- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс Приёмы технологии развития критического мышления
Мастер-класс Приёмы технологии развития критического мышления
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бовина Л.И. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе
Бовина Людмила Ивановна, учитель начальных классов
Цель занятия:
-
Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии "Развитие критического мышления".
Задачи:
-
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
-
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Эпиграф:
«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам».
А.А. Гин
Ход мастер-класса
-
Организационный момент.
-Добрый день, дорогие друзья! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
- Тема моего мастер-класса: Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе.
- Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам». Слайд 2
- В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках.
I. Стадия «Вызов». Слайд 3
1. Мотивация. Мобилизующий этап
А) Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему.
НОСКУРК Слайд 4 Слайд 5
К
М
А
Я
К
С
У
Н
К
Л
Т
К
О
Н
К
У
Р
С
И
Ь
Р
Т
А
Н
В
И
Р
С
Н
О
Б) Рассмотрите предложенный прямоугольник. Найдите зашифрованную в нем запись. Сформулируйте тему.
Конкурс Слайд 6
- О чём мы хотим узнать?
2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Мы сегодня говорим о конкурсе. Сразу встает вопрос, а что такое конкурс? Слайд 7
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» Слайд 8
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.
- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)
- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «конкурс».
- На этом этапе часто применяю приём «Верные и неверные утверждения». Слайд 9
-… лотерея - это конкурс.
-…все соревнования - это конкурсы.
-… в конкурсе должен быть победитель.
-…все получают награды.
-…все могут участвовать в конкурсе.
- Коллеги, мы отработали 2 приема (« Корзина идей», «Верные и неверные утверждения»), которые применяются на этапе ВЫЗОВА.
- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.
II. Стадия «Осмысление» Слайд 10.
- Следующий этап работы это «осмысление».
Прием «КЛАСТЕР» Определение понятия «конкурс»
- Проверим наше предположение
- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1) Определение термина «конкурс» и основные методики проведения конкурсов
- Ваша задача прочитать его, обсудить в группах и рассказать другим группам:
1 группа: - Что такое конкурс?
2 группа: - Что не является конкурсом?
3 группа: - Для чего люди участвуют в конкурсах?
конкурс
- На работу отводится 4 минуты.
- По ходу выступления групп заполняем кластер (отбор, жюри, премии, награды и т.д.) Слайд 11
- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров»
- Кластер - по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.
(Здесь так же можно использовать приём «ИНСЕРТ» Слайд 12
- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами»
+ материал знаком
V это ново для меня
- думал иначе
? требуется дополнительное разъяснение
- На работу отводится 2 минуты.
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что КОНКУРС - это…
- Этот прием называется «Инсерт»
Инсерт - способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
Что ?
Где ?
Когда ?
Зачем ?
Почему ?
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Почему, вы думаете ...?
Верно ли ...?
- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» Слайд 13
- Что такое конкурс?
- Объясните, почему спортивные соревнования не являются конкурсом?
- Почему вы думаете, что сегодняшнее мероприятие это конкурс?
III. Рефлексия. Слайд 14
- Следующий этап работы: Этап рефлексии.
- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о конкурсе проведем с помощью приема «Синквейн»
(Алгоритм синквейна. Слайд 15
Зачитывают свои варианты.)
-
Конкурс.
-
Творческий, весёлый, профессиональный, отборочный, финальный
-
Помогает, стимулирует, развивает, мотивирует
-
Азарт (мотивация, награда), вознаграждение за труд, общение с коллегами
-
Творчество
Обобщение
- Давайте подведем итог нашей работы.
-.Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о конкурсе.
(Конкурс педагогического мастерства…..
- Порой никакие награды не перекроют и не превзойдут по своей ценности те чувства и эмоции, которые испытывает победитель. Эти чувства - бесценны!!! Но мы с вами все победители: одержали победу на школьных конкурсах, сами над собой, когда не испугались трудностей и стали использовать новые технологии.
Вопросы для подведения итогов:
-
Узнали ли Вы что-то новое для себя?
-
Каким навыкам научились?
-
Как это может пригодиться в жизни?
-
О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?