- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности»
Статья «Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матюхина А.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
-
Описание проблемы
-
Цель, задачи проекта
- изучить и проанализировать литературу информационно-прикладного характера, специальную, культурологическую и педагогическую литературу по теме проекта;
- рассмотреть особенности воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и частности в детском хореографическом коллективе;
-
проанализировать работу с детским хореографическим коллективом с точки зрения эффективности решения задачи воспитания толерантной личности;
- показать на примере изучения танцев народов бывшего СССР целесообразность комплексного подхода, предполагающего не только освоение танцевальной техники, но и просвещение в области этнографии, народно-художественного творчества, а также воспитание терпимости в межнациональных отношениях;
- предложить методику занятий народно-сценическим танцем в хореографическом ансамбле, реализующую задачу воспитания толерантной личности;
- показать эффективность предлагаемой методики в педагогическом эксперименте.
Обеспечение проекта: информационное.
-
Содержание проекта
- Основы русского танца и малых народов России.
- Основы белорусского танца.
- Основы украинского танца.
- Основы татарского танца.
- Основы таджикского танца.
- Основы молдавского танца.
- Основы армянского танца.
- Уровень мастерства и способности детей.
- Важность знакомства с народными традициями при изучении национальных танцев.
- Наличие сценических костюмов.
- Количество времени, необходимое для выполнения проекта.
- анализ методической, специальной и педагогической литературы по избранной теме;
- теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- анализ продуктов деятельности детей;
- индивидуальные и групповые исследовательские беседы.
- Беседы.
- Открытые занятия.
- Семинары.
- Мастер-классы.
- Конкурсы.
- Концерты.
- Презентация проекта.
- Изучение истории возникновения народного танца.
- Изучение характерных особенностей исполнения национальных танцев.
- Освоение техники исполнения движений танцев.
- Создание сценического костюма.
- Совершенствование исполнительского мастерства.
- Презентация проекта.
Культурные истоки и сущность народного танца Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и по сути являются отражением истории того или иного народа, условий его жизни. Передаваясь из поколения в поколение, танцы видоизменялись; развиваясь, они приобретали свои регламентированные формы. Каждая новая эпоха вносила свой вклад в танцевальный фольклор. В культуре каждого народа обязательно сохраняется и передается из поколения в поколение эстетический идеал народа, воспеваемый в танце и концентрирующий в себе характер народа. Искусство танца способствует развитию в человеке чувства прекрасного, совершенного, чувства гармонии человека с природой, вырабатывает эстетический вкус. Танец запечатлевает в себе обряды, традиции народа, фокусирует национальный колорит, способствует сохранению исторической памяти народа. Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием, познаем формы пластического самовыражения народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография как одна из наименее исследованных областей фольклористики в наши дни требует к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев. С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время. «Народный танец» как предмет обучения возник в конце XIX в. в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Ф. Кшесинский, В.Гельцер, А. Ширяев и др. Мысль о создании специальной системы (подобной системе классического танца) для подготовки исполнителей народного танца давно занимала умы хореографов. В 90-х годах XIX в. А. Ширяев по собственной инициативе сделал первую попытку создания характерного тренажа. Эти уроки позднее ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. Вначале на «характерный танец» смотрели как на предмет второстепенный, но с течением времени отношение к нему изменилось, появились сторонники нововведения. Постепенно он сформировался в учебную дисциплину, его стали включать в учебные программы других хореографических училищ. Начиная с 20-х годов XX в. в нашей стране создается большое количество любительских танцевальных кружков, ансамблей, студий и даже балетных театров. Проводятся смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады художественного творчества. Возникает огромная потребность в кадрах руководителей. В решении этой проблемы значительную роль сыграли мастера старой школы, которые в новых условиях не замкнулись в себе, а активно способствовали развитию творческих способностей детей и молодежи. Значительным событием стало появление книги А. Лопухова, А.Ширяева, А. Бочарова «Основы характерного танца», которая была издана в 1939 г. Именно этот труд, возникший в результате накопленного опыта подготовки исполнительских кадров, можно считать первым учебником по преподаванию народно-сценического танца. После Великой Отечественной войны создается большая сеть средних специальных учебных заведений, в которых стали готовить руководителей самодеятельных творческих коллективов (в том числе хореографических). Достаточно большое место в учебном процессе отводится «народному танцу». За основу предмета берется система преподавания «характерного танца». Выпускники хореографических отделений училищ культуры возглавили сотни любительских коллективов страны, сохраняя и развивая традиции народной хореографии. В 60-х годах открываются хореографические отделения в институтах культуры, которые стали готовить кадры балетмейстеров и педагогов. И здесь народно-сценическому танцу отводится значительное место среди других профессиональных дисциплин. Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца, в подготовку педагогов внесла профессор Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне РАТИ) Т.С. Ткаченко. В 1954 году вышла ее книга «Народный танец» (в 1967 году книга была издана во второй раз). В разделе «Станок» Т.С. Ткаченко значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия, что значительно укрепило позиции предмета. Возникшая на основе классического танца с французской терминологией система упражнений народного танца окончательно выделилась в самостоятельную дисциплину. К этому времени предмет «народно-сценический танец» получил широкое распространение и вошел в образовательные программы различных учебных заведений. Сотни педагогов утверждают и развивают сегодня на практике систему подготовки кадров исполнителей и преподавателей народного танца. Появились новые книги. Так, в 1966 году опубликовано учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу, подготовленное А.Н. Блатовой, ст. преподавателем Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Выпущенное небольшим тиражом, оно длительное время пользовалось успехом у педагогов народного танца, перепечатывалось, переписывалось от руки. В 1972 году выпущена книга замечательной танцовщицы и педагога Н. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в которой автор делится опытом преподавания предмета «характерный танец». В 1976 году опубликована 1-я часть учебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец», которую подготовили преподаватели Московского хореографического училища К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Ф. Фарманянц. В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А.А. Борзова «Танцы народов СССР» - учебное пособие по курсу «Народный танец» для студентов балетмейстерских факультетов театральных вузов (1-я часть посвящена методике разучивания русских народных танцев, 2-я часть - методике разучивания украинских и молдавских народных танцев). Кроме вышеперечисленных книг по методике преподавания народно-сценического танца, выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев (как традиционных, так и авторских постановок). Это книги таких авторов, как Г. Богданов, Г. Власенко, Н. Заикин, Р. Каримова, А. Климов, О. Князева, М. Мурашко, Н. Надеждина, Г. Настюков, Ю. Ошурко, Г. Тагиров, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова, Ю. Чурко и многих других. Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями. Кафедрами столичных и региональных вузов выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. К примеру, только одна кафедра народного танца хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств за 35 лет своей деятельности подготовила более 800 специалистов. Процесс дальнейшего совершенствования системы преподавания народно-сценического танца продолжается и сегодня. В течение века накоплен богатый опыт в теории и практике предмета. Тем не менее, ощущается недостаток в обобщении материала, в его систематизации. Воспитание исполнителя народного танца - процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Народный танец, один из древнейших видов народного искусства складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. О разнообразии народных танцев, их различии по характеру и манере исполнения, а также об условиях, влияющих на формирование тех или иных черт в народных танцах, образно писал Н.В. Гоголь: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность». Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и белорусский танец. Танец - не только сочетание определенных движений. Это - своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. Недостаточно просто выучить по записи движения. Тот, кто с увлечением занимается искусством хореографии, прежде чем выступить на сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать особенности хореографии народа, чей танец он исполняет, познакомиться с его музыкальной культурой, историей костюма. В каждом традиционном народном танце есть свои характерные движения. Среди них есть такие, которые встречаются во многих танцах (например, «круг», «диагональ», «змейка»), и такие, как «плетения», «улитки», «зигзаги», характерные только для определенных танцев. Только при условии, что постановщик знает все особенности движения и манеру исполнения, он может на основе традиционного танца создать сценическое произведение. Но, как бы ни было удачно это решение, судьба танца, его успех зависят от того, насколько верно исполнители смогут воплотить на сцене замысел постановщика. Поэтому так важно, чтобы в их лице балетмейстер имел единомышленников. Заинтересовать всех, увлечь - непосредственная задача балетмейстера. И чем глубже будут знания исполнителя, тем легче раскрыть характер танца, тем выразительнее будет его лексика. Нет похожих друг на друга танцев. Они отличаются не только движениями. Так, например, «переменный шаг» есть в очень многих танцах разных народностей. Но, несмотря на то, что схема движений одна и та же (шаг правой ногой, затем левой, опять правой и пауза, а при повторении левой - правой - левой), каждый раз он кажется другим. «Секрет» в том, что движения имеют разную окраску, свой особый ритмический пульс, неповторимую манеру исполнения. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда называются по той же песне, под которую исполняются (например «А я по лугу», «Камаринская», «Сени»), иногда - по количеству танцоров («Шестера», «Семера», «Восьмера», «Парная», «Напарочка»), иногда - по названию персонажа, который изображается в пляске («Бычок», «Медведь», «Чиж», «Дергач», «Рыбка», «.Лебедушка»). Очень разнообразна танцевальная культура народов Поволжья и Приуралья [6]. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. При анализе танцевального фольклора народов Поволжья следует помнить, что их издревле связывало культурное родство. На начальном этапе формирования этих народностей существенную роль играла общность происхождения, географические связи. В эпоху Булгарского царства, татаро-монгольского нашествия и в период Казанского ханства значительно усилилось взаимодействие различных этнических групп на этой территории. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. Мордовский Келу моляк похож на русский Семик; Коляда схожа с русской Колядой; в мордовской свадьбе встречается немало одинаковых обрядов с русской, например, обычай встречи молодых в вывороченной шубе с караваем, осыпание их хмелем. Очень похожи музыкальные наигрыши. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. Русский фольклор органически вписался в духовную культуру чувашей. В башкирских танцевальных мелодиях "Маршрут", "Перовский", "Вороной иноходец", "Церемониальный марш" чувствуется влияние русских хороводов и плясок, походных песен и кавалерийских маршей. Существенным моментом марийского новогоднего праздника была вечеринка девушек с театрализованным представлением ряженых, играми, музыкой, песнями и плясками. Этот праздник близок по характеру русской Масленице. Сабантуй стал своеобразным интернациональным праздником башкир, татар, русских, восточных марийцев и других народов края. Этнокультурное взаимодействие народов Поволжья хорошо прослеживается в их материальной культуре. Узорное ткачество марийцев перекликается с традициями соседних башкир и татар. Общие черты характеризуют одежду низовых чувашей и татар, много общего у этих народов в металлических украшениях женщин и девушек. Взаимовлияние особенно заметно в оформлении старинного женского костюма: костюм чувашек напоминает одежду мариек - он также украшен мелкой геометрической вышивкой. Башкирская национальная одежда имеет сходство с татарской. В русском женском костюме появился карман - неотъемлемая часть нарядного старинного женского костюма у чувашей и мордвы. Русские девушки в некоторых районах повязывали платки "по-татарски", перекрещивая передние концы платка сзади и завязывая их в узел впереди на голове. В костюме русской девушки традиционными стали белые чулки - заимствованный элемент наряда поволжских народностей. Сравнительное изучение музыки и танцев народов позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе хореографии народов лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец "Веревочка". Он распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец "Веревочка" (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце "Алмагач-лары" и в мордовском "Умарина". Элементы многих женских танцев народов Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец "Сновуха" (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях. В башкирском танце "Прядение" показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок, в "Танце труда" изображались мытье, выжимание, сушение ниток; работа ткацкого станка. В марийском танце "На тереблении льна" имитируется процесс выработки льна, в танце "Женский труд" девушки показывали, как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья. Все эти трудовые процессы русские, марийцы, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах:
- "наматывание ниток" - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения "от себя";
- "прядение" - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;
- "полоскание" - руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.
Деятельность в рамках проекта
- Формирование представления о культурных истоках и современном состоянии народного танца. Знакомство с лучшими образцами профессионального исполнительства в народно-сценическом танце.
- Знакомство с музыкальным сопровождением, формирование понимания тесной взаимосвязи музыки, танца и эмоциональной содержательной составляющей творчества.
- Знакомство с традициями, бытом, обычаями, особенностями национального характера и самосознания как сущностной основой танцевального творчества народа.
- Знакомство с особенностями национального костюма.
- Овладение техникой народно-сценического танца.
- Посещение областных семинаров по народно-сценическому танцу.
- Приобретение методической литературы для проведения открытых занятий.
- Привлечение педагогического коллектива ДШИ к работе над проектом.
- Участие в конкурсах и концертах.
-
Ожидаемые результаты
По окончании обучения в рамках проекта дети
будут знать:
-
Историю народного танца;
-
Стили и манеры исполнения национальных танцев народов России и стран бывшего СССР;
-
Характерные особенности национального сценического костюма;
-
Выдающихся исполнителей и балетмейстеров народного танца России и мира.
будут уметь:
-
Владеть правильной хореографической техникой при исполнении народных танцев;
-
Владеть навыками актерского мастерства;
-
Работать в коллективе, выказывая доброжелательное отношение друг к другу;
-
Проявлять эмоциональную чуткость в коллективе.
Таким образом, участники проекта пришли к выводу, что изучение курса «Народно-сценический танец» позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.
Список литературы:
- Апенова Д.И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 15 - 18.
- Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. - М., 1958.
- Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Учебно-методическое пособие для клубных работников. - М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. - 92 с.
- Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982.
- Бурнаев А.Г. Мордовский танец (история, методика, практика). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 232 с.
- Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. - Самара: Изд-во Самар. ун-т, 1992. - 193 с.
- Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. - М., Школьная Пресса, 2000. - 96 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. - 413 с. М.: Искусство, 1965.
- Гордеева В.И. Русская народная одежда. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 55с.
- Горина Л.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 64 - 68.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
- Дальгейм А. Самодеятельный танцевальный коллектив. - Алма-Ата, 1961. - 48 с.М.:
- Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. - М., 1984.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., Политиздат, 1988. - 315 с.
- Конорова Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. - М., 1963.
- Кутасова Т.Д. Самодеятельный танцевальный коллектив. - М.: Профиздат, 1954.
- Лесникова Л.Н. Самодеятельный танцевальный коллектив. - Калинин, 1987.
- Макарова К.П. Сценическое оформление танца и народный костюм. -М., 1973.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 192 с.
- Мордовский народный костюм: Альбом /Под ред. Н.Ф.Мошкина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. - 384 с.
- Мурашко М.П. Танцы Марий-Эл. - Иошкар - Ола, 1981.
- Муртазаева Р.М. Культурологический подход к воспитанию толерантности в межнациональных отношениях в процессе социально-педагогической деятельности. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 206 - 209.
- Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. - М., 1981.
- Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. - М., 1988.
- Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. - М., Алетейа, 2000. - 624 с.
- Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика. Автореф. дис… - М., 1988.
- Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пос. / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной. - М., Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
- Резникова З. Танцы для детей. - М.: Советская Россия, 1968. - 119 с.
- Смолянинова Н.И. Танцевальная культура народов мира. - Барнаул, 2002.
- Тагиров М. Татарские танцы. - Казань, 1960
- Ткаченко Т.С. Народный танец. - М., 1967.
- Уральская В. Некоторые направления учебно-воспитательной работы в хореографической самодеятельности. - М.: Искусство, 1973.
- Устинова Т. Русский народный танец. - М.: Искусство, 1976
- Утегенова С.Х. Формирование толерантной личности воспитанника. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 272 - 274.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-ое изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.
- Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. - 240 с.
- Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник РГУ. - 1996. - вып.1, ч.1. - С. 327-348.
- Эльяш Н. Образы танца. - М., 1970.
- Энциклопедия. Русский балет. Ред. Кол. Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. и др. - М., 1997.