учебных комплексов может быть использовано во всех формах обучения (очной, заочной, очно-заочной, дистанционной) и на всех уровнях получения образования.

2.1 Сервисы Web 2.0 для создания сетевого учебно-методического и информационного комплекса Технология Веб 2.0 базируется на методике проектирования систем, которые становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Сами пользователи активно развивают и улучшают различные проекты и сервисы: блоги, wiki, социальные сети и прочее. Среда информационных приложений позволяет людям, не обладающими никакими специальными знаниями в области информатики, использовать принципиально новые возможности для своей деятельности, т. е. поиск информации в сети, создание и редактирование собственных цифровых объектов - текстов, объектов мультимедиа, программ. Цифровая память, агенты и сеть расширяют поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать социальные сервисы в качестве платформы для реализации сетевых учебных курсов. Во-первых, социальные сервисы имеют соответствующие аппаратные и программные ресурсы, обслуживанием занимается высокопрофессиональный персонал. Во-вторых, немаловажным преимуществом является их открытость педагогическому сообществу для всестороннего анализа контента дисциплин, конструктивной критики и профессионального редактирования. Поскольку дистанционная поддержка учебных курсов осуществляется на соответствующих сервисах, где зарегистрированы студенты, преподаватели, педагоги и ученые, занимающиеся проблемами образования, то сформированное сообщество отслеживает все новые материалы, высказывая свои комментарии и замечания. Такая всесторонняя, профессиональная критика является независимой и компетентной экспертизой размещённых учебных материалов. Дистанционные курсы и сетевые ресурсы, как правило, закрыты для посещения сторонними пользователями, и качество учебных материалов, предлагаемых для обучения, сложно контролировать из внешней среды. Следующим преимуществом социальных сервисов является то, что каждый из слушателей может предложить свои идеи и предложения по улучшению контента курса. Таким образом, каждый субъект процесса обучения в данной среде помимо профессиональных компетенций приобретает умения и качества человека XXI века, такие как ответственность и адаптивность, критическое и системное мышление, социальная ответственность и направленность на саморазвитие. Пользователи СУМИК становятся легитимными периферийными участниками сообщества по освоению данного курса. Такое постепенное включение в сообщество позволяет овладевать всеми его ресурсами, необходимыми для успешной деятельности. Кроме того, разнообразие современных сервисов открывает простор для творческих заданий, выполнение которых позволяет активизировать познавательный процесс даже у отстающих и незаинтересованных учащихся. Одним из основных преимуществ социальных сервисов перед программно-педагогическими средствами является то, что преподаватель, пожелавший создать сетевой курс или его дистанционную поддержку, не зависит от обслуживающего персонала сайта учебного заведения, от системных администраторов всех уровней и программистов. Каждый желающий и заинтересованный в качественном обучении специалист в любой момент может самостоятельно создать курс для обучения, выполнять его редактирование или удаление. Наряду с перечисленными достоинствами ведения дистанционной поддержки курсов средствами социальных сервисов, имеются и недостатки, которые вытекают из вышеназванных достоинств сервисов. Например, открытость учебного курса чревата плагиатом, а хранение материалов на Вики-сервисах не дает гарантии от её уничтожения или редактирования. Кроме того, сервисы могут прекратить своё существование и все материалы, которые были на них размещены, будут утеряны. Таким образом, учитывая все неоспоримые преимущества социальных сервисов, использование социальных сервисов можно рекомендовать для организации дистанционной поддержки обучения школьников.

2.2 Реализация сетевого учебно-методического и информационного комплекса средствами сервисов Web 2.0 Например, для создания СУМИК «Математика. Решение задач на движение» были использованы ресурсы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Ресурсы для СУМИК «Математика. Решение задач на движение»

Название и ссылка на сервис

Методика использования

Название модуля

Календарь Google




Создание расписания аудиторный занятий по дисциплине, выполнения самостоятельных заданий, прохождения промежуточных тестов

Организа-ционный

youtube.com/watch?v=8BtKVhtPcWQ#t=19

Использование и хранение видео

Информа-ционный

nsportal.ru nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/zadachi-na-dvizhenie-3


Хранение, редактирование, использование презентаций


Викепедия ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F0%F2%E8%EA%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E0#.D0.A3.D1.80.D0.BE.D0.BA_.D1.80.D0.B5.D1.88.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0.BB.D1.8E.D1.87.D0.B5.D0.B2.D1.8B.D1.85_.D0.B7.D0.B0.D0.B4.D0.B0.D1.87

Информационный материал


Группы Goole


Организация обсуждений

Коммуни-кативный

docs.google.com/form


Создание анкет для выявления проблем

Конторолирующий

LearningApps learningapps.org/


Создание собственных интерактивных учебно-методических пособий, можно пользоваться коллекцией, созданной другими пользователями

Тренинго-вый

Сайты Google.com

Создание собственного сайта



Для реализации функций сетевого учебно-методического и информационного комплекса можно использовать любой из представленных сервисов, все они являются бесплатными и содержат большое количество методических и дидактических материалов, которые можно использовать в авторских сетевых комплексах.

Заключение

Использование сервисных возможностей Российского портала открытого образования позволит повысить эффективность проводимого учебного процесса, мотивацию обучения учащихся. Также ознакомит с базовой моделью дистанционного обучения, даст возможность узнать структуру и основные функции Российского портала открытого образования.

Выполняя работу не переставала удивляться «Что за кладезь Интернет. И чего там только нет»! Заинтересовали многие сервисы: LearningApps, Prezi , Документы Google , Мастер-тест, PhotoPeach.

Список литературы

  1. Деде, C. (2008). Сейсмический сдвиг в эпистемологии. EDUCAUSE Review, 43 (3), 80-81.

  2. 2 . Hoic-Божич, Н. (2009). Смешанный подход к обучению проектированию и внедрению курса. IEEE сделок по образованию (0018-9359), 52 (1), 19-30.

  3. Koetting, J.R, и Янушевский, A. (1991). Здание Теория и технология обучения: основы для переосмысления. Материалы ассоциации исследований для образования

  4. Siemens, G. (2004). Connectivism: теория обучения для цифровой эпохи. elearnspace.org/Articles/connectivism.htm.

  5. А.А.Андреев Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика.[ Электронный ресурс ] google.com/url?q=vovr.ru/upload/Educa1111.pdf

  6. О.П.Михеева Особенности использования сервисов Веб 2.0 в сетевой педагогике. [ Электронный ресурс ] docs.google.com/document/pub?id=1u265ghCA55NcIp-E_8f_EKhvxDhL6oaLhNOcsw8ap64

  7. Иванова С В Электронное обучение. Многообразие теории. kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/78-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennom-mire/513-1-30



© 2010-2022