- Преподавателю
- Начальные классы
- Устные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного (2 класс)
Устные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Школяр И.А. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики
во 2 классе
по теме: «Устные приемы сложения и вычитания.
Закрепление изученного».
Разработан учителем
начальных классов
МОУ СОШ № 9
Школяр И.А.
Тема: «Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного».
Класс: 2
Методические цели: - формирование приемов самоконтроля при решении уравнений, числовых выражений; - совершенствование вычислительных навыков учащихся;
Дидактические цели: - учиться осознанно и безошибочно решать уравнения, находить значения числовых выражений; - осуществлять проверку вычислений, выполненных при сложении и вычитании. - развитие логического мышления.
Форма проведения: урок
Оборудование: персональный компьютер, ИД, карточка ученика (на каждого уч-ся), карточка «Разбор полета» (на каждого уч-ся).
Ход урока:
I Организация класса.
II Сообщение целей и задач урока.
Сегодняшний урок, я хочу начать со стихотворения:
Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать.
Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа! - Обратите внимание на второе четверостишие. Как вы думаете, так ли это? Мы поставим знак вопроса и вернемся к нему в конце нашего урока.
- Скажите, ребята, какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (день космонав- тики) - Это праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли. - Кто же первым проложил дорогу в космос? (Ю.А.Гагарин) - После старта Ю.А.Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире.
- Давайте и мы займемся исследованиями и отправимся в конструкторское бюро за ответом на поставленный вопрос. А что это такое «конструкторское бюро»? Кто там работает? (люди, которые делают схемы, чертежи, расчеты; изобретают новые машины- конструируют)
- Вот и мы с вами сегодня будем делать расчеты и конструировать. - А хотите узнать, что мы с вами будем конструировать?
III Устный счет.
- Выполнив задания, мы соберем все детали необходимые для нашего изделия. 1. При помощи арифметических знаков восстановите равенства.
7 * 8 * 6 = 9
8 * 5 * 4 = 7
12 * 6 * 5 = 11
Проверка производится стиранием.
2. Решив «цепочку» примеров вы узнаете, какая деталь будет следующая:
14 + 30 - 4 + 40 - 7 =
73 70 71
- Верно, это треугольник!
Проверка производится убиранием мышки.
3. Выберите из чисел 10, 8, 16 такие числа, при которых будут верно следующее
неравенство.
26 - < 16
(Ответ: 16)
Проверка производится стиранием. 4. Как можно изменить неравенство, чтобы получилось уравнение? Чему будет равен х?
26 - х = 16 х = 10
- Молодцы! У нас получились вот такие детали. А что мы сможем с них собрать?
5. Сделать вычисления. Выставить буквы в соответствии с полученными значениями.
- Благодаря таблице-коду мы узнаем, что будем конструировать.
- Да, вы правы, мы сконструируем ракету (сбор модели из полученных деталей).
IV Закрепление изученного.
1. Постановка проблемного вопроса. - А вы знаете, что «в 1962 году американцы подорвали ракету, стартовавшую к Венере, т.к. с некоторым опозданием ученые-конструкторы обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак - мелочь, но она могла бы обернуться катастрофой».
- Как вы думаете, почему я вам рассказала об этом? - чтобы мы (дети) не делали ошибок при решении - пользовались изученными приемами - проверяли свои вычисления - Молодцы!
2. Найдите значение числовых выражений и выполните проверку. А теперь, учитывая все, что было сказано, узнаем на какую планету полетит наша ракета. Давайте вспомним как проверяем сложение? Как проверяем вычитание?
15 - 8 = 53 + 5 = 72 - 12 = 24 + 6 = П: = П: = П: = П: =
-
60
7
30
58
Учащиеся выполняют это задание в карточках, проверка на доске. Один человек работает у доски.
- Так куда полетит наша ракета? (на Марс)
- Что нам позволило сделать эту работу без ошибок?
- внимание
- знание приемов + и -
- проверка
(запись в карточку ученика: мои выводы 1)
2. Игра-эстафета «Подготовка ракеты к полету».
8 - 8 + 9 = 7 - 7 + 18 = 12 - 10 + 7 =
10 - 7 + 4 = 6 + 7 - 13 = 10 - 3 + 8 =
3 + 6 + 4 = 6 + 3 - 9 = 2 + 7 - 9 =
1 + 8 + 8 = 5 + 9 - 4 = 1 + 8 + 7 =
9 - 3 + 5 = 9 - 7 + 16 = 9 - 2 + 12 =
10 - 8 + 24 = 7 + 10 + 11 = 2 + 9 + 7 =
(В классе должно быть 18 детей на момент урока: на каждом ряду по 6 человек)
Учащиеся подходят по очереди к доске (маркерной) и находят значения выражений. При проверке, если значение найдено правильно, то ракета поднимается на одно деление вверх.
- Сегодня мы с вами принимаем важные и ответственные решения. Необходимо убедиться: действительно готовы ракеты к запуску.
(При проверке, если значение найдено правильно, то ракета поднимается на одно деление вверх.)
3. Проверка правильности вычислений.
- Итак, направление полета выбрано - это Марс, ракеты к пуску готовы, но не проверен двигатель.
- Записаны уравнения. Давайте сначала вспомним алгоритм решения уравнений.
Алгоритм решения уравнений.
-
Определить какое число является частью, какое целым.
Неизвестна часть
Неизвестно целое
-
От целого отнять известную часть
Все части сложить
Сделать проверку: подставить
найденное значение в условие
Сравнить ответ в проверке и ответ в условии.
ДА
Уравнение решено правильно
(Дети называют последовательность решения уравнений. Учитель выстраивает алгоритм на доске)
- Молодцы, приступайте к работе.
х + 8 = 17 20 - у = 8 х - 5 = 9
х = 17 + 8 у = 20 - 8 х = 9 + 5
х = 25 у = 13 х = 14
П: 25 + 8 = 33 П: 20 - 13 = 8 П: 14 - 5 = 9
8 = 8 9 =9
(Дети самостоятельно в карточках ученика решают уравнения, затем сообщают, что к полету готова только красная ракета)
- От вашего ответа зависит жизнь экипажа. Прежде чем принять ответственное решение, необходимо убедиться в правильности ваших выводов: нужны доказательства.
(1 уч-к выходит к доске и на ИД доказывает, что третье уравнение решено правильно)
- Итак, красная ракета отправляется в полет (закрыть шторкой)
- А что будем делать с оставшимися ракетами? (исправить ошибки)
- А как исправить? (-пересчитать; - найти причину и исправить)
- Объясните, что же нам необходимо сделать: просто пересчитать или необходимо найти причину допущенной ошибки?
(если просто пересчитать, то никогда не узнаем причину ошибки и можем когда-нибудь снова допустить эту же ошибку).
- Давайте найдем причину допущенной ошибки?
(в красной ракете - не выделили части и целое, соответственно не правильно нашли часть; в зеленой ракете - не верно сделаны вычисления, и при проверке не пересчитали)
- Какой же вывод сделаем? (записать в карточку ученика вывод 2)
Вывод 2: Чтобы исправить ошибку надо найти причину и исправить ошибку.
- Молодцы! А марсиане уже нам сигнализируют, что наша ракета удачно приземлилась на Марсе.
V Подведение итогов. Рефлексия.
- Заканчивая наш урок, мне бы хотелось вновь вернуться к нашему вопросу, на который мы не смогли уверенно дать ответ.
- Так ли это, что «…без точного счета не сдвинется с места любая работа»?
- Что нужно для точного счета?
- быть внимательным - использовать изученные приемы + и - - использовать алгоритм рассуждений - делать проверку
- А если все-таки допустили ошибку?
- найти причину ошибки - устранить ошибку
(подсчет звездочек)
VI Домашнее задание.
Дома вы должны будете узнать, каким маршрутом летела наша ракета, решив круговые примеры. И исправив ошибки, вы узнаете фамилию известного российского ученого конструктора, чьи открытия и изобретения помогли изучению космоса. Каждому верно выполнившему задания, будет присвоено звание «космический кадет».
Спасибо за урок!