Конспект урока по эрзянскому языку для 2 класса на тему: Идем ракшат

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок эрзянского языка во 2 классе.

Тема: «Идем ракшат» («Дикие животные») Цель: 1. Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Задачи: 1. Знакомство с названиями животных по-эрзянски. 2. Закрепление и активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее. 3.Воспитание у учащихся интереса, любви, сострадания ко всему живому. 4.Формирование умения работать с текстом, находить в тексте нужные предложения. 5.Развивать логическое мышление, память, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, эрзянско-русский словарь.

Ход урока:
I. Мотивационно-организационный момент.
-Шумбратадо, эйкакшт! -Озадо. Ушодтано минь урок. Ды минек весе анок. Ручкась ды тетрадесь тесэ Кортатано эрзянь кельсэ.
II.Актуализация знаний.
1.Речевая разминка. Ответы детей на вопросы учителя: - Кода тонь леметь? - Кодамо классо тон тонавтнят? - Косо тон эрят? - Кода лемезэ авать? - Кода лемезэ тетять? - Тон лездат аванень? Мезе тон теят? - Тонь ули покштят? - Кода сонзэ лемезэ? -Тонь ули сырькает? - Кода сонзэ лемезэ?
III. Повторение изученного материала.
1.Налксема « Ярсан - а ярсан».
Если слово обозначает съедобное, то дети хлопают в ладоши.
Ям, кши, чувто, ловсо, нимиляв, куяр, сывель, чи, лов, умарь, овто, куз, модамарь, кудо, панго.
2. Налксема «Эрси - а эрси».
Если слово обозначает «эрси», то дети хлопают в ладоши.
-Тельня моли лов. -Кизна моли лов. -Тельня ушосо пси. -Кизна эмеж пиресэ касыть капстат. -Сёксня касыть пангот. -Кизна эйкакштнэ теить ловонь атя. -Тунда лопатне пижеть. 3. Налксема «Касыть - а касыть?».
Если слово обозначает «касыть», то дети встают.
Чувто, куяр, килей, мода, эмеж, чурька, пеель, якстерькай, пенч, куз, кенкш. IV. Cоздание проблемной ситуации.
Определите тему сегодняшнего урока. Для этого переведите слова с русского языка на эрзянский. По вторым буквам переведённых слов составьте слова, которые будут являться темой урока. Слайд 2-12
а) маленький - вишкине новый - од дверь - кенкш овощ - эмеж
б ) кушать - ярсамс ветер - варма красный - якстере хлеб - кши окно-вальма дедушка-атя -Какая тема сегодняшнего урока? -Тема сегодняшнего урока: «Идем ракшат». Слайд 13
Слайд 14 Посмотрите на слайд и послушайте стихотворение мордовского поэта Михаила Безбородова «Лес». (Читает наизусть ребёнок) Летом чист и свеж Ты, родной лесок, Дорог, сердцу мил Каждый твой листок. Меж деревьев я Всё брожу вокруг, Для меня ты, лес - Самый близкий друг. Ах ты, лес, мой лес! Всюду тишь да тишь. Только иногда Ты слегка шумишь.


Слайд 14-15 Посмотрите на слайды. Ответьте на вопросы, и вы догадаетесь, как переводится тема урока. -Мезе тесэ артозь? -Мезе касы вирьсэ? (Что растёт в лесу?) -Вирьсэ касыть чувтот. (В лесу растут деревья.) -Вирьсэ касыть ягодат. (В лесу растут ягоды.) -Кие эри вирьсэ? (Кто живёт в лесу?) -Вирьсэ эрить идем ракшат. (В лесу живут дикие животные.)
-Тема нашего урока, «Идем ракшат» - «Дикие животные» - Запишите сегодняшнее число в тетрадь и тему урока. V. Открытие новых знаний. Введение новых слов и грамматических конструкций.
1.Отгадайте загадки про диких животных.
Длинные ушки, быстрые лапки. Серый, но не мышка. Кто это? (Заяц - нумоло) Слайд 16.
Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там... Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это. (Белка - ур ) Слайд 17. Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. А зовут её? (Лиса - ривезь) Слайд 18.
Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех. (Волк - верьгиз) Слайд 19.
Бурый, косолапый По лесу бредёт. Любит "одолжить" он У лесных пчёл мёд. (Медведь - овто) Слайд 20.
Веток хруст в лесу То тут, то там. Ищет жёлуди. (Кабан - идем туво ) Слайд 21.
Сжался он, как только мог, Превратившись в колобок. На игольник стал похож. Угадали? Это. (Ёж - сеель) Слайд 22.
Оленям брат. Рога - лопаты. Сам очень крупный. Нос горбатый. Хоть вид суровый, но не хмурый. Окрас же шерсти - тёмно-бурый. (Лось - сярдо) Слайд 23.
2.Послушайте стихотворение мордовского писателя Николая Ишуткина «Лосёнок». (Читает наизусть ребёнок) Светилась в грозовом сиянье Уже заснувшая река. Среди берёзок на поляне Лосиха нежила телка. Был очень слаб новорождённый, Он мир лесной не понимал, Но этот мир уже влюблено Его в собратья принимал. Цвели цветы, Заря горела, Он делал самый первый шаг… И мне казалось что светлела Природы чуткая душа. 3.Запись новых слов в словари. Слайд 24 4.Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какие из записанных вами в тетради животных изображены здесь? Слайд 25
5.Работа по карточкам. Прочитайте и переведите.

Вирень эрицятне сёксня.
Минек виртнесэ вастневить истят идем ракшат: овто, верьгиз, нумоло, сярдо ды лият. Зярдо пры ловось, овтось мадии телень перть удомо. Нумолось полавтсы щубань тюсонзо. VI.Беседа об охране природы. Животный мир лесов Мордовии многообразен, но из-за хозяйственной деятельности человека многих животных мы можем встретить только в заповеднике. Мордовский заповедник имени П. Г. Смидовича расположен близ города Темников. Некоторые звери занесены в Красную книгу Мордовии: благородный олень, зубр, бобр речной, сурок степной. Слайды 26-29.
Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Любите и берегите природу. Слайд 30. Оймсетяно (физкультминутка) «Менель - мода».
Если слово указывает на то, что в небе - руки поднимаем вверх, а если на земле - приседаем. Менель, мода, нумоло, нармунь, тейтерне, чипай, верьгиз, варма, куяр, пурька, пеель, сеель, чувто, цёрыне.
VII.Первичное закрепление.
1.Работа с учебником. Панжинк книгатнень. Страницась: вете ды кавто. Упражнениясь: кавто, колмо. Чтение и перевод текста на странице 52 , №2. Ответы на вопросы №3 по тексту. 2. Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь. Слайд 31-36. Мезде ярсы урось? Урось ярсы умарде. Мезде ярсы нумолось? Нумолось ярсы пурькадо. Мезде ярсы сеелесь? Сеелесь ярсы пангодо.
VIII. Самостоятельное применение полученных знаний. 1.Групповая работа. Класс разделён на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. 1 карточка. Прочитайте и переведите. На картинке изображён заяц. Те мезе? Косо сон эри? Мезде сон ярсы?
2 карточка. Прочитайте и переведите. На картинке изображена лиса. Те мезе? Косо сон эри? Мезде сон ярсы?
3 карточка. Прочитайте и переведите. На картинке изображён медведь. Те мезе? Косо сон эри? Мезде сон ярсы?
4 карточка. Прочитайте и переведите. На картинке изображён ёж. Те мезе? Косо сон эри? Мезде сон ярсы?

4 карточка. Прочитайте и переведите. На картинке изображёна белка. Те кие? Косо сон эри? Мезде сон ярсы?
2. Слайд 37-38. Работа в тетради.
Соедини слова с переводом и запиши. Взаимопроверка.
3. Слайд 39-44. Работа с тестом. (Раздаточный материал) Подчеркни лишний предмет.

  1. Чурька, сывель, пурька.
  2. Куяр, умарь, капста.
  3. Модамарь, якстерькай, овто
  4. Верьгиз, пеель, ривезь
  5. Сеель, кизэ ,сёксь.
4. Загадки. Какой зверь спрятался в слове пурька? (Ур) Слайд 45-47. Как нож превратить в ёж? (Пеель-сеель) Слайд 48-49. IX.Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.
Кодат идем ракшат содат? Кодамо тонь вечкевикс ракшат? - Дети, дайте оценку своей работе. Вы должны выбрать смайлик. Если у вас всё получалось и вы запомнили новые слова, то берёте жёлтый смайлик. Если у вас были небольшие затруднения, то вы берёте красный. Если было очень трудно ,то берёте синий смайлик. (Самооценка.) Течи монень вечкевиде весе, пек парсте роботыде, путанк тенк вететь. Ней, эйкакшт, стядо. Урокось прядовсь. Весенень сюкпря! Вастомазонок! Слайд 50




7


© 2010-2022