Выступление на методическом объединении «Развитие творческого потенциала младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мизоновская ООШ

филиал МАОУ Новолоктинская СОШ






Выступление на методическом объединении

классных руководителей







«Развитие творческого потенциала

младшего школьника»

Учитель начальных классов

Шалыгина М.А.



Мизоново

2013г.

Мизоновская ООШ

филиал МАОУ Новолоктинская СОШ

Шалыгина Марина Анатольевна

Выступление на методическом объединении классных руководителей

«Развитие творческого потенциала младшего школьника»

Современное общество ставит перед российской системой образования задачу воспитания самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным гибким мышлением, способной жить и созидать в условиях экономической и социальной нестабильности.

Творческий потенциал - это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве;

Уровни развития творческого потенциала:


  • теоретический,


  • репродуктивно-творческий,


  • творчески-репродуктивный,


  • авторский.


Личность, находящуюся на теоретическом уровне развития творческого потенциала, отличает стремление овладеть знанием о сущности теории творчества.

На репродуктивно-творческом уровне (непосредственная реализация творческого потенциала) происходит развитие творческих умений на индивидуально-репродуктивном уровне.

Процесс целенаправленного и системного развития творческого потенциала характерен творчески-репродуктивному уровню развития творческого потенциала; целостного и системного развития - авторскому уровню.

Переход от одного уровня развития творческого потенциала к другому осуществляется на основе готовности (психологической, научно-педагогической и практической) освоения личностью более высокого уровня развития творческого потенциала.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются:

-основы творческой и образовательной траектории,

-психологическая база продуктивной деятельности,

-формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Реализующийся в учебной деятельности творческий потенциал младшего школьника станет продуктивной силой только тогда, когда внутренние побуждения учащихся совпадут с объективными задачами, которые ставит перед ними учитель.

Поэтому , развить заложенный в каждом ребенке творческий потенциал, воспитать у него необходимые для этого качества, - значит, в первую очередь, создать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В этом возрасте необходимым является педагогическое управление процессом развития творческого потенциала со стороны педагога, который:

а) сам выступает носителем развитого творческого потенциала;

б) организует учебную деятельность, характеризующуюся творческой, развивающей и гуманистической ориентацией;

в) обеспечивает данный процесс научно -методически и технологически;

г) исходя из возрастных особенностей младшего школьника, создает педагогические условия.

Для выявления креативности, творческого потенциала можно использовать Опросник креативности Дж.Рензулли.

Опросник креативности - это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10-20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.) Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8-11-х классов).

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:


  • 4 - постоянно,


  • 3 - часто,


  • 2 - иногда,


  • 1 - редко.


Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов).

Творческие характеристики:


  1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.


  2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.


  3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.


  4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.


  5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.


  6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.


  7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.


  8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.


  9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.


  10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.


^ Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов

Уровень креативности


Уровень креативности


Сумма баллов


Очень высокий


40-34


Высокий


33-27


Нормальный, средний


26-21


Низкий


20-16


Очень низкий


15-10

В младшем школьном возрасте особая роль в развитии творческого потенциала принадлежит учебной деятельности, поскольку она выступает для младшего школьника ведущим видом деятельности и поэтому главные достижения индивида в этом возрасте связаны с ней.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.

Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной формой мышления.

И в связи с тем, что это все - таки уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, парадокса, сказки, предметного боя, отчета, исследования, заседания клуба, суда и т.д.), имеет смысл проводить их не чаще 1-2 раз в четверть.


На основе системного и личностно - деятельностного подхода разработана система творческих заданий, ориентированная на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе. Такие творческие задания можно выполнять на занятиях риторики, чтения, обществоведения («Человек и мир»).
Различные виды творческих заданий способствуют обогащению словарного запаса младших школьников, который продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Виды работ, способствующие развитию творческой активности младших школьников:


  1. жесты и мимика как неязыковые средства выразительности устной речи;


  2. творческое сочинительство;


  3. сочинение;


  4. работа со словарем;


  5. развивающие игры-задания;


  6. крылатые слова;

  7. 7.стихотворчество

Эффективно будет, если методика всей работы на занятиях задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от учащихся и, конечно же, от учителя. Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется отбор занимательного текстового материала, постановка задач проблемного характера при введении нового задания, использование игровых приемов, забавных сюжетов, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.
Применяли нестандартную форму уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки КВН, уроки «Брейн-ринг». Продуктивным мы считаем в системе метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Создавали проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Детям нравится работать самостоятельно, не бояться допустить ошибку в ответе, т.к. они понимают, что учитель всегда готов им помочь.


Остановимся лишь на некоторых приемах, использовавшихся на уроках математики для активизации творческой мыслительной деятельности учащихся. Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.
Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, игры:

Игра «Узнай числа»

- Вставь в пословицы пропущенные названия чисел:

1. … раз отмерь - … отрежь (семь, один)

2. Не имей … рублей, а имей … друзей (сто)

3. … в поле не воин (один)

4. Душа …, а желаний … (одна, тысяча)

5. … дней болтовни не стоят одного подвига (тысяча)

6. … человека знают - узнают все … (три, тридцать)

7. … ласточка весны не делает (одна)

Задачи в стихах «В уме считайте, не по пальцам»

18 саженцев рядами

Посадили школьники в саду,

Здесь клубника с длинными усами

Вырастет по 9 штук в ряду

Я хочу, чтоб быстро вы считали

Руку поднимите, кто готов.

Сколько получилось там рядов?

Каждый день медведь - портняжка

Шил 3 шляпы, 7 фуражек

А 15 дней пройдет -

Сколько он вещей сошьет?



Задачи, которые предлагают сами дети:

1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

2. На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)

3. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (сто)

4. Чему равно произведение всех цифр? (0)

5. Масса полбуханки хлеба - полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки? (1 кг).

6. Чтобы попасть в театр двум отцам и двум сыновьям, понадобится только три входных билета. Как такое может быть? (дедушка, отец, сын).

7. Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)

8. Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Загадки

Загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответ. Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать с другими словами, находить в них сходство и различия. Вырабатывают у школьников умения выделять главное, основное в каком-то понятии. Например, на уроках математики, мы использовали следующие загадки:

^ Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (двойка)

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы - твои труды (карандаш)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешками

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете (цифры)



В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он - находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.


Приложение

Примерный конспект урока чтения

Тема: Сочиним загадку

Цель: познакомить учащихся с приемами конструирования загадки; учить детей замечать существенные, основные признаки предмета; обратить внимание учащихся на рифму при сочинении загадки; развивать творческое воображение, мышление, внимательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- На занятии мы будем учиться сочинять загадки. Но перед этим проведем работу со стихотворением.

II. Работа со стихотворением.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной...

- Продолжите эти строки. Кто их написал? Что вы знаете об авторе?

- Каких еще писателей вы знаете? Назовите их книги.

- Если бы кто-то из вас, нынешних учеников, в будущем стал писателем, какую книгу и о чем вы бы написали?

III. Отгадывание загадок, наблюдение за их описательными признаками.

- Любите ли вы загадки? Умеете ли их отгадывать?

Из пшеницы, из овса

Смотрят синие глаза. (Васильки).

- Почему вы решили, что это васильки? (эти синие цветы обычно растут в поле среди пшеницы или овса. На желтом фоне они ярко выделяются, напоминают синие глаза).

- В этой загадке сам цветок называется? (Нет, в загадке говорится о синих глазах, которые напоминают васильки).

- В этом и заключается секрет загадки: сам предмет, который нужно отгадать, не называется, а говорится о похожем предмете, имеющем такие же признаки.

- Какие признаки василька названы в загадке? (Цвет василька и место, где он обычно растет).

- Попробуйте отгадать еще одну загадку:

По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей дома вожжи,

Он ходить без них не может. (Троллейбус).

- Как вы догадались, что загадка о троллейбусе? (Троллейбус немного напоминает дом - у него есть двери, окна. Люди ездят в нем, а он ходит только вдоль проводов).

- Отгадайте:

Серебряные нити

Соединяют небо и землю. (Дождь).


Желтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце стоит,

Туда он и глядит. (Подсолнух).

Серый маленький Денис

На веревочке повис. (Паук).

- Как построены загадки? (Описан предмет, указаны его признаки, но не прямо, а с намеком, иносказательно).

IV. Загадывание загадок детям. (Класс делится на 3 команды).

- Вы хорошо отгадываете, а вот как вы умеете загадывать загадки?

(Команды учащихся загадывают друг другу по 5-6 загадок).

V. Сочинение загадок.

- Да, интересно отгадывать и загадывать загадки. А кто-нибудь пробовал сам составлять загадки? Это еще интереснее.

- Посмотрите на предмет. Что это? (Чайник).

- А теперь внимательно рассмотрите чайник и назовите его внешние признаки. Какой он? (Чайник круглый, с носиком, есть ручка, крышка).

- На что похож чайник? Кого напоминает? (На слона в берете; паровоз).

- Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чай пить).

- Где обычно находится чайник? (На столе спит; на огне сидит; на плите сидит).

- Что в чайнике? (Вода кипит; пар шумит; водица бурлит).

- Давайте придумаем загадку. Отгадкой должно быть слово «чайник». Назовем чайник «слоном в беретке». Итак, первая строчка:

Слон в беретке (где находится?)

На огне сидит (что делает?)

Воду кипятит.

VI. Самостоятельная работа.

Конкурс «Лучшая загадка».

- Какие еще загадки можно придумать, чтобы отгадкой было слово «чайник»?

VII. Чтение и обсуждение загадок, придуманных учащимися. Поощрение их работ.

VIII. Итог занятия.

- Чему вы научились на занятии?

- Что вам понравилось? Что было интересно?

- Что не получалось, было трудно?

IX. Домашнее задание.

- Рассмотрите настольную лампу. Назовите ее отличительные признаки: как она выглядит, для чего нужна, на что похожа (кого напоминает) и т.д.

Придумайте (составьте) дома загадку о настольной лампе.


Личностно - деятельностный подход в исследовании предполагает развитие творческой активности младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает субъективно-творческий опыт учащихся, индивидуально-психологические особенности младших школьников, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником.

Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.
Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе.

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников.

Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие творческой активности младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности. Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.
Творческие задания должны, по сути, пронизывать весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности личности, мы приходим к следующим выводам:


  1. При кажущейся феноменологической похожести понятий «творчество» и «креативность» есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.


  2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.


  3. Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.


  4. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста должно происходить на каждом уроке: на уроке математики, русского языка и чтения, риторики, обществоведения и т.д.







Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка

(по А. И. Савенкову).
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок.
Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны». Однако предел этот существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется «одаренностью».
Под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей.
Существовала и другая точка зрения, согласно которой «природа свои дары делит поровну». Но реальная практика свидетельствует о том, что умственные способности и творческие возможности людей не равны от рождения и колеблются от умственной отсталости до высокой одаренности.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является модель, в которой одаренность рассматривается как совокупность трех слагаемых: Творческие способности. Творческие умения. Творческая мотивация.
Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.
Мотивация. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.
Креативность (творческость). Это значит, способность копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить дом из песка, приветствовать будущее.
Способность выше среднего (творческие способности). Здесь имеется в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные знания, умения, навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна - это с одной стороны, с другой - как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной (по предметной направленности) деятельности.
Все эти оставляющие одаренности позволяют понять структуру данного явления и определить пути ее выявления и развития.
В психолого-педагогической теории и практике существует два основных подхода к изучению интеллектуально - творческого потенциала личности. Первый - изучение с помощью тестов. Это группа методик адресована практическим психологам. Второй - изучение с помощью проблемных ситуаций (задач), то есть непосредственно в деятельности. Эту группу можно поделить в свою очередь, на две группы: методики для проведения специальных исследований (углубленное изучение особенностей интеллектуальной сферы, креативности…); методики для учителей и родителей.
Остановимся на методиках второй группы. Методика диагностики общей одаренности педагогом Все личностные характеристики можно объединить в 3 группы: Интегративные личностные характеристики. Характеристики сферы умственного развития. Характеристики сферы личностного развития.
Каждая из этих характеристик имеет несколько параметров. Эти параметры оцениваются по пятибалльной шкале и заносятся в таблицу.
Оценки будут объективными, если будут поставлены не одним педагогом, а несколькими, работающими с детьми. Для этого каждый участники заполняет собственную таблицу. Затем подсчитываются средние показатели, которые потом отмечаются на графике.

Интегративные личностные характеристики оцениваются по направлениям: Любопытство - появляется в поиске новой информации, знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности. Сверхчувствительность к проблемам - проявляется в способности выявлять и ставить проблемы там, где другие ничего необычного не замечают. Способность к прогнозированию - способность представить результат до того, как проблема будет решена. Словарный запас - это не только большое количество слов, но и умение строить сложные синтаксические конструкции, придумывание новых слов. Способность к оценке - проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Характеристики сферы умственного развития Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Гибкость мышления - способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, далеким по содержанию, устанавливать между явлениями связи, находить альтернативные решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы. Продуктивность - или «беглость» мышления рассматривается как способность генерировать большое число идей. Способность к анализу и синтезу - проявляется при решении логических задач и проблем. Классификация и категоризация - проявляется кроме специальных логических задач в самых разнообразных видах деятельности (стремление к коллекционированию, систематизации материалов). Высокая концентрация внимания - выражается в двух особенностях: высокая степень погруженности в задачу; возможность успешной настройки на восприятие информации даже при наличии помех. Память - хорошо развиты разные виды памяти. Но преимущество в творчестве имеет тот, кто быстрее способен извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.


Характеристики сферы личностного развития Увлеченность содержанием задачи - деятельность эффективна, если она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию. Перфекционизм - характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Нонконформизм - степень самостоятельности и независимости проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения даже, если она противоречит мнению большинства и в стремлении действовать не традиционно. Лидерство - умение легко общаться с другими людьми, чувствовать себя уверенно в окружении людей, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Соревновательность - проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкуренцию. Широта интересов - проявляется в стремлении заниматься самыми разными не похожими видами деятельности. Юмор - способность обнаруживать несуразное, видеть смешное в самых разных ситуациях.
Оценив уровень развития каждой характеристики, мы получим нечто, вроде «портрета личностного потенциала ребенка».
Как подвести итоги Условно одаренный ребенок получит по всем характеристикам высшие баллы, и на рисунке получится правильный многоугольник. Реальный ребенок при объективной оценке даст неправильный многоугольник. Это индивидуальное сочетание уровней развития характеристик и дает тот неповторимый портрет личностного потенциала ребенка. Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы - какие качества развиты хорошо, а какие требуют повышенного внимания.
Диагностика выявления склонностей ребенка Инструкция для детей В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится - ставьте знак минус (-), если нравится - плюс (+), если очень нравится - два плюса (+ +). Инструкция для родителей Для того, чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке минус (-), если нравится - плюс (+), если очень нравится - два плюса (++). Если по какой - либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов Решать логические задачи и задачи на сообразительность. Слушать или читать самостоятельности сказки, рассказы и др. Петь, музицировать. Заниматься физкультурой. Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых. Слушать или читать рассказы о природе. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовит пищу). Играть с техническим конструктором. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами. Самостоятельно рисовать. Играть в спортивные, подвижные игры. Руководить играми детей. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. Ходить в магазин за продуктами. Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях). Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.). Убирать за собой книги, тетради, игрушки. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества. Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. Играть со сверстниками в различные коллективные игры. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.
Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Как оценивать Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как в школе: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и четко проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).



© 2010-2022