Внеурочная деятельность 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа проектной деятельности «Эрудит» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы МКОУ Подгоренской СОШ №1, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Общая характеристика курса.

Цель программы: формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка

Задачи:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

  • познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

  • обучить основам оформления работ.

  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Программа курса «Эрудит» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий» а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Место курса «Эрудит» в учебном плане.

Курс «Хочу всё знать» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, расчитан на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

Результаты освоения курса.

В процессе работы над проектом у учеников формирую большое количество УУД, а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, специалиста, родителей), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Содержание курса

Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также расширяет кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Результаты, достигнутые учеником в проектной деятельности, находят отражение в его портфеле достижений.

Занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приёмы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа с компьютером;

  • дискуссии, беседы

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Теор.

часть

Практ.

часть

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1


Рассказ учащихся о своих увлечениях.

2

Как выбрать тему исследования.

1


Выбор темы исследования.

3

Цель и задачи исследования.

1


Постановка целей и задачи исследования.

4

Гипотеза исследования.

1


Самостоятельное предположение для работы над проектом «Наши мамы».

5

Этапы работы над проектом.

1

Составление плана работы над проектом «Наши мамы».

6

Актуальность темы проекта.

1


Сбор информации (фотографий) для работы над проектом «Наши мамы».

7

Групповой проект «Наши мамы»

1


Просмотр презентации «Наши мамы».

8

Проблема. Решение проблемы.

1


Постановка проблемы и её решение в работе над проектом «Наши мамы».

9

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «Интернет».

1

Сбор информации для работы над проектом «Дед Мороз».Работа с энциклопедиями и интернетом.

10

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1


Самостоятельное составление анкеты «Я и литература» для учащихся 2 классов. Игра « Я журналист»

11

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1


Сбор значимой информации о Дедушке Морозе.

12

Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка».

1


Знакомство детей с понятиями « макет» и « поделка».

13

Проект «Дед Мороз». План проведения проекта.

1


Составление плана проведения проекта.

14

Проект «Дед Мороз». Сбор информации.

1

Отбор значимой информации о Дедушке Морозе.

15

Проект «Дед Мороз». Оформление продуктов проекта.

1

Работа над презентацией проекта «Дед Мороз».

16

Проект «Дед Мороз». Презентация проекта.

1


Просмотр презентации «Дед Мороз»

17

Играем в учёных. Это интересно.

1

Самостоятельное составление презентации.

18

Отбор информации для мини-сообщения.

1

Сбор информации о нашем классе. Подготовка мини-сообщений.

19

Первые шаги составления презентации на компьютере к проекту «Наш класс»



1

Составление презентации на компьютере «Наш класс».

20

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации



1

Оформление презентации на компьютере.

21

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией.

1


Игра «Я - диктор телепередачи « 2 «»А» класс»».

22

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1


Постановка вопросов и ответов по теме.

23

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации



1

Оформление презентации на компьютере.

24

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

1


Самоанализ своего проекта.

25

Групповой проект «Наш класс»



1

Оформление презентации на компьютере.

26

Презентация проекта «Наш класс»

1


Просмотр проекта «Наш класс».

27

Эксперимент.

1


Игра «Я - учёный»

28

Занимательные опыты.

1

Игра «Я - учёный»

29

Индивидуальный проект «Любимое блюдо нашего класса»



1

Самостоятельное оформление презентации на компьютере.

30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации



1

Самостоятельное оформление презентации на компьютере.

31

Презентация проекта «Любимое блюдо нашего класса»



1

Самостоятельное оформление презентации на компьютере.

32

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.



1

Защита своих проектов перед учащимися других классов.

33

Самоанализ-рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией.

1


Самоанализ своего проекта.

34

Советы на лето.

1


Материально-техническое обеспечение курса « Хочу всё знать».

1. Проектная деятельность в начальной школе: Зиновьева Е.Е. , - М.: 2010 г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2010 г.

3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696

5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]standart.edu.ru/

Контроль уровня обученности. Подведение итогов деятельности организовывается в форме защиты индивидуальных проектов.

5


© 2010-2022