Интеграция семи модулей на начальном этапе обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция семи модулей на начальном этапе обучения



Учителю, прежде чем ставить и решать вопросы о том, как учить необходимо понять - что же он должен изучать на уроках и, главное - зачем. Часто мы учителя начальных классов сталкиваемся с проблемой: как организовать диалог на уроке? Для этого нужно разобраться в том, что такое диалог и зачем он вообще необходим. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследованиях подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей когнитивному развитию. Л. Выгодский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия: иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путём их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой. Серию последовательных уроков на практике я проводила на уроках самопознания. Урок самопознания - это откровенный диалог учащихся с учителем, когда через социально- ролевые игры и тренинги исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу. Каждый ребёнок учится понимать вопросы учителя о том, что заинтересовало, что оказалось непонятным- это мостики к раскрытию авторского замысла. Диалог в обучении- это своебразная форма общения, осуществляющееся в форме речи. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между его участниками. Специфика учебного диалога определяется целями урока, но может меняться в зависимости от обстоятельств. Учебный диалог на уроке представлен в основном двумя его видами: "учитель-ученик" и "ученик-ученик". В обучении младших школьников диалог является одной из главных форм обучения, он является неотъемлемым компонентом, внутренним содержанием технологии личностно- ориентировочного образования. В начальной школе не все ученики способны осмыслить текст из-за отсутствия навыков беглого чтения, поэтому учитель вместе с учениками строит весь ход будущего диалога, в коллективной деятельности. Прислушиваясь друг к другу ученики учатся слышать мнение собеседников. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: - позволяет ученикам выражать своё понимание темы; - помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи; - содействует аргументированию учениками своих идей; - помогает учителям понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего общения. На своих уроках использовала парную и групповую формы работ, дети учились работать вместе, обсуждать, прогнозировать, рисовать, доказывать свою точку зрения, размышлять. Деление на группы проводила по желанию детей. Разработали правила работы в группе, ученики следовали им, не нарушая их, потому что были разработаны в совместном обсуждении, моя роль имела только направляющий характер. Дети были активны в течении урока, сами того, не подозревая они лучше узнавали друг друга. Утверждение о том, что процесс обучения должен быть «разумным», основано на убеждении в том, что культура и ценности личного опыта учеников выступают значимым контекстом, существенным образом определяющим успешность процесса обучения. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Учителю, желающему преодолеть проблемы в обучении, важно понять те ценностные ориентиры, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности с детьми; владеть способами организации учебного диалога на уроке. Важно не наполнить головы детей знаниями, важно создать такие условия на уроке, в которых ребёнок захочет стать собеседником, исследователем. Каждое открытие становится для детей чудом открытия мира, человеческих ценностей. Задавая вопросы учащимся, терпеливо ждала ответы на них, хотя временные рамки не позволяли этого. На мои вопросы были и неправильные ответы, но я ни разу не позволила себе сказать об этом ребёнку. В этом случае я обращалась к классу с вопросом: кто думает по другому, или к этому же ученику - перефразируй, подкорректируй, поищи в тексте, хорошенько подумай. Прошу быть внимательнее, не спешить, обращаю внимание на важные моменты. Таким образом, поддерживая детей, направляя их. Большим мастером метода беседы был выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который применял особый приём: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучать. Самое главное в диалоге - атмосфера, где учитель и ученик равные партнёры. В совместном обсуждении отразили то, что дети знали о природе родного края, о стране в которой живут. Диалоговое обучение - форма, которую можно применять на разных этапах урока: при постановке проблемного вопроса, определение темы урока, опросе домашнего задания, закреплении темы, в ходе объяснения нового материала. Использовала разные виды бесед: исследовательская (составление рассказа по опорным словам, «подписывание» иллюстраций словами), дебаты (подбор устойчивых выражений к теме урока). При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. Использовала дискуссию: плюсы и минусы групповой работы. Дети выделили положительные стороны: работаем дружно, можно помогать друг другу, спрашиваем друг у друга, уважаем друг друга, нам весело, вместе читаем, узнаём новое, думаем вместе, учимся. Отрицательные стороны: шумно, мальчики всё время спорят; не хочу помогать другим, если могу сделать сам. Основное назначение диалогической формы обучения состоит в том, что она позволяет ученикам выражать свои знания, соотносить различные точки зрения, взгляды, достигать взаимопонимания по предложенной проблеме. Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии их вовлечения, в обсуждения, диалог и аргументацию. Для нас учителей диалог является хорошим инструментом для прослеживания знаний учащихся. Кроме того, диалог влияет и на формирование логического, творческого компонентов в мышлении детей, развитие речевых и коммуникативных навыков у младших школьников. Хочется остановиться на развитии коммуникативных навыков школьников: это составляющая характера человека является значимой для дальнейшего развития ребенка. Коммуникабельные дети более успешны и в образовании и в жизни. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, принимать чужую точку зрения. Диалог способствует развитию словарного запаса младших школьников, а чем больше словарный запас, тем выше степень понимания и восприятия изучаемого материала. Сказанное подтверждается практикой. Более успешны дети в обучении в первом классе те, которые на момент прихода в школу уже имели развитую речь. Могли составить предложения на заданную тему или по картинке, объяснить свои действия, анализировать действия одноклассников. И наоборот, дети, у которых слабо развита речь, имеются какие- либо логопедические дефекты, занимают более пассивную роль в классе. Большинство из таких детей затрудняются отвечать на поставленные вопросы, более нерешительны и менее активны при работе в группах. Учебный диалог не должен быть просто беседой, он должен способствовать получению знаний и мотивировать на их дальнейший поиск. Задача учителя научить детей вести диалог для обучения. Начальная школа является благоприятной средой для использования диалогического обучения, развитие диалогического мышления. Учитель начальных классов не ограничен рамками урока, обучение проходит и на переменах и после занятий. При помощи диалога я стараюсь вызвать интерес детей к познанию нового, быть более внимательным и культурно-эмоциональным по отношению к окружающему миру. При встрече детей всегда интересуюсь их настроением, узнаю как провели выходные, обращаю внимание на погоду, на красоту за окном и т.д. Результаты не заставляют себя ждать. Дети быстро привыкают к такому общению и вскоре ученики сами начинают наблюдать, делиться увиденным. Обучение через диалог способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, не пропадающий при переходе из класса в класс, желание, а главное умение учиться. Наблюдая за детьми, я заметила, что им очень важно видеть, что учитель слушает и слышит его. В зависимости от ситуации я использую приемы пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые движения, зрительный контакт, кивки головой, слова: «Хорошо», «Продолжай», «Молодец», «Умница». Приёмы активного слушания я использую при проведении диалога во время актуализации знаний, изучении нового материала, закрепление пройденного. Приёмы активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного) и резюмирование (обобщение сказанного). Данные приёмы необходимы не только для того, чтобы ребёнок убедился, что его услышали и поняли, но и потому, что позволяет другим детям повторить, еще раз услышать материал, отметить главное. Такие приёмы я называю «живым» слушанием, они являются необходимым условием работы с детскими ответами на уроке. Трудности с которыми столкнулась: отсутствие навыка групповой работы, неумение выражать свои мысли, нехватка самостоятельности в мышлении даже детям с академическими способностями. Каждая форма общения оказывает влияние на развитие личности ребёнка. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение с детьми тогда эффективно, когда оно осуществляется с позиции доброжелательности, любви к детям, когда формы, средства общения педагогов учитывают природу ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности. Плоды такого общения прекрасны! Не будем лишать себя этой радости. Мои успехи при проведении серии последовательных уроков: - не стало «изолированных» детей; - увеличилось количество популярных детей в классе; Теперь среди популярных детей можно отметить и тех, которые отличались только своим поведением, а сейчас дети смотрели на них другими глазами. К моему удивлению они подавали идеи, рисовали, находили в учебнике нужную информацию понимая, что работа каждого- это успех всех. Успехи детей с низкой мотивацией не остались незамеченными в классе. Наблюдая за детьми, просматривая видеофильмы своих уроков поставила перед собой следующие задачи:

  • помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог;
  • создать стратегии для правильной организации диалога;
  • создать условия для открытий;
  • предоставить каждому ученику возможность демонстрировать свои знания;
  • поддерживать концепцию «я»: самоуважение, самоконтроль;
  • постоянное самообразование.
Я считаю, что модуль "Новые подходы в преподавании и обучении" присутствовал на каждом уроке. Если я сейчас помогу ученикам развивать потребность в диалоговом обучении, и научу применять его, то это важное качество с ними останется надолго, ведь в настоящее время так остро стоит дефицит общения. Сейчас я уверена, что поменяю свои традиционные взгляды на обучение, буду работать над собой, чтобы моё обучение малышей стало качественнее и современнее.





© 2010-2022