- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Автопортрет»
Урок «Автопортрет»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Альбина В.Ш. |
Дата | 24.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: « Автопортрет». 4 класс
Рассчитано на 2 занятия.
Учитель: Шешунова Альбина Викторовна
Тип занятия: пополнение знаний полученных на уроках изобразительного искусства, театра и технологии.
Вид занятия: творческое занятие
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика.
Цели урока:
Обучающая цель:
Познакомить с жанром «портрет» и его разновидностью - автопортретом.
Научить решать творческие задачи на уровне импровизаций и самостоятельно создавать образ, используя различные материалы.
Знакомство с техникой выполнения мозаичного полотна, автопортрета из пластилина, автопортрета с использованием аппликации и акварели.
Развивающая цель: Развить воображение, глазомер, мелкую моторику рук,
эмоциональное, эстетическое, образное восприятия и творческие способности.
Знакомство с автопортретами знаменитых художников.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательная цель: воспитывать аккуратность и терпение, развитие эстетических и творческих потребностей, уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
Задачи урока:
Урок включает воспитательные, образовательные (решаются на усвоении профессиональных понятий с учетом возрастных особенностей детей) и творческие задачи, которые дают возможность:
1.Расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости.
2.Использовать различные приемы работы с материалами, самостоятельно создавать композицию, уметь анализировать произведения искусства.
3.Создать атмосферу, способствующую глубокому художественному и эмоциональному восприятию показанных картин.
Оборудование:
Для учеников:
Лист бумаги или картон, газетная и цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, пластилин, акварель, кисточки, вода, статьи о художниках.
Для учителя:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Автопортреты известных художников. Таблица пропорций лица человека.
Требования к уроку:
Дидактические - научить создавать творческие работы на основе собственного замысла, выбирать и применить выразительные средства для реализации замысла.
Воспитательные - умение участвовать в диалоге, аргументированно доказывать свою позицию.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Объяснительно-иллюстративные
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Учитель: «На протяжении всего учебного года на уроках технологии мы с вами, так или иначе, касались одной и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных праздниках, костюмах, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о - человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.
Он:
Либо творец произведения искусства,
Либо его главный герой,
Либо созерцатель умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть».
Учитель: Какой смысл заложен в отрывок из стихотворения Микеланджело?
(учитель читает сам и дает возможность прочитать и подумать ученикам)
(1 слайд)
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Ответы учеников.
3.Тема урока.
Учитель:
1.Какие жанры мы узнали на уроках изобразительного искусства?»
Ответы учеников: портрет, пейзаж, натюрморт, декоративная живопись.
Что такое портрет?
(2 слайд)
Портре́т- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
2.Что такое автопортрет? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Валерия Симакова
(3слайд)
Осколок зеркала
Его в своем кармане
Нащупал я. Проказница дочурка
Со сна как видно, утром разыгравшись
В карман костюма. Я того не видел.
Ну, погоди, вот будет на орехи
Тебе, малыш, мой озорной ребенок.
И я осколок на листок журнальный
Небрежно бросил. Вдруг лицо мужчины
Увидел в зеркальце и… что-то вдруг увидел:
Высокий лоб - уже морщиной прогнут.
Он часто напрягается. Работа!
Под черными красивыми бровями
Два карих глаза, любящих улыбку,
Готовых на ответную.
Ответы учеников.
(4 слайд)
АВТОПОРТРЕ́Т - портрет художника, выполненный им самим.
(5слайд)
Тема нашего урока «Автопортрет»
4.Актуализация знаний
Сообщения учеников.
«Автопортреты известных художников».
« Распространенный жанр изобразительного искусства. Многие художники рисовали, писали, лепили себя, часто используя зеркало, стараясь в собственном облике угадать настроения своего искусства. Если верно выражение: "Глаза - зеркало души", то можно сказать, что автопортрет - это зеркало души художника. Известна также закономерность, что, портретируя других, художник подсознательно переносит свои индивидуальные черты на облик модели. Поэтому, в переносном смысле слова, автопортретом является все его творчество. Наверное, не случайно так любили жанр автопортрета великие художники - Джорджоне, Рембрандт. Но многие, столь же великие, его избегали. В нашем Муромском музее есть автопортрет знаменитого нашего художника Ивана Куликова»
(6 слайд) автопортреты знаменитых художников (И.Куликов, К.Брюлов, К.С.Малаевич, А.С.Пушкин)
5.Первичное усвоение новых знаний.
(7 слайд)
ХУДОЖНИК-----------ПОРТРЕТ------------МАТЕРИАЛ
Учитель: Одним из видов искусства подтверждающим эту цепочку, является автопортрет.
-Напомните мне, что такое автопортрет?
Ученики: Автопортрет изображение художником самого себя.
Учитель: Итак:
Художник рисует.
И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.
При этом он главный герой картины.
-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?
Ответы учеников.
-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, что мы чувствуем?
Ответы учеников
-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство?
-То есть мы можем быть художниками?
6.Применение знаний и умений в новой ситуации..
Учитель: Если мы с вами можем применить к себе два принципа этой формулы, мы можем создать свой автопортрет?
Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в различных техниках: мозаичной технике, пластилинографии, при помощи акварели.
Ваша задача выбрать какая техника вам больше нравиться.
(8 слайд)
*Моза́ика - декоративно-прикладное искусство, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветной бумаги, керамических плиток и других материалов.
(9 слайд)
*Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин.
(10 слайд)
*Акваре́ль- живописная техника, использующая специальные акварельные краски.
7. Практическая часть.
Учитель:
-Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика, акварели или пластилинография вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.
Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики и пластилина на лице.
Ваши кусочки бумаги могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это автопортрет.
Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе - беспорядок в голове, от беспорядка в голове - беспорядок в руках, а от беспорядка в руках - беспорядок в работе.
(11 слайд)
Основные этапы работы:
-Подготовить рабочее место
-Сделать наброски автопортрета
-Вырезать, вылепить или нарисовать детали
-Рационально разместить детали на картоне
-Оформить работу
7.Самостоятельная работа учеников.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
(12 слайд) детские работы
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?
-С какой техникой Вы сегодня работали?
9.Экспресс-выставка
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.
(13 слайд)
Всем спасибо!
Используемая литература:
1.Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.
2. Энциклопедический словарь юного художника М., 1983
3. Гармония цвета. М., САТ, Минск ХАРВЕСТ 2006
4. Ю.М. Кирцер. Рисунок и живопись. М., 2000