- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие 2 класс. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?»
Внеурочное занятие 2 класс. «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цуруппа А.И. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: внеурочное занятие. Класс: 2 класс. Тема: «Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают?» (Вытеснение воды). Цель: организовать деятельность учащихся для развития у детей способности к исследовательскому типу мышления, для самостоятельного получения знаний, являющихся новыми и личностно значимыми. Планируемый результат: - открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируют и проверяют различные предположения; - обосновывают объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих идей.
Предполагаемые действия учителя.
Предполагаемые действия ученика. 1. Жизненная ситуация, которая направлена на пробуждение интереса детей. - Ребята, сегодня, собираясь на работу, я налила полную чашку чая и положила 4 куска сахара. - Как вы думаете, что могло случиться с водой? Выскажите свои идеи, предположения. - Почему так произошло?
2. Постановка задачи. - Я предлагаю вам 2 предмета (большой и маленький). - Что это? - Сравните их. Чем похожи и чем отличаются? - Я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого нам понадобится (2 камня - большой и маленький, 2 стакана с одинаковым количеством воды, плакат для записи ваших предположений). - Что происходит с водой, когда в неё вы опускаете камни?
- Почему уровень воды поднимается на разную высоту при опускании в неё разных камней? Предположения (гипотезы) детей записываются на плакате.
3. Выдвижение гипотезы. - Давайте попробуем сформулировать гипотезу.
4. Исследовательская работа. - Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы предлагаю вам разойтись по станциям.
Станция 1. Кубики одинакового размера в стакане, но из разных материалов. Кубики погружаем воду с помощью проволочной петли. Группа получает инструкцию по проведению опыта: 1. Возьмите кубики, сравните их. -Что у них одинаковое? - Чем кубики отличаются? 2. Отметьте маркером уровни воды в каждом стакане. 3. Погрузите кубики в воду с помощью проволочной петли. 4. Отметьте маркером уровни воды в каждом стакане. -Что вас удивило?
5. Как вы думаете, почему так получилось? - Повлиял ли вес кубиков на уровень воды в стакане? - Повлиял ли материал, из которого сделаны кубики на уровень воды? - Что в таком случае является наиболее важным - масса или материал?
Станция 2. Шарики одинаковые по форме, по весу, разные по размеру. Группа получает инструкцию по проведению опыта: 1. Возьмите шарики, сравните их. - Что у них одинаковое? 2. Проверьте, действительно ли масса шариков одинаковая. Измерьте массу шариков с помощью весов. - Чем шарики отличаются? 3.Отметьте маркером первоначальные уровни воды в стаканах. 4. Погрузите шарики. 5.Отметьте уровни воды в каждом стакане. - Что вас удивило?
- В каком стакане уровень воды выше? - Как вы думаете, почему?
- Почему получается, что вода при опускании в неё стального шарика не поднимается так высоко, как когда в неё погружают стеклянный или пластилиновый шарики? - Что повлияло на уровень воды в стакане?
Станция 3. Камни разного размера, но одинаково тяжёлые. Отмечаем, на какой высоте находятся уровень воды. Группа получает инструкцию по проведению опыта: 1.Возьмите камни, сравните их. - Чем они похожи? - Чем отличаются камни? 2.Отметьте первоначальный уровень воды в стакане. 3. Погрузите камни. 4. Отметьте уровни воды в каждом стакане. - Вас что - нибудь удивило? 5. В каком стакане уровень воды поднялся выше? - Почему получается, что вода при погружении в неё маленького камешка поднимается не так высоко, как при погружении в воду камня большого размера?
Станция 4. Куски пластилина одинаковые по массе и имеющие одинаковую форму. Группа получает инструкцию по проведению опыта: 1.Измерьте массу кусков пластилина с помощью весов. 2.Придайте этим кусочкам разную форму: шарик, колбаска, брусок. 3.Возьмите куски пластилина, сравните их. -Чем они похожи? -Чем отличаются? 4.Отметьте маркером первоначальный уровень воды в стакане. 5.Погрузите куски пластилина. 6.Отметьте уровни воды в каждом стакане. - Что вас удивило?
5. Подведение итога. - Какое предположение оказалось верным? Вывод: уровень воды зависит от того, сколько места занимает предмет в воде, а не от веса предмета. Чем больше размер (объём) предмета, тем выше поднимается уровень воды!
- Вода стала выливаться из кружки. - Из стакана вылилась вода. - Потому, что в стакан положили сахар, а сахар имеет вес. - Потому, что в стакан опустили ложку, а ложка тоже имеет вес.
- Камни. - Оба камни. Одного цвета. - Один большой, другой маленький.
- Вода поднимается. - Уровень воды становится выше. - Вода вытесняется.
- Вода поднимается потому, что камень тяжёлый. - Вода поднимается потому, что камень большой. - Зависит от материала. - Зависит от формы камня.
- Предположим, что поднятие воды зависит от веса предмета, размера, материала и формы предмета.
- Форма, размер. - Материал, масса.
- Кубики одинакового размера и формы, но разного веса, а уровень воды стал одинаковым.
- Нет. - Нет. - Вывод записываем в лист наблюдений: масса предмета и его материал не влияют на увеличение уровня воды.
- Форма, масса.
- Размером или объёмом, материалом.
- Что, когда мы погружали самый тяжёлый шарик в стакан, уровень воды совсем не изменился.
- В стакане с пластилиновым шариком. - Пластилиновый шарик больше по размеру (объёму).
- Уровень воды зависит от того, сколько места занимает в воде предмет, а не от того, сколько этот предмет весит.
- Размер шарика или объём. - Вывод записываем в лист наблюдений: чем больше по размеру (объёму) предмет, тем выше уровень воды. Вес предмета не влияет на уровень воды.
- Материал, примерно одинаково тяжёлые. - Размером или объёмом.
- В том, в котором камень больше по размеру. - Уровень воды зависит от того, сколько места занимает в воде предмет. - Вывод записываем в лист наблюдений: чем больше по размеру (объёму) предмет, тем выше уровень воды.
- Масса одинаковая.
- Материал, вес. - Форма.
- Вода поднялась до одного уровня. -Уровень воды зависит от того, сколько места занимает в воде предмет, а не от того, сколько этот предмет весит. - Вывод записываем в лист наблюдений: форма предмета не влияет на уровень воды в стакане.