Программа внеурочной деятельности во 2 классе Гимнастика для ума

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

внеурочной деятельности в начальной школе по математике

«Гимнастика для ума»



Программа внеурочной деятельности во 2 классе Гимнастика для ума.



Программа внеурочной деятельности во 2 классе

"Гимнастика для ума".


Пояснительная записка

Занятия по программе «Гимнастика для ума» во втором классе направлены на развитие речи и мышления учащихся.

Данная программа включает в себя следующие направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции синтеза, анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение щбъема, переключение, самоконтроль).

  • Развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти).

  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

  • Формирование учебной мотивации.

  • Развитие личностной сферы.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования; 1. Актуальность кружка Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Программа по логической математике для развивающего занятия "Гимнастика для ума» составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Название программы: Программа «Гимнастика для ума» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. 2. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: - учащиеся 2 класса 3. Цели программы:

  • формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
4. Задачи программы:
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
5. Принципы программы:
  • Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 68 занятий.
  • Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. 6. Предполагаемые результаты: Занятия в кружке должны помочь учащимся:
  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
7. Основные виды деятельности учащихся:
  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы
Форма организации внеурочных занятий Форма организации внеурочных занятий кружка «Гимнастика для ума» - игровая. Однако «ассортимент» игр, фигурирующих в программе, принципиально отличается от обычных наборов дидактических игр. В качестве дидактического материала используется детский игровой фольклор. Это игры в «слова», шарады, анаграммы, акростихи, палиндромы и т.д. Наряду с лингвистическими играми большое место уделяется играм типа зрительных тестов Г. Айзенка, матриц Дж. Равена, развивающим визуальное мышление, играм конструктивного характера (танграммы, оригами) Методы и приемы:
  1. Игры - коммуникации.
  2. Игры - релаксации. Музыка.
  3. Сказки.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.


Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)

Метапредметными результатами изучения курса «Гимнастика для ума» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • находить закономерность;

  • классифицировать предметы, слова;

  • определять истинность высказываний;

  • делать выводы, простейшие умозаключения.

  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

  • делать выводы, простейшие умозаключения;

решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки

Содержание 2 года обучения.

  1. Тренировка психических процессов:

  • развитие концентрации внимания;

  • тренировка внимания;

  • тренировка слуховой памяти;

  • тренировка зрительной памяти;

  • совершенствование воображения;

  • развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
  1. Задания геометрического характера.
  • уникурсальные кривые;
  • составление и моделирование предметов;
  • построение фигур из спичек;
  • построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
  1. Нестандартные задания алгебраического характера.
  • арифметический шифр;
  • математический фокус ;
  • арифметические лабиринты с воротами;
  • математические ребусы;
  • магические квадраты 3*3;
  1. Нестандартные задания логического характера
  • анаграмма;
  • комбинаторные задачи;
  • задачи с альтернативным условием.


Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образ­ной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания. Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них отве­ты. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко изла­гать свои мысли, правильно строить предложения. Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение при­знаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, опи­сание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, жи­вотных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однород­ных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур. Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур.

Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счетными палочками. Нахожде­ние общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры со счетными палочками. Решение ана­грамм, ребусов, кроссвордов

Календарно-тематическое планирование

Наименование тем курса

Виды деятельности

1.

Вводное занятие «Математика - царица наук»

1

разгадка «математических фокусов»

2.

Интересные приемы устного счёта.

1

3.

Учимся отгадывать ребусы.

2

Групповая работа

4.

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

5.

Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

1

групповая работа,

решение нестандартных задач

6.

Игра «Удивительный квадрат».

1

работа в группе, решение упражнений с квадратами

7.

Преобразование фигур на плоскости.

1

конструирование фигур на плоскости из различного материала

8.

Задачи-смекалки.

2

решение нестандартных задач

9.

Симметрия фигур.

1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

10.

Соединение и пересечение фигур.

1

вычерчивание геометрических фигур

11.

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

решение нестандартных заданий на меры длины

12

Обратные задачи.

1

Работа в группах

13.

Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

14

.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

решение задач на упорядочивание множеств

15.

Математические игры.

1

Работа в группах

16.

Математические игры.

1

Работа в парах

17.

Школьный тур олимпиады

1

решение заданий повышенной трудности

18.

Решение логических задач.

1

Решение нестандартных математических заданий

19.

Открытие нуля.

1

исследовательская работа «Почему так?»

20.

Зашифруем предложение

1

Работа в парах

21

.Компьютерные математические игры.

1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

22.

.Конкурс знатоков (отборочный тур)

1

решение нестандартных заданий

23.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление суперпримеров

24.

Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

решение нестандартных заданий

25.

Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

26.

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

повторение единиц измерения

27.

Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

1

решение задач повышенной сложности

28.

Математический КВН

2

Работа в группах

29.

Работа со спичками

1

Индивидуальная работа

30.

Математические кроссворды

1

Работа в группах

31.

Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

ИТОГО: 34



Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • компьютерные средства

  • технические средства (ТСО): магнитофон

  • листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.



Литература:



  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004

  10. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

  12. Волина В. П. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М.: Знание, 1993

  13. Гельфман Е. М. Арифметические игры и упражнения.-М.:Просвещение, 1968

  14. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач.//Начальная школа, 2011.-№6.-С.30

  15. Тихомирова Л. Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения.-м.ТЦ «Сфера», 2001


© 2010-2022